Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое состояние первоклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андрианова, Е. А. Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое состояние первоклассников / Е. А. Андрианова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37667/ (дата обращения: 19.04.2024).



This article examines the impact of cartoons on the emotional state of first-graders, the change in the level of anxiety after watching multiplikatsionnyj movies.

Keywords: cartoon, mental state, mood, behavior, hero.

В настоящее время по телевидению показывают много мультипликационных фильмов, которые смотрят люди различного возраста. Одни смотрят их, считая это просто развлечением, другие познают мир. Но стоит очень важный вопрос в том, каково влияние мультфильмов на психическое состояние детей? Ведь от того, что смотрит ребенок, зависит не только его психологическое самочувствие, но и отчасти формирование личности. Многие родители в качестве метода воспитания используют именно мультфильмы, во время просмотра ребенок полностью отключается от внешнего мира.

Актуальность выбранной темы определена тем, что в детском возрасте происходит формирование внутреннего мира и сознания, где значимая часть информации приходит от родителей, из сказок, игр и телевизионных передач. Многие родители не уделяют должного внимания своим детям, завлекают детей играми в телефонах и просмотрами мультфильмов, поэтому функцию воспитания выполняют гаджеты с мультфильмами. Однако современные мультфильмы часто не несут добра, порядочности, сопереживания и адекватного восприятия мира. Многие родители не задумываются о том, как тот или иной фильм оказывает влияние на развитие ребенка. Ведь мультфильмы заменяют детям книги, общение с родителями, сверстниками, прогулки. В данной работе стоит цель выявить влияние просмотра мультипликационных фильмов первоклассниками на их психическое состояние.

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов [3].

В выборе мультфильма нужно быть очень осторожным. Если брать советские мультфильмы, то в них отражается адекватная картина мира, в ней показывается четкое разграничение добра и зла. Отрицательные герои часто легко поддаются воздействию и перевоспитываются. Они показываются в большинстве случаев в юмористической форме, чтобы уравновесить его отрицательную сущность. Поэтому такая картина гармонизирует психику ребенка. Эти мультфильмы полезны детям, они учат нормативному поведению, как быть хорошим другом, как помогать другим [1].

Многие советские мультфильмы имеют спокойный, положительный конец; в основе лежат счастливые моменты; человеческие и животные образы передают дружелюбие, сострадание, естественность.

Психические состояния – это психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. К таким состояниям можно отнести: радость, грусть, апатию, сосредоточенность, напряжение, утомление и др. Каждое событие в жизни ребенка влияет на его психическое состояние в данный момент [5].

Ребенка, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, которые он не способен выразить словами. Многие школьники начинают подражать поведению героев, воплощать их поведение в жизни. Когда ребенок сопереживает, сочувствует персонажу, это зарождает в нем такие чувства, как сострадание, уверенность в победе. Дети принимают на себя роль каждого героя и испытывают те же эмоции, что и они.

Некоторые современные мультипликационные фильмы негативно влияют на психическое состояние ребенка. Чрезмерно яркая анимация, громкий звук вызывают головную боль и повышенную тревожность. Постоянные драки, конфликты персонажей развивают у ребенка агрессию, черствость, дети проявляют гнев по отношению к окружающим. Употребление жаргонной лексики, оскорблений не оказывают положительного влияния. Дети часто принимают на себя роли антисоциальных героев, такие герои не учат уважению к окружающим, старшим, не чтят традиции. Их внешний вид (фигуры имеют нереалистические пропорции, уродливую внешность) искажает реальное представление о полоролевом поведении, меняют мнение об обязанностях мужчины и женщины. Персонажи постоянно демонстрируют девиантное поведение, нарушение правил поведения в обществе формируют у детей непослушание взрослых [4].

Быстрые сменяющие события, происходящие в мультфильме, могут вызвать гиперактивность ребенка, иногда даже и агрессию; яркие моменты заставляют переживать детей, вызывают чувство тревоги. После просмотра мультфильмов дети очень впечатлены и зачастую пытаются реализовать в жизни увиденные события.

Однако многие современные родители предпочитают включать детям зарубежные мультфильмы. Герои данных мультфильмов не несут в себе положительной энергии, они агрессивны и жестоки, уродливы и страшны. В таких мультфильмах преобладают агрессивные действия героев, сцены насилия, убийств [6]. Например, в мультфильмах «Том и Джерри», «Черный плащ» герои бьют друг друга различными предметами, случается даже кого-то убивают.

Таким образом, мультипликационные фильмы оказывают влияние на психическое состояние детей. С одной стороны, это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют эталоны допустимого поведения. Дошкольники и младшие школьники имеют возможность научиться позитивно воспринимать себя, через подражание своему любимому герою совершают поступки, чувствуют уверенность в себе, также учатся справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. С другой стороны, у детей после просмотра мультфильмов может проявиться агрессивность, демонстративное и неуправляемое поведение, невнимательность, гипервозбудимость.

Для изучения влияния мультипликационных фильмов на психическое состояние первоклассников было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 16 первоклассников МБОУ Новоселковской СОШ. Исследование психического самочувствия проводилось с помощью Цветового теста Люшера. Психодиагностика тревожности испытуемых проводилась до и после просмотра мультфильмов Учащимся в течение урока были показаны мультфильмы «Том и Джерри» и «Маша и медведь». После просмотра был проведено повторное исследование, которое показало, что уровень тревожности повысился у 31% учащихся. У 25% учащихся уровень тревожности понизился. Эти дети стали больше улыбаться, расслабились, начали шутить со своими одноклассниками. У 44% школьников уровень тревожности после просмотра мультфильма не изменился, среди них только у 1 школьника наблюдается повышенный уровень тревожности, среди них у 43% школьников наблюдался повышенный уровень тревожности, у 57% - нормальный. Это значит, что их эмоциональное состояние не зависит от просмотренного материала, а повышенный уровень тревожности обусловлен иными факторами. Полученные данные представлены на рис 1.

Рис 1. Результаты исследования уровня тревожности до и после просмотра мультфильма

Таким образом, можно сделать вывод о том, что просмотр мультфильмов неоднозначно влияет на психическое состояние первоклассников. У некоторых детей после просмотра снижается эмоциональное напряжение и тревожность, поднимается настроение. Для таких учащихся мультфильм является простым увлечением и хорошим времяпрепровождением, способствуя эмоциональной разрядке. С другой стороны, мультфильмы могут отрицательно влиять на психологическое состояние школьников, повышая их возбудимость, тревожность и эмоциональное напряжение. Повышенный уровень тревожности оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка, продуктивность его деятельности и может перейти в разряд базовых черт личности, если систематически повторяется и закрепляется в поведении.

Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не смотрел те мультфильмы, в которых имеются агрессивные сцены, где внешние данные и деятельность персонажей не соответствуют действительности, т.к. у ребенка неправильно сформируется представление об окружающей жизни. Исключением является фантастика, которая развивает у детей воображение. Следует выбирать мультфильмы, в которых даются ориентиры доброты, взаимопомощи, сострадания. В воспитании детей не стоит ограничиваться подбором воспитывающих мультипликационных фильмов. Ни один мультфильм не может заменить совместной деятельности ребенка с родителями: активных игр, прогулок, чтения вслух, выполнения домашних дел.

Литература:

  1. Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. — №6. — С.28 -31.
  2. Би X. Развитие ребенка. - М.: Питер, 2004. — 768с.
  3. Большой энциклопедический словарь. - М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434 с.
  4. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. — 2001. — №8. - С.75.
  5. Немов Р.С. Психология: в трех книгах. - к. 3. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 632 с.
  6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Академия, 2002. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мультфильм, просмотр мультфильмов, повышенный уровень тревожности, уровень тревожности, родитель, психическое состояние, психическое состояние детей, психическое состояние первоклассников, эмоциональное напряжение.


Похожие статьи

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [14, С. 4]. Н. Д. Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя...

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе...

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику.

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

В статье описывается развитие мультипликации. Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста. Изучена технология созданию кукольных мультфильмов...

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию

Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция наличия страхов, уровня тревожности у детей поможет избежать ее негативные последствия.

Работа школьного психолога с тревожными детьми

В работе Кочубей Б. И. и Новикова Е. В. «Эмоциональная устойчивость школьника» [4], излагается весьма интересный подход к проблеме тревожности, причем отмечаются причины, которые приводят к развитию данного состояния у ребенка.

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Key words: anxiety, emotional intelligence, teenagers. Проблема высокой личностной и школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности.

Среди различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, довольно большое внимание уделяется состоянию беспокойства и тревоги.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

Влияние тревоги на результативность деятельности зависит и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека [1]. Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной...

Похожие статьи

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [14, С. 4]. Н. Д. Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя...

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе...

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику.

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

В статье описывается развитие мультипликации. Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста. Изучена технология созданию кукольных мультфильмов...

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию

Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция наличия страхов, уровня тревожности у детей поможет избежать ее негативные последствия.

Работа школьного психолога с тревожными детьми

В работе Кочубей Б. И. и Новикова Е. В. «Эмоциональная устойчивость школьника» [4], излагается весьма интересный подход к проблеме тревожности, причем отмечаются причины, которые приводят к развитию данного состояния у ребенка.

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Key words: anxiety, emotional intelligence, teenagers. Проблема высокой личностной и школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности.

Среди различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, довольно большое внимание уделяется состоянию беспокойства и тревоги.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

Влияние тревоги на результативность деятельности зависит и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека [1]. Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной...

Задать вопрос