Методы решения управленческих проблем и реализация функций в инновационном менеджменте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Опрышко, Ю. И. Методы решения управленческих проблем и реализация функций в инновационном менеджменте / Ю. И. Опрышко, М. А. Баранникова, С. А. Арутюнян, С. Н. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37613/ (дата обращения: 23.04.2024).



Целью данного исследования является обоснование применения методов решения управленческих проблем, а также реализация функций в процессе применения данных методов в инновационном менеджменте.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, метод мозгового штурма, метод Дельфи, метод синектики, метод коллективных ассоциаций, метод фокальных событий, метод использования карточки, основные предметные функции, обеспечивающие функции

Методы инновационного менеджмента представляют собой систему правил и процедур, которые выполняют различные задачи по управлению инновациями. Целью разработки системы является выработка рациональных управленческих решений, которые, как правило, появляются в ходе исследования теории и применяются на практики после масштабных экспериментальных апробаций.

В построении систем управления на инновационном предприятии методы менеджмента вносят не что иное, как определенную упорядоченность, обоснованность и эффективность работы организации. Инновационный менеджмент может использовать как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности, таких как торговля, производство, культура, образование и пр., так и специальные методы, которые отражают специфику инновационной сферы.

Фундаментальная основа инновационного менеджмента включает в себя моделирование процессов, научный подход, системную ориентацию и [3].

Моделирование впоследние годы стало основной концепцией построения эффективных систем инновационного менеджмента. Благодаря моделированию упрощаются сложные инновационные процессы, выделяются в них компоненты и связи, являющиеся наиболее значимыми, проводятся экспериментальные проработки ситуаций в управлении и осуществляются прогнозные расчеты.

К базовым типам моделей относятся: физические, аналоговые и математические.

В практике широко применяются физические модели, их примером могут служить различные пространственные планировки на инновационном предприятии. Аналоговые модели иллюстрируют структуру или поведение моделируемого объекта, это, например, может быть сделано в виде графиков, гистограмм или структурных схем.

Для оптимизации управленческих решений наибольшие возможности дает применение математической модели. Чаще встречающимися в литературе моделями являются теории очередей, теории игр, теории линейного программирования, управления запасами и экономического анализа.

Фундаментальной основой инновационного менеджмента является использование научного подхода. Наиболее полное и последовательное выражение научный подход получает в системной ориентации. Системная ориентация менеджмента рассматривает инновационное предприятие как сложную открытую систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующую с окружающей средой. Системная ориентация позволяет в рамках целостной системы на инновационном предприятии произвести структурирование управленческих задач и упорядочить методы их решения.

При принятии управленческого решения, необходимо найти альтернативу. Основными методами генерации альтернатив в инновационном менеджменте являются:

– метод мозгового штурма;

– метод Дельфи;

– метод синектики;

– метод коллективных ассоциаций;

– метод фокальных событий;

– метод использования карточки.

В процессе использования данных методов реализуются следующие функции: основные или предметные и обеспечивающие [1].

Предметные функции являются наиболее общими. Они отражают содержание на основных стадиях процесса управления инновационной деятельностью предприятия и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех уровнях иерархии. Основные (предметные) функции: формирование целей, планирование, организация и контроль.

На рисунке 1 показана их логическая последовательность и взаимосвязь в процессе управления инновациями.

Процесс управления, как правило, начинается с формирования системы целей и задач инновационной деятельности (или проекта) на некоторый период времени.

Планирование, как функция инновационного менеджмента, заключается в том, чтобы сформировать основные направления и пропорции инновационной деятельности в соответствии с тем, какие ранее были установлены цели развития, каковы возможности ресурсного обеспечения и имеющейся спросом на рынках.

Рис. 1. Взаимосвязь предметных функций инновационного менеджмента

Сущность функции организация инноваций, заключается в том, чтобы обеспечить выполнение плановых заданий с целью реализовать принятую стратегию развития инновационного предприятия. Организация инноваций является одной из важнейших функций, осуществление которой является наиболее существенной частью деятельности руководителей. Рациональное сочетание всех элементов инновационного процесса обеспечивает функция организация инноваций.

Завершает управленческий цикл в инновациях — контроль, который гарантирует эффективное осуществление всех остальных функций. Сущность контроля в инновационном менеджменте заключается в том, что он обеспечивает своевременное выполнение установленных плановых заданий, направленных на достижение принятых целей развития.

Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают в себя инструменты и процессы управления, которые помогаю эффективно осуществлять предметные функции управления в организации. К ним относятся такие функции менеджмента как социально-психологические ипроцессуальные (технологические) [2].

Социально-психологические функции менеджмента в основном связаны с характером производственных отношений в коллективе. Они имеют при этом два функциональных подразделения: мотивация и делегирование. Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления. Мотивация включает систему материального и морального стимулирования для сотрудников организации. Таким образом, с помощью рационального делегирования полномочий и трудовой мотивации работников достигается гармония в отношениях между участниками процесса, а также создается благоприятный производственный и психологический климат в организации, что является предпосылками успешного менеджмента в инновациях.

В процессуальных функциях выделяют: решения и коммуникации. Это два вида деятельности, которые являются неотъемлемой частью труда менеджера на любом уровне иерархии. Управленческие решения выступают главной формой осуществления инновационных идей. Для успешного продвижения инноваций используют функцию коммуникации, которая основана на том, чтобы подготавливать, получать, перерабатывать и передавать информацию. Данная функция управления является специфическим элементом инновационного менеджмента и имеет достаточно большое значение, так как инновации практически всегда связаны с новой информацией. Целостная система функций представлена на следующем рисунке.

Рис. 2. Система функций инновационного менеджмента

Нужно сказать, что все вышеперечисленные аспекты управления необходимо рассматривать комплексно, так как они взаимно дополняют друг друга.

Рассмотрим подробнее методы решения управленческих проблем в инновационном менеджменте.

Метод мозгового штурма, переводя с английского, означает «мозгами атаковать проблему». Целью метода мозгового штурма является генерирование идей без их экспертного анализа и обсуждения участниками.

Суть метода заключается в том, что каждый участник имеет право высказывать свои самые различные идеи, которые, по его мнению, способны решить проблему. Чем больше поступает различных предложений, тем лучше. Все идеи выслушиваются без какой-либо критики и оценки, их анализ будет произведен централизовано, после того, как будут выслушаны все варианты.

Метод Дельфи. Цель метода заключается в получении согласованной информации о высокой степени достоверности от группы экспертов. Данный метод — это попытка устранить противоречия, которые возникают в работе групп экспертов.

Суть метода, заключается в том, что если производить опрос экспертов независимо друг от друга, то появляются большие отклонения в переделах, а если же в процессе работы будет происходить обмен мнениями, то это может привести к тому, что появятся оценки, навязанные авторитетными коллегами. В связи с этим, вместо дискуссий экспертов проводятся индивидуальные опросы. Опросы проводятся в несколько этапов, которые повторяются до тех пор, пока не будет достигнуто согласованное решение.

Метод применяется в тех случаях, когда время для принятия решения не ограничено.

Метод синектики. Автором данного метода является Уильям Гордон.

Термин «синектика» означает объединение очевидно несовместимых частей, разнородных элементов, т. е. для решения проблемы в одну группу объединяются отдельные «творцы». Два базовых процесса синектики:

1) превращение незнакомого в знакомое;

2) превращение знакомого в незнакомое.

Для того чтобы процесс решения проблемы происходил не на уровне осознанного мышления, а на уровне спонтанной активности головного мозга, Гордон использовал четыре вида аналогии: прямые, личные, символические, фантастические.

Метод коллективных ассоциаций. В данном методе основным источником генерации идей является ассоциация и метафоры. Для того чтобы возникали ассоциации, а идеи генерировались, необходимо использовать следующие метафоры:

– бинарные метафоры-аналоги;

– метафоры — катахрезы, содержащие противоречия;

– метафоры-загадки.

Метод фокальных событий. Суть метода в установлении ассоциативной связи между исследуемой проблемой и случайным словом. На фокальный (заданный) объект переносятся свойства других объектов, которые были выбраны наугад. В результате объект приобретает необычное сочетание свойств, другие качества, что приводит к появлению цепи ассоциаций и к появлению творческого решения.

Метод использования карточек. Метод, основанный на использовании карточек, позволяет работать участникам группы анонимно. К данному способу приходится прибегать, когда внутри группы, выдвигающей идеи, есть конфликты. Конфликты подавляют творческий характер принятия решений.

Литература:

  1. Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия: учебное пособие. Юнити-Дана. 2012. 231 с.
  2. Гаджиев М. М., Козловский В. А., Козловская Э. А. Управление инновационным процессом на предприятии в условиях рыночной экономики. ДНЦ РАН. СПб. изд-во ЛПИ. 1991. -201с.
  3. Голубков Е. П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений. — М.: Дело и сервис, 2012. — 464с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационный менеджмент, инновационное предприятие, мозговой штурм, функция, метод Дельфи, метод синектики, научный подход, организация инноваций, процесс управления, системная ориентация.


Ключевые слова

метод мозгового штурма, метод Дельфи, инновационный менеджмент, метод синектики, метод коллективных ассоциаций, метод фокальных событий, метод использования карточки, основные предметные функции, обеспечивающие функции

Похожие статьи

Диверсифицированные методы в исследованиях систем...

- методы мозгового штурма, - методы систематизированного поиска

- методы фантастического преображения проблемы (методы Дельфи), - методы синектики

Основные принципы и задачи инновационной деятельности...

В качестве общих принципов организации инновационной деятельности предприятия исследователи называют [4]: 1. Целевую ориентацию, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса.

Управленческие инновации и их применение в российских...

Ключевые слова: анализ, инновация, менеджмент, управленческие инновации, характеристики, управление, организация, предприятие, новшество.

− быть системным, а именно охватывать целый ряд процедур и методов

Использование инновационных методов в образовании

Мне особенно понравились следующие инновационные методы: метод портфолио, метод проблемного изложения, метод проектов, проблемно — поисковые методы, научноисследовательская деятельность студентов, встроенная в учебный процесс...

Стратегии и принципы инновационного управления...

В свою очередь инновационные технологии управления – это методы управления целостной структурой компании с системным использованием нововведений в основных функциях управления (организационная структура, развитие и мотивация персонала и т.д...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

инновация, инновационный процесс, инновационное развитие предприятия, управление инновационным процессом, инновационная активность.

Обзор методов управления проектными рисками

метод мозгового штурма; метод Дельфи

метод «Синектика». Данный процесс должен быть завершен на ранней стадии планирования проекта.

Организация управления рисками в системе управления предприятиями пищевой промышленности.

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Инновационный процесс – это научно-исследовательские, опытно-конструкторские

Процесс управления инновационного проекта.

Интерактивная технология (метод проектов) как один из видов инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы.

Инновация же является конечным результатом внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического...

Похожие статьи

Диверсифицированные методы в исследованиях систем...

- методы мозгового штурма, - методы систематизированного поиска

- методы фантастического преображения проблемы (методы Дельфи), - методы синектики

Основные принципы и задачи инновационной деятельности...

В качестве общих принципов организации инновационной деятельности предприятия исследователи называют [4]: 1. Целевую ориентацию, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса.

Управленческие инновации и их применение в российских...

Ключевые слова: анализ, инновация, менеджмент, управленческие инновации, характеристики, управление, организация, предприятие, новшество.

− быть системным, а именно охватывать целый ряд процедур и методов

Использование инновационных методов в образовании

Мне особенно понравились следующие инновационные методы: метод портфолио, метод проблемного изложения, метод проектов, проблемно — поисковые методы, научноисследовательская деятельность студентов, встроенная в учебный процесс...

Стратегии и принципы инновационного управления...

В свою очередь инновационные технологии управления – это методы управления целостной структурой компании с системным использованием нововведений в основных функциях управления (организационная структура, развитие и мотивация персонала и т.д...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

инновация, инновационный процесс, инновационное развитие предприятия, управление инновационным процессом, инновационная активность.

Обзор методов управления проектными рисками

метод мозгового штурма; метод Дельфи

метод «Синектика». Данный процесс должен быть завершен на ранней стадии планирования проекта.

Организация управления рисками в системе управления предприятиями пищевой промышленности.

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Инновационный процесс – это научно-исследовательские, опытно-конструкторские

Процесс управления инновационного проекта.

Интерактивная технология (метод проектов) как один из видов инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы.

Инновация же является конечным результатом внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического...

Задать вопрос