Библиографическое описание:

Выходцева Т. В. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 28-30.



Российскому обществу нужны образованные, коммуникабельные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять полученные знания на практике. В то время как в школе у учащихся низкий уровень проявления познавательной активности, да и самостоятельность мышления, умение планировать свою деятельность и результат работы выражены слабо. С переходом к ФГОС методу проектов отводится особое место. [3] Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию учащихся, нормализацию учебной нагрузки, ее индивидуализацию. В настоящее время обучающиеся имеют множество источников информации, поэтому, на уроках основная задача не обеспечить ребенка только знаниями по теме, а научить систематизировать их, применять на практике, самостоятельно мыслить, перерабатывая имеющуюся и полученную информацию в конкретный «продукт».

Одна из задач новых образовательных стандартов, — «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве…» [1, c. 20].

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка — одно из направлений работы учителя по реализации новых образовательных стандартов. Интернет-ресурсы помогают индивидуализировать изучаемый материал, подстраивать его уровень сложности под конкретного ученика, учитывать его индивидуальные интересы и ценность. Кроме того, использование Интернет-ресурсов дает учителю возможность практиковать метапредметные связи, придать уроку интегрированный характер. В настоящее время существует множество Интернет-ресурсов, которые помогут каждому в изучении иностранного языка [2, c. 42].

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Процесс обучения иностранному языку весьма специфичный. Одна из основных проблем при изучении иностранного языка это неспособность учащихся применять полученные знания в той или иной языковой ситуации общения, так как изученный материал «застывает» на определенном этапе и остается невостребованным. В связи с этим актуализируется вопрос оптимизации содержания профессионального педагогического образования. Современный учитель на сегодняшний день — это профессионал, готовый к творчеству, осуществлению образовательного процесса в контексте инноваций, ориентирующийся в потоке информации и применяющий новые информационные технологии в своей педагогической деятельности.

Наиболее широкое и гибкое применение различных технических средств предполагает современный процесс обучения иностранному языку. Поэтому неудивительно, что в преподавании иностранного языка открываются новые возможности, где мультимедийные средства нашли самое разнообразное применение.

Овладевая новой технологией, учитель развивает новое педагогическое мышление: четкость, структурность, ясность методического языка. Внедрение мультимедиа технологий способствует значительным изменениям в содержании и методах обучения иностранному языку.

Применение ИКТ в иноязычной образовательной деятельности создает условия для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Согласно данной педагогической идее процесс обучения базируется на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходе к обучающемуся как к самостоятельному субъекту.

Развитие и становление коммуникативной компетенции предполагает развитие коммуникативного пространства — сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума.

Компетентность — это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций. Коммуникативная компетенция — это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания [6]. Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, ведущим компонентом которой являются речевые умения.

В середине 1960-х прошлого столетия Д. Хаймс (DellHymes) ввёл в употребление концепт «коммуникативная компетенция» (the concept of communicative competence). По мысли Д. Хаймса сущность коммуникативной компетенции заключалась во внутреннем понимании ситуационной уместности языка. Структура коммуникативной компетенции включала: грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, дискурсивную компетенции [4. c. 9].

В сферу коммуникативной компетенции входят правила:

1) речевого этикета;

2) общения между лицами равного и различного социального статуса, возрастного статуса;

3) реализации разных по цели высказываний (просьба, приказ, обещание ит. п.).

В отечественной лингводидактике термин «коммуникативная компетенция» был введен в научный обиход М. Н. Вятютневым. [4, c. 5] Он предложил понимать коммуникативную компетенцию «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации».

В современной методике определение коммуникативной компетенции в широком смысле дает Р. П. Мильруд, определяя её как «области успешного действия», которые существуют как:

а) знание предмета (способность извлекать язык из памяти);

б) коммуникативные умения (действия в ситуациях общения);

в) применение вне школы (эффективное использование английского языка).

Изучение научной литературы показывает, что теорий и вариантов о составе коммуникативной компетенции достаточно много. Это исследования отечественных ученых: И. Л. Бим, И. А. Зимней, Г. И. Ибрагимова, В. А. Кельней, А. М. Новикова, М. В. Пожарской, Р. П. Мильруда, С. Е. Шишова, А. В. Хуторского и др. Поиски выделения компонентного состава коммуникативной компетенции в зарубежной дидактике и методике связаны с именами таких ученых, как Д. Хаймз, А. Холлидей, Ван Эк и др.

Информационные и коммуникационные технологиисовокупность современных средств цифровой техники и программного обеспечения, информационных ресурсов, методов и моделей их использования. В «Словаре методических терминов» Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, под информационными технологиями понимают систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи.

«Информационные технологии — это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И. Г. Захарова).

Информационная технология — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио — и видео средства, компьютеры) для работы с информацией [6].

Специфика ИКТ как средства обучения связана с такими характеристиками как:

– Интерактивность — возможность диалога с обратной связью и оценкой;

– Независимость — равные возможности при обучении, т. к. ИКТ доступны всем учащимся в школе бесплатно;

– Адаптивность — возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения);

– Аутентичность — ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.

Существует несколько основных направлений использования ИКТ на уроках английского языка:

  1. Использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала.
  2. Участие в международных проектах.
  3. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
  4. Тестирование знаний учащихся.
  5. Иллюстративный материал.

Решая задачи овладения английским языком как средством общения, учителя создают с учениками мультимедийные продукты на английском языке, тем самым развивая коммуникативную компетенцию, а также овладеваем навыками работы с компьютерными программами для обработки звука и видео посредством работы с ИКТ.

Использование возможностей сети Интернет на уроках английского языка и во внеурочной деятельности позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать навыки исследовательской работы; усовершенствовать контроль знаний; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Благодаря Интернету, учитель получил возможность по-новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Эффективность применения Интернет — ресурсов велика, применение их открывает перспективное направление в обучении.

Литература:

  1. Кондаков А. М. Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение, 2010. — 168 с.
  2. Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науки. — М.: ЭГРИ, 2007. — 222 с.
  3. Использование электронных образовательных ресурсов // Педсовет. URL: http://pedsovet.su/publ/164–1-0–1051
  4. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. — 1977. — № 6. — 38 с.
  5. Полякова Т. Ю.. Английский язык для диалога с компьютером. — М.: Высшая школа, 1997. — 223 с.
  6. Википедия // URL: http://ru.wikipedia.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle