Применение интеллект-карт в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 22.12.2016

Статья просмотрена: 2979 раз

Библиографическое описание:

Самохина, В. М. Применение интеллект-карт в обучении / В. М. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 598-600. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37192/ (дата обращения: 20.04.2024).



Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают, увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов в так же широкое применение активных методов обучения (АМО).

Сегодня каждый студент должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, применять их на практике для решения поставленных задач; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; уметь критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.

Современные АМО — это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и восприятия учебного процесса, и помогают:

– активизировать познавательную деятельность обучаемых;

– развивать творческую деятельность обучаемых;

– повышать результативность учебного процесса.

Одним из АМО является использование в обучение интеллект-карт.

Интеллект-карта (ментальная карта, ассоциативная карта) — это технология изображения информации в графическом виде.

История создания интеллект карт началась в конце 1960-х — начале 1970-х. Концепция интеллект-карт, предложенная Тони Бьюзеном, основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному [2].

Интеллект-карты помогают:

– активизации мышления через визуализацию;

– организации мышления через структурирование информации;

– организации мышления для быстрого запоминания.

Использование ментальных карт в обучении удобно как преподавателям, так и студентам.

Преподаватели этот метод используют при проведении различных видов занятий: при теоретическом обучении (лекционных и семинарских заанятих) — как демонстрационный материал; на практических — как раздаточный материал при повторении, закреплении и обобщении материала.

При создании конспектов лекций такой способ представления информации позволяет наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями.

При контроле знаний, составленные студентами карты позволяют преподавателю увидеть, насколько полно студент проработал СРС, усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

Студенты, с помощью подобных карт, учатся выбирать и структурировать информацию, запоминать её для воспроизведения в последующем. Главное преимущество ментальных карт состоит в возможности изучить картину в целом, а так же дает возможность упорядоченно отобразить все свои мысли.

Составление интеллект кар возможно во всех видах учебной деятельности, а в частности при:

  1. Самостоятельной работе студентов (СРС) которая включает в себя:

– изучение лекционного материала, чтение рекомендуемых литературных источников, решение задач, т.д.;

– подготовка к зачетам, экзаменам, семинарам.

  1. Научно-исследовательской работе: написание докладов, курсовых проектов, выпускной квалификационной работе, статьи, презентации и др.

Интеллект -карты составляются по следующим правилам [1]:

– Основная идея (понятие) располагается в центре.

– Главные ветви соединяются с основным понятием, а ветви второго, третьего и т. д. уровня соединяются с главными ветвями.

– Пишется только одно ключевое слово.

– Для лучшего запоминания желательно использовать картинки, ассоциации (рис. 1.).

Рис. 1. Правила составления интеллект-карт

На сегодняшний момент для проектирования интеллект-карт, существуют множество онлайн-сервисов. Наиболее популярные из них это:

Mindomo — программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. mindomo.com (рис. 2).

MAPMYself — интернет-сервис для создания красивых диаграмм связей. mapul.com.

Spinscape — мощное веб-приложение для создания диаграмм связей.spinscape.com

Mind42 — простой сервис, при помощи которого пользователь может создавать диаграммы связей. mind42.com.

Text2MindMap — преобразует текстовый список в диаграмму связей, которую можно сохранить как JPEG-файл.text2mindmap.com.

Glinkr — простой в освоении сервис, и дружественен к русскоязычным пользователям. Интерфейс английский, но, благодаря простым и понятным значкам, знания его практически не требуется. glinkr.com.

MindMeister — он-лайн сервис для создания интеллект-карт. mindmeister.com.

Рис. 2. Составление интеллект — карты с помощью сервиса Mindomo

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект — карт в обучении дает большие положительные результаты, поскольку студенты учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, творческие способности — это те качества, которые помогут им стать конкурентоспособными, успешными, а значит полностью реализоваться в будущем.

Литература:

  1. Воробьева В. М., Будунова Л. Г. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие.// В. М. Воробьева, Л. Г. Будунова Л. В. Чурикова, — М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. — 46 с. с ил.
  2. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. — Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. — 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): активизация мышления, диаграмма связей, организация мышления, самостоятельная работа студентов, студент, учебный процесс.


Похожие статьи

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание, занятие, задача, начертательная геометрия, рейтинговая система обучения.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Библиографическое описание: Щербакова Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Развитие самостоятельного и творческого мышления...

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения.

Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Развитие творческой активности и технического мышления...

Организация самостоятельной работы студентов осуществлялась в следующих формах: групповой

Раскрыв сущность активизации творческого технического мышления студентов в процессе обучения, можно определить основные принципы её развития.

Методика экспериментального обучения в профессиональной...

Весь учебный процесс был разбит на 20 промежуточных модулей, имеющих цель и содержание. Главной целью преподавания инженерной графики является формирование у студентов университета креативного мышления, т.е. способности мыслить многомерно...

Методика организации самостоятельной работы студента по...

В статье рассматривается организации самостоятельной работы студента по дисциплине“Теория электрических цепей”, цель которой обеспечить процесс самообучения студентов, а главное создание на занятиях условий для развития их инициативы и мышления.

К вопросу организации самостоятельной работы студентов...

При этом самостоятельная работа студентов (СРС) играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Положение, создавшееся в последние годы в высшей школе о СРС, не может удовлетворить ни вузы, ни общество...

Инновационные средства организации самостоятельной...

В связи с этим необходима такая организация учебного процесса, где самостоятельная работа студентов выступает как

Таким образом, особую актуальность приобретает проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (далее по тексту – СРС).

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание, занятие, задача, начертательная геометрия, рейтинговая система обучения.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Библиографическое описание: Щербакова Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Развитие самостоятельного и творческого мышления...

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения.

Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Развитие творческой активности и технического мышления...

Организация самостоятельной работы студентов осуществлялась в следующих формах: групповой

Раскрыв сущность активизации творческого технического мышления студентов в процессе обучения, можно определить основные принципы её развития.

Методика экспериментального обучения в профессиональной...

Весь учебный процесс был разбит на 20 промежуточных модулей, имеющих цель и содержание. Главной целью преподавания инженерной графики является формирование у студентов университета креативного мышления, т.е. способности мыслить многомерно...

Методика организации самостоятельной работы студента по...

В статье рассматривается организации самостоятельной работы студента по дисциплине“Теория электрических цепей”, цель которой обеспечить процесс самообучения студентов, а главное создание на занятиях условий для развития их инициативы и мышления.

К вопросу организации самостоятельной работы студентов...

При этом самостоятельная работа студентов (СРС) играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Положение, создавшееся в последние годы в высшей школе о СРС, не может удовлетворить ни вузы, ни общество...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

Похожие статьи

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание, занятие, задача, начертательная геометрия, рейтинговая система обучения.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Библиографическое описание: Щербакова Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Развитие самостоятельного и творческого мышления...

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения.

Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Развитие творческой активности и технического мышления...

Организация самостоятельной работы студентов осуществлялась в следующих формах: групповой

Раскрыв сущность активизации творческого технического мышления студентов в процессе обучения, можно определить основные принципы её развития.

Методика экспериментального обучения в профессиональной...

Весь учебный процесс был разбит на 20 промежуточных модулей, имеющих цель и содержание. Главной целью преподавания инженерной графики является формирование у студентов университета креативного мышления, т.е. способности мыслить многомерно...

Методика организации самостоятельной работы студента по...

В статье рассматривается организации самостоятельной работы студента по дисциплине“Теория электрических цепей”, цель которой обеспечить процесс самообучения студентов, а главное создание на занятиях условий для развития их инициативы и мышления.

К вопросу организации самостоятельной работы студентов...

При этом самостоятельная работа студентов (СРС) играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Положение, создавшееся в последние годы в высшей школе о СРС, не может удовлетворить ни вузы, ни общество...

Инновационные средства организации самостоятельной...

В связи с этим необходима такая организация учебного процесса, где самостоятельная работа студентов выступает как

Таким образом, особую актуальность приобретает проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (далее по тексту – СРС).

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание, занятие, задача, начертательная геометрия, рейтинговая система обучения.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Библиографическое описание: Щербакова Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Развитие самостоятельного и творческого мышления...

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения.

Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Развитие творческой активности и технического мышления...

Организация самостоятельной работы студентов осуществлялась в следующих формах: групповой

Раскрыв сущность активизации творческого технического мышления студентов в процессе обучения, можно определить основные принципы её развития.

Методика экспериментального обучения в профессиональной...

Весь учебный процесс был разбит на 20 промежуточных модулей, имеющих цель и содержание. Главной целью преподавания инженерной графики является формирование у студентов университета креативного мышления, т.е. способности мыслить многомерно...

Методика организации самостоятельной работы студента по...

В статье рассматривается организации самостоятельной работы студента по дисциплине“Теория электрических цепей”, цель которой обеспечить процесс самообучения студентов, а главное создание на занятиях условий для развития их инициативы и мышления.

К вопросу организации самостоятельной работы студентов...

При этом самостоятельная работа студентов (СРС) играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Положение, создавшееся в последние годы в высшей школе о СРС, не может удовлетворить ни вузы, ни общество...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

Задать вопрос