Эффективность индивидуализации обучения иностранному языку в экономическом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Епишева, О. С. Эффективность индивидуализации обучения иностранному языку в экономическом вузе / О. С. Епишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 565-568. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37135/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья рассматривает процесс индивидуализации обучения иностранному языку студентов экономических специальностей как актуальную тенденцию в условиях высшей школы. Данная работа обзорно представляет некоторые точки зрения по проблеме, описывает условия и возможные трудности реализации индивидуализированного обучения, а также определяет возможный уровень эффективности его применения в современном профессиональном образовании экономического профиля.

Ключевые слова:индивидуализация обучения, индивидуальный подход, профессиональная подготовка, обучение иностранным языкам, экономический вуз

The article dwells on the learner-centered education in teaching foreign language to economics students as a current trend in conditions of higher school. The paper generally reveals a number of views on the issue, describes the terms and possible difficulties of the learner-centered education implementation. The publication also specifies its reasonable level of usage in modern economic professional education.

Keywords: individualized learning, individual approach, professional education, teaching foreign languages, economic university

Большинство современных учреждений высшего профессионального образования вовлечено в международную деятельность, подразумевающую не только повышение уровня конкурентоспособности будущих специалистов, увеличение их академической мобильности, но и владение, по крайней мере, «одним иностранным языком на уровне, обеспечивающим эффективную профессиональную деятельность» [4]. В условиях интенсификации интегрирования российского бизнеса в мировое экономическое сообщество, становится очевидно, что одним из условий успешной работы и карьерного роста для студента экономического вуза является достаточный уровень знания иностранного языка.

Современные мировые образовательные требования принимают поисково-исследовательскую деятельность учащегося за основу формирования будущих профессиональных и общекультурных компетенций. Однако традиционный подход к преподаванию иностранного языка в условиях ограниченного количества образовательных кредитов, установленных новым ФГОС, в сочетании с таким методом обучения, не всегда позволяют достичь ожидаемого уровня развития языковых и межкультурных компетенций в неязыковом вузе.

Современные программы подготовки по иностранному языку в высшей школе рассчитаны на среднестатистического студента и никак не учитывают индивидуальное время, затрачиваемое конкретным учащимся на усвоение предложенного объёма информации, а также его личностные особенности, предпочтения и научные интересы. Поскольку иностранный язык одновременно является и целью, и средством достижения цели, то подобное противоречие снижает продуктивность работы с материалом. Индивидуализация обучения может в значительной мере способствовать повышению эффективности языковой подготовки [1].

Понятие «индивидуализация обучения» в педагогической науке разных стран определяется по-разному, в зависимости от целей и средств, применяемых в процессе обучения.

«Российская педагогическая энциклопедия», например, характеризует индивидуализацию учебного процесса через выбор способов, приемов и темпа обучения, а также через уровень развития и способностей учащихся. Причем речь идёт не об обязательном учёте особенностей каждого студента, а об учёте целых групп, схожих по некоторому набору качеств [2].

Известный эстонский исследователь Инге Унт в своих трудах приходит к пониманию индивидуализации как учету индивидуальных особенностей учащегося во всех его формах, и методах, также делая особый акцент на самостоятельную работу как главную форму индивидуализации обучения [3].

В западной методике преподавания термин «индивидуализация» обычно трактуется довольно широко и охватывает любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся [6]. Индивидуализированное обучение может иногда рассматриваться как стратегия обучения, имеющая ряд модификаций согласно количеству учащихся, темпу, методам и целям обучения и др [5].

Таким образом возникает необходимость определить понятие индивидуализации для данной работы. Мы будем трактовать индивидуализацию как педагогическую технологию, максимально учитывающую все особенности учащихся в процессе обучения.

Цели индивидуализации обучения и решаемые данной технологией задачи представляются очень важными в процессе обучения иностранному языку, однако реализация такого подхода в рамках учебных занятий требует определённых условий.

Говоря об успешности применения технологии индивидуализации в условиях современной высшей школы, исследователи подчёркивают важность соблюдения следующих условий:

− разделение студентов по уровню обученности;

− учёт личностных и профессиональных интересов учащихся;

− использование необходимых организационных приёмов;

− высокую мотивированность учащихся на всестороннее развитие;

− психолого-педагогическая и информационная культура преподавателя.

Создание подобных условий не только позволит студентам усвоить значительный объем информации по выбранному языковому курсу, но и обеспечить постоянный рост его учебных возможностей, а также значительно повысить мотивационную составляющую.

Несмотря на очевидную результативность индивидуализированного обучения при освоении программы по иностранному языку в экономическом вузе (студенты обретают самостоятельность в подборе иноязычных материалов для анализа, в том числе и для выполнения научных работ; современные актуальные исследования в области экономических наук, основной объем которых представлен на иностранном языке, становятся доступны учащимся сразу после публикации; работа с иноязычными электронными ресурсами и базами данных больше не требует языковой помощи наставников) возникает множество сложностей повсеместного внедрения данной технологии в повседневный процесс преподавания иностранного языка.

На основании теоретического анализа и практического опыта мы можем выделить следующие проблемы, ведущие к затруднениям при внедрении индивидуализированного обучения иностранному языку в экономическом вузе:

− очень высокая наполняемость языковых групп (15–20 человек) — в условиях сильного ограничения занятия по времени разработка и реализация индивидуальной стратегии изучения предмета представляется практически невозможной;

− недостаточная мобильность учебных планов и учебных пособий для специалистов в области экономики — ограниченное число кредитов вынуждает студентов выбирать между изучением профильных предметов и программами по иностранному языку;

− жестко регламентированные формы организации учебного процесса (семинарские занятия согласно расписанию и несколько консультационных занятий в рамках одного семестра) — такая схема изучения предмета не позволяет студенту получать научно-практическую поддержку по мере необходимости, что снижает эффективность работы и её темпы;

− использование объяснительно-иллюстративных методов обучения большинством преподавателей — в таком случае работа учащихся основывается на подражании и воспроизведении готовых моделей, что никоим образом не стимулирует развитие самостоятельной речевой деятельности на иностранном языке;

− недостаточная подготовленность студентов к ведению самостоятельной работы — большинство студентов испытывают значительные затруднения в процессе поиска и анализа необходимой информации, а также непосредственно организации процесса самообучения, ввиду отсутствия подобных навыков, заложенных в процессе обучения в средней школе.

Несмотря на перечисленные сложности, современные реалии таковы, что проблема индивидуализации обучения иностранному языку представляется крайне актуальной и требует принятия необходимых для её решения административных и организационных мер, а также поиска подходящих дидактических решений.

Общемировая практика высшей школы показывает, что обозначенные проблемы.

− снижение количества студентов в языковой группе до 8–10 человек;

− ведение целенаправленной подготовки учащихся к самостоятельной работе (разработка и предоставление индивидуальных планов обучения, систематизация контрольных мероприятий);

− использование коммуникативных и интерактивных методов обучения, повышение гибкости учебных программ (за счет создания небольших модулей, легко встраиваемых в процесс обучения на любом необходимом этапе, а также за счет разгрузки учебных планов от дублирующих друг друга дисциплин);

− пересмотр форм организации учебного процесса в пользу более мобильных (консультации, практические занятия, использование дистанционных образовательных платформ и порталов);

− подготовка профессорско-преподавательского состава, отвечающего современным требованиям мировой образовательной системы.

Исходя из опыта работы автора, можно судить о том, что для самих студентов экономических специальностей индивидуализация при изучении иностранного языка представляется двояко. С одной стороны, технология имеет сильную мотивационную составляющую, основанную на признании индивидуальных особенностей учащегося, его потребностей и уровня обученности. Безусловно, осознание собственных возможностей в практической реализации навыков коммуникации на иностранном языке стимулирует учащихся к выполнению проектов по тематике, представляющей для них интерес, в том числе научный, с использованием знаний, полученных в процессе освоения курса.

Согласно наблюдениям автора, в весеннем семестре около 28 % учащихся первого курса бакалавриата стремятся выполнять научные работы, участвовать в студенческих конференциях с докладами на иностранном языке, по сравнению с 5–6 % в начале учебного года.

С другой стороны, индивидуализация обучения иностранному языку подразумевает гораздо больше, чем просто удовлетворение потребностей. Данная технология подводит учащихся к необходимости формирования большей автономности от аудиторных занятий, включая значительный объем самообразования, самодисциплины и самооценки. Однако многие студенты признаются, что нуждаются в помощи с организацией самостоятельной работы, ввиду отсутствия у большинства из них самодисциплины и навыков самостоятельного анализа информации. Несмотря на значительно возросшую роль новых информационных и коммуникационных технологий (электронные учебные пособия, образовательные платформы, приложения для компьютеров и смартфонов, виртуальные образовательные среды), которые способны обеспечивать быстрое взаимодействие субъектов обучения, освоение иностранного языка в условиях аудиторных занятий представляется студентам комфортной формой обучения за счет наличия наставника и четкого плана действий.

Чтобы помочь студентам в решении данной проблемы, преподавателю следует подбирать учебный материал в рамках программы так, чтобы дать возможность учащимся решать конкретные коммуникативные задачи, требующие от них не только языковых, но и профессиональных знаний и навыков. Задания должны по большей части основываться на аутентичных современных материалах по актуальным проблемам и представлять собой задания, требующие самостоятельной подготовительной работы. Постановка конкретных целей и четкие временные ограничения позволяют студентам рационально выстроить самоподготовку в рамках сформулированной задачи.

Таким образом, в высшей школе одним из приоритетных направлений индивидуализации обучения иностранному языку является сохранение и дальнейшее развитие интеллектуального и личностного потенциала отдельного студента. Это означает, что студенты не должны потерять свою индивидуальность. Основной упор делается на сохранение уникальности учащегося, которая проявляется в учебной деятельности, социализации и саморазвитии студента. Тем не менее, наставник должен четко отслеживать завершение учебного плана, обеспечивая каждого студента средствами индивидуальной подготовки. Именно такой подход дает возможность студенту реализовать все свои потенциальные возможности в рамках освоения программы по иностранному языку.

Поскольку основным критерием оценивания эффективности преподавания иностранного языка в нелингвистическом вузе может считаться умение и желание студентов участвовать в процессе профессионального общения на международном уровне, можно говорить о том, что внедрение современных образовательных технологий, включая и технологию индивидуализации обучения, ведет к постепенному расширению международного сотрудничества.

Согласно данным официального сайта Финансового университета при Правительстве РФ, в настоящее время студенты имеют возможность участвовать в молодежных международных проектах, выступать с докладами на различных международных конференциях, симпозиумах и семинарах. Также учащиеся активно используют возможности, предоставленные Финуниверситету иностранными партнёрами (на сегодняшний день актуальны 5 программ «двойного диплома» в бакалавриате и 8 по магистерским программам, 42 программы включенного обучения, 2 международные программы МВА).

Таким образом, потребность студентов в изучении иностранного языка для академических, научных и профессиональных целей у учащихся экономического профиля резко возрастает, что дает нам возможность говорить об актуальности внедрения технологии индивидуализированного обучения в стандартизированный учебный процесс для максимизации его эффективности.

Литература:

  1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  2. Российская педагогическая энциклопедия. Т1. // гл. ред. В. В. Давыдов —Большая Российская энциклопедия, 1993-1999.
  3. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  4. Приказ Минобрнауки РФ № 747 // konsultant.ru. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m747-n.pdf (дата обращения: 16.12.2016).
  5. Gronlund N. E. Preparing Criterion-Referenced Tests for Classroom Instruction, New York: Macmillan, 1974.
  6. Thomas R. Murray and Thomas Shirley M. Individual Differences in the Classroom. New York: David McKlay Co., 1965.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, процесс обучения, студент, высшая школа, индивидуализированное обучение, самостоятельная работа, индивидуализация обучения, учащийся, учебный процесс, экономический вуз.


Похожие статьи

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

индивидуальный подход, иностранный язык, обучение, дифференцированный подход, английский язык, учебный процесс, ученик, индивидуализация обучения, помощь суффиксов, учитель.

Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения...

Способность Интернета индивидуализировать обучение иностранному языку позволяет по-новому взглянуть на возможности применения смешанного обучения в образовательном процессе.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе. Дальтон-план в обучении иностранному языку.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени.

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

индивидуализация обучения, США, учебный материал, индивидуализированное обучение, зарубежная методика, студент, учебный процесс, иностранный язык, индивидуализация, речевая деятельность.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе.

Возможности индивидуализации обучения иностранным...

Возможности индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.

индивидуализация, обучение иностранным языкам, неязыковой вуз, парно-индивидуальная работа, групповая работа, направления индивидуализации.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

индивидуализации обучения, когда

Основные термины (генерируются автоматически): студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку.

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

индивидуальный подход, иностранный язык, обучение, дифференцированный подход, английский язык, учебный процесс, ученик, индивидуализация обучения, помощь суффиксов, учитель.

Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения...

Способность Интернета индивидуализировать обучение иностранному языку позволяет по-новому взглянуть на возможности применения смешанного обучения в образовательном процессе.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе. Дальтон-план в обучении иностранному языку.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени.

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

индивидуализация обучения, США, учебный материал, индивидуализированное обучение, зарубежная методика, студент, учебный процесс, иностранный язык, индивидуализация, речевая деятельность.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе.

Возможности индивидуализации обучения иностранным...

Возможности индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.

индивидуализация, обучение иностранным языкам, неязыковой вуз, парно-индивидуальная работа, групповая работа, направления индивидуализации.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

индивидуализации обучения, когда

Основные термины (генерируются автоматически): студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку.

Похожие статьи

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

индивидуальный подход, иностранный язык, обучение, дифференцированный подход, английский язык, учебный процесс, ученик, индивидуализация обучения, помощь суффиксов, учитель.

Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения...

Способность Интернета индивидуализировать обучение иностранному языку позволяет по-новому взглянуть на возможности применения смешанного обучения в образовательном процессе.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе. Дальтон-план в обучении иностранному языку.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени.

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

индивидуализация обучения, США, учебный материал, индивидуализированное обучение, зарубежная методика, студент, учебный процесс, иностранный язык, индивидуализация, речевая деятельность.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе.

Возможности индивидуализации обучения иностранным...

Возможности индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.

индивидуализация, обучение иностранным языкам, неязыковой вуз, парно-индивидуальная работа, групповая работа, направления индивидуализации.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

индивидуализации обучения, когда

Основные термины (генерируются автоматически): студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку.

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

индивидуальный подход, иностранный язык, обучение, дифференцированный подход, английский язык, учебный процесс, ученик, индивидуализация обучения, помощь суффиксов, учитель.

Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения...

Способность Интернета индивидуализировать обучение иностранному языку позволяет по-новому взглянуть на возможности применения смешанного обучения в образовательном процессе.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе. Дальтон-план в обучении иностранному языку.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени.

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

индивидуализация обучения, США, учебный материал, индивидуализированное обучение, зарубежная методика, студент, учебный процесс, иностранный язык, индивидуализация, речевая деятельность.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе.

Возможности индивидуализации обучения иностранным...

Возможности индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.

индивидуализация, обучение иностранным языкам, неязыковой вуз, парно-индивидуальная работа, групповая работа, направления индивидуализации.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

индивидуализации обучения, когда

Основные термины (генерируются автоматически): студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку.

Задать вопрос