Образовательные стандарты подготовки врачей-курсантов на предаттестационном цикле «Стоматология» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Кузняк, Н. Б. Образовательные стандарты подготовки врачей-курсантов на предаттестационном цикле «Стоматология» / Н. Б. Кузняк, С. В. Ткачик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 904-906. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36920/ (дата обращения: 18.04.2024).



Результаты многолетнего опыта использования тестового компьютерного контроля при оценке знаний врачей-курсантов предаттестационных циклов обучения по специальности «Стоматология» подтвердили ряд его положительных сторон: объективность оценки результатов проделанной работы; оперативность — возможность проверить большой объем знаний врачей в относительно короткие сроки; автономность работы курсанта; индивидуальность — каждый курсант получает определенную комбинацию тестов по степени сложности в соответствии с его квалификационной категорией; информативность — курсант сразу видит результат своей работы.

Ключевые слова: компьютерное тестирование, врачи-курсанты, учебно-методическая работа

Современное развитие стоматологической науки и практики, социально-экономические преобразования в обществе обуславливают необходимость вносить системные коррективы в практическую подготовку врачей. Быстрые темпы развития стоматологической науки и практики способствуют появлению на рынке новых технологий и материалов. Поэтому перед учреждениями последипломного образования возникает ряд проблем по совершенствованию теоретической и практической подготовки врачей [1 с.5; 2, с.28].

Цель. Внедрение в учебно-методическую работу кафедры хирургической стоматологии новых образовательных стандартов последипломной подготовки врачей, в том числе тестовых форм контроля, что позволит интенсифицировать учебный процесс, повысить качество усвоения теоретического курса и улучшить практическую подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного здравоохранения.

Основная часть. Обучения на предаттестационном цикле «Стоматология» способствует решению двух важных задач:

1) углубление и совершенствование теоретической и практической подготовки врачей-курсантов в соответствии с требованиями по оказанию стоматологической помощи населению Украины. Во время подготовки программы за основу взяты нормативные документы МОЗ Украины, а также учтены современные достижения медицинской науки, требования практического здравоохранения. Предаттестационный цикл «Стоматология» рассчитан на повышение профессиональной квалификации врачей-стоматологов всех подразделений лечебно-профилактических учреждений (поликлиник, стационаров, специализированных центров и т. д.);

2) определение уровня знаний врачей-курсантов в соответствии с квалификационными характеристиками как врача-специалиста, так и врачей второй, первой и высшей квалификационных категорий по специальности «Стоматология».

Занятия с врачами-курсантами проводятся на различных клинических базах кафедры с целью демонстрации курсантам различной стоматологической патологии и ознакомления с современными лечебно-диагностическими возможностями лечебно-профилактических учреждений областного центра.

Для определения и надлежащей оценки знаний врачей-курсантов предусмотрены все виды контроля: определение базовых знаний врачей-курсантов (в т. ч. и компьютерный тестовый), этапный контроль (фронтальный, письменный, контроль практических навыков) во время обучения, заключительный контроль усвоения материала.

Во время обучения систематически проводится текущий контроль теоретических знаний и практических навыков и умений врачей-курсантов. Заключительный экзамен включает три этапа: на первом этапе — компьютерный контроль с целью определения теоретической подготовки, на втором — демонстрация приобретенных (усовершенствованных) практических навыков и умений, на третьем — собеседование.

Врачи-курсанты, которые успешно сдали заключительный экзамен, в зависимости от предыдущего уровня квалификации, получают свидетельства-рекомендации аттестационным комиссиям управлений здравоохранения областных государственных администраций о присвоении или подтверждении второй, первой или высшей квалификационных категорий.

Обучение слушателей предаттестационного цикла на кафедре хирургической и детской стоматологии БГМУ построено таким образом, чтобы врачи-курсанты овладели всеми необходимыми знаниями и практическими навыками, которые необходимы для качественной работы врача-стоматолога в жестких условиях рыночной экономики и конкурентоспособности в медицинском обществе.

Сотрудники кафедры обеспечивают не только надлежащую теоретическую подготовку с учетом базовых знаний, но и значительное внимание уделяют практическим занятиям, опираясь на передовые достижения современной стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Одним из основных приоритетов в современной стоматологии — внедрение в подготовку врачей на последипломном этапе принципов Болонской декларации, прежде всего, кредитно-модульной системы и рейтинговой оценки. Органичным дополнением к обновленной системе подготовки врачей-стоматологов на последипломном этапе стало введение стандартизированных методов оценки качества образования и диагностики минимального уровня профессиональной компетентности врачей, общепринятых в мировой практике [1, с.6–7].

Внедрение новых образовательных стандартов последипломной подготовки врачей, в том числе тестовых форм контроля, позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить качество усвоения теоретического курса и улучшить практическую подготовку высококвалифицированных медицинских работников, отвечающих требованиям современного здравоохранения.

Увеличилась доля самостоятельной работы в подготовке врачей к аттестации на определенную категорию. Один из видов самостоятельной подготовки слушателей — компьютерный контроль, который имеет ряд положительных сторон, а именно: объективность оценки результатов проделанной работы; оперативность, позволяющая проверить большой объем знаний врачей в относительно короткие сроки; автономность работы курсанта; индивидуальность (каждый курсант получает определенную комбинацию ста пятидесяти тестов по степени сложности в соответствии с его квалификационной категории); информативность — сразу же после сдачи компьютерного экзамена курсант на мониторе видит результат своей работы [3, с. 37–32].

В то же время данный вид контроля имеет и определенные недостатки:

– отсутствие языкового воспроизведения материала;

– отсутствие диалога с компьютером, в результате чего курсанты не могут высказать свое мнение, которое может не совпадать с ответом компьютера на определенный вопрос;

– вероятность случайного выбора правильного ответа;

– механическое запоминание материала при многократном использовании одних и тех же тестовых заданий [2, с. 28].

Тестовая компьютерная программа включает большой объем теоретических и практических вопросов, в соответствии с квалификационными характеристиками различных категорий. Вопросы и ситуационные задачи, составлены с учетом различных квалификационных категорий, отражающих современный уровень оказания специализированной помощи больным, с целью определения профессиональных знаний врачей при подготовке их к аттестации на соответствующую квалификационную категорию. Для полного клинического восприятия тестовых заданий и ситуационных задач материал отдельных разделов дополненный иллюстрациями.

Выводы. Несмотря на высокую степень объективности, оперативности и информативности компьютерного тестирования считаем, что оно может быть лишь одной из составных частей системы обучения на последипломном этапе, а не доминировать над другими видами подготовки, такими, как практические и семинарские занятия, на которых происходит непосредственное общение между преподавателем и курсантом.

Из вышесказанного считаем, что современные образовательные инновации, к которым можно отнести и компьютерный тестовый контроль, позволяют приблизить стандарты подготовки врачей-стоматологов к международным требованиям и максимально способствуют повышению качества их профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Волосовець О. П. Нові державні стандарти вищої стоматологічної освіти та їх адаптація до європейських вимог / Волосовець О. П., Павленко О. В. // Дентальные технологии — 2005. — № 5–6.
  2. Дорошенко О. М. Використання сучасних комп’ютерних технологій викладання лікарям-стоматологам на післядипломному етапі / Дорошенко О. М. // Галицький лікарський вісник — 2005. — № 12 (1)
  3. Пак Н. И. Методика составления тестовых заданий / Пак Н. И., Симонова А. Л. // Информатика и образование. 1998. — № 5
Основные термины (генерируются автоматически): предаттестационный цикл, практическая подготовка, учебный процесс, требование, тестовая форма контроля, теоретический курс, стоматологическая наука, современное здравоохранение, современная стоматология, практическая подготовка врачей, вид контроля, последипломный этап, последипломная подготовка врачей, подготовка врачей, компьютерное тестирование, качество усвоения, категория, заключительный экзамен, время обучения.


Ключевые слова

компьютерное тестирование, врачи-курсанты, учебно-методическая работа

Похожие статьи

Задать вопрос