Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 16.12.2016

Статья просмотрена: 684 раза

Библиографическое описание:

Богатко, А. В. Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения») / А. В. Богатко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 844-847. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36902/ (дата обращения: 29.03.2024).



Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию проекта «Школа авторского телевидения». Ценность и значимость представленного проекта заключается не только в формировании увлечённой творческой личности, но и в становлении мировоззренческой позиции учащихся, в овладении ими теоретическими знаниями и практическими навыками социального и личностного взаимодействия.

Ключевые слова: компетентностный подход, ценностно-смысловые компетенции, история, внеурочная деятельность, проект

Современное общество требует воспитания самостоятельных, инициативных, ответственных граждан, способных эффективно взаимодействовать в выполнении социальных, производственных и экономических задач. Выполнение этих задач требует развития личностных качеств и творческих способностей человека, умений самостоятельно приобретать новые знания и решать проблемы, ориентироваться в жизни общества. Именно эти приоритеты лежат в основе реформирования современной общеобразовательной школы, главная задача которой — подготовить компетентную личность, способную находить правильные решения в конкретных учебных, жизненных, а в будущем и профессиональных ситуациях. Поэтому актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в обучении, который предусматривает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности [3].

Ценностно-смысловые компетенции относятся к общему содержанию образования, конкретизируются на уровне учебных предметов для каждой ступени обучения. Данные компетенции основываются на главных целях общего образования, представления социального опыта и опыта личности для дальнейшего получения жизненных навыков и практической деятельности в современном обществе. Суть ценностно-смысловых компетенций — формировать мировоззрение и ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности, от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом [2].

Под формированием ценностно-смысловых компетенций имеется в виду создание педагогических условий, которые инициируют процессы осмысления, переосмысления гуманистических ценностей, и построение на их основе нравственной картины деятельности и поведения учащихся.Формирование ценностно-смысловых компетенций происходит с помощью творчески развивающих технологий и информационно-поисковых ситуаций.Таким образом, формирование ценностно-смысловых компетенций в содержании образования возможно при условии создания соответствующих задач, тестов, требующих оценочного аспекта каждым учеником.Особенно это касается предметов гуманитарного цикла, в частности истории, литературы, обществоведения.Целью гуманитарного образования является формирование целостной картины мира в совместной деятельности взрослых и сверстников, которая позволит не усваивать цикл предметов, а, прежде всего, привлекаться к общечеловеческой культуре, то есть овладевать способами мышления и способностями, с помощью которых люди в течение многих веков строили мировую цивилизацию.Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности.

Следует отметить, что в последнее время усилился интерес к методике внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории. Внеурочную работу можно определить как разнообразную образовательную и воспитательную работу, направленную на удовлетворение интересов и запросов учащихся, организованную во внеурочное время педагогическим коллективом школы с целью обогащения и углубления знаний школьников, полученных в процессе обучения, применение их на практике, расширение общеобразовательного кругозора учащихся, формирования в них научного мировоззрения, выработка умений и навыков самообразования, формирование интересов к различным отраслям науки, техники, искусства, выявления и развитие индивидуальных творческих способностей и наклонностей, организация досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений; распространение воспитательного воздействия на учащихся в разных направлениях воспитания.

Ценность внеурочной работы по истории, прежде всего, в том, что она носит добровольный характер, соответственно, это дает возможность педагогическому коллективу и отдельному учителю организовать деятельность учащихся по интересам, создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей, инициативы и познавательной самостоятельности учащихся. Кроме того, учитель, исходя из конкретных условий и интересов учащихся или даже особенностей региона, может самостоятельно выбирать содержание занятий, время их проведения, учитывать конкретные психологические и возрастные особенности учащихся. Он может использовать различные формы работы, подходить к работе дифференцированно, более широко связывать исторический материал с современностью, с жизнью конкретного региона. И, что немаловажно, за счет использования элементов исследовательской работы во внеурочной работе по истории открываются широкие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений учащихся.

Организация исследовательской деятельности по истории во внеурочное время создает более широкие возможности для развития у учащихся интереса к истории как предмету, помогает углубить и расширить знания, полученные учащимися на уроках, способствует более глубокому раскрытию исторических фактов, явлений, понятий и закономерностей. Кроме того, в процессе указанной работы возрастает интерес учащихся к историческим источникам и их исследования. Внеурочная работа по истории способствует воспитание у учащихся уважения к общечеловеческим ценностям, любви к своему краю и народу. Таким образом, при организации внеурочной работы учащихся по истории педагогу следует обратить особое внимание на то, что она должна предусматривать личностную профессиональную ориентацию и основываться на принципах дифференцированного подхода. Внеурочная работа по истории требует применения различных методов, в том числе инновационных (интерактивные методы, ученические дискуссии, метод проектов). Учет этих особенностей значительно повышает эффективность внеурочной работы.

Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию проекта «Школа авторского телевидения». Целью проекта стало создание условий для формирования «полей авторского действия» для учащихся шестых классов. К основным задачам относились:

1) организация работы «Школы авторского телевидения» как центра дополнительного образования в рамках реализации ФГОС;

2) создание системы освоения социального опыта учащимися шестого класса;

3) формирование социальных и метапредметных компетенций подростков;

4) развитие творческих способностей учащихся. При реализации проекта «Школа авторского телевидения» учитывалась смена позиции учителя на тьютора для создания учащимся индивидуальных «полей авторского действия» [1].

Проект предполагал четыре этапа реализации:

1) «Пуск»: диагностика личностной направленности учащихся шестых классов (сентябрь 2013 г.);

2) «Погружение»: формирование групп по сфере направленности интересов, проведение мастер-классов (октябрь — декабрь 2013 г.);

3) «TV-команды»: формирование рабочих TV-команд (январь — апрель 2014 г.);

4) «Итоги»: проведение командно-личностного зачёта (май 2014 г.).

В рамках этапа «Пуск» была осуществлена диагностика творческих способностей при помощи следующих методик: «Диагностика невербальной креативности» (Е. Торренс, адаптация А. Н. Воронина), «Диагностика вербальной креативности» (С. Медник, адаптация А. Н. Воронина), «Определение творческих способностей учащихся» (Г. Дэвис). Также в рамках данного этапа было проведено стартовое мероприятие, на котором были представлены основные направления и этапы работы «Школы авторского телевидения». На основании результатов диагностики, с учётом личных склонностей и интересов, учащиеся были распределены на группы.

В рамках этапа «Погружение» были проведены мастер-классы по различным направлениям:

1) тренинговые занятия (получение практических навыков работы в команде);

2) видеомонтаж (работа с видеоматериалом с использованием программы Sony Vegas);

3) журналистика (теоретические и практические основы журналистики, результатом чего стал подготовленный текст репортажа);

4) работа с видеоаппаратурой (практический мастер-класс);

5) PR-технологии (теоретический и практический мастер-класс, по итогам которого каждый участник предоставил рекламу самого себя);

6) web-дизайн (практический мастер-класс по работе в программе Adobe Photoshop);

7) риторика (теоретический и практический курс по подготовке публичного выступления).

Все мастер-классы проходили по субботам в соответствии с нелинейным расписанием, поэтому каждая группа посетила все направления. В течение недели учащиеся могли задавать тематические вопросы на школьном сайте и получать консультации специалиста. Занятия продолжались в течение семи недель.

По итогам второго этапа учащиеся были распределены по телевизионным командам для реализации третьего этапа — «TV-команды». Работа проводилась по следующим направлениям:

1) новостные программы;

2) развлекательные программы;

3) социальные ролики;

4) документальное кино;

5) аналитические программы;

6) учебные программы по техническим и инженерным наукам;

7) учебные программы по гуманитарным и естественным наукам.

За период работы каждая команда должна была подготовить не менее 3 программ. Все они транслировались в школе на информационных панелях, а лучшие из них были размещены на школьном сайте и представлены на конкурсных мероприятиях различного уровня.

Четвёртый, заключительный этап «Итоги» заключался в определении победителей по номинациям: «Лучшая программа», «Лучший режиссёр», «Лучший журналист», «Лучший видеооператор», «Лучший монтаж», «Лучший репортёр» и т. д. Также была осуществлена повторная диагностика творческих способностей учащихся при помощи обозначенных ранее методик.

Исследование ценностно-смысловой сферы учащихся шестых классов проводилось на основе выявления уровней сформированности её компонентов. Формирование когнитивного компонента ценностно-смысловой сферы предполагает достижение определенного уровня развития ценностных представлений и идеалов, которые в дальнейшем будут определять направленность поведения и деятельности личности, — так называемых «ценностей-знаний». Для изучения соответствующих составляющих применены следующие методики:

1) авторская анкета, направленная на выявление особенностей понимания респондентами понятий «ценности» и «смыслы», их знаний о видах ценностей, а также ценностных представлений;

2) «Опросник ценностей» Ш. Шварца, а именно первая его часть, позволяющая выявить приоритетные ценности на уровне нормативных идеалов.

Динамику эмотивного компонента ценностно-смысловой сферы составляют изменения отношения личности к себе, другим, социуму в целом, то есть процессы ценностно-смыслового самоопределения и, как следствие, образование совокупности «ценностей-смыслов». Для их определения использованы:

1) ассоциативный эксперимент, в котором слова-стимулы представляют общечеловеческие, профессиональные и индивидуальные ценности;

2) методика «Система жизненных смыслов» В. Котлякова, позволяющая обнаружить некоторые конкретные типы жизненных смыслов испытуемых.

Регулятивный компонент и его формирование отражены в нашем случае выбором и реализацией совокупности стратегий и тактик поведения ученика как носителя общечеловеческих и индивидуальных ценностей, то есть в апробации «ценностей-стимулов». Для их выявления применены следующие методики:

1) «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. Бубновой;

2) «Опросник ценностей» Ш. Шварца, а именно вторая его часть, обнаруживающая ценности на уровне личностных приоритетов;

3) «Must-тест» П. Иванова и А. Колобовой для определения ключевых жизненных ценностей.

Полученные нами эмпирические результаты показали, что после участия в рамках проекта «Школа авторского телевидения» у учащихся существенно повысился уровень сформированности ценностно-смысловых компетенций по всем анализируемым компонентам — когнитивному, эмотивному и регулятивному. Таким образом, ценность и значимость представленного проекта заключается не только в формировании увлечённой творческой личности, но и в становлении мировоззренческой позиции учащихся, в овладении ими теоретическими знаниями и практическими навыками социального и личностного взаимодействия.

Литература:

  1. Ермилин А. И. Культурные и педагогические ресурсы тьюторство в дополнительном научном образовании школьников / А. И. Ермилин, Е. В. Ермилина / Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 228–240.
  2. Логутова Е. В. Ценностно-смысловая ориентация младших подростков в условиях внедрения новых образовательных стандартов / Е. В. Логутова // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. — С. 306–314.
  3. Шмигирилова И. Б. Школьное образование в контексте компетентностного подхода / И. Б. Шмигирилова // Педагогика. — 2013. — № 1. — С. 49–53.
Основные термины (генерируются автоматически): авторское телевидение, внеурочная работа, история, формирование, ценность, внеурочная деятельность, практический мастер-класс, реализация проекта, учащаяся шестая классов, ценностно-смысловая сфера.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Внеурочная деятельность 1-4 классов. Класс. Направления.

Внеурочная деятельность 5-6 классов. Класс.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что реализация целей внеурочной деятельности во многом соотносится с задачами профориентационной работы...

Формирование исследовательских умений у учащихся...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»).

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»...

Обучение в училище начинается с 5 класса, поэтому программы внеурочной деятельности разрабатывались для данной возрастной категории, и делалось это впервые. Специфика образовательного процесса СВУ? а также отсутствие опыта разработки и реализации...

Школьный проект. Внеурочная деятельность | Статья в сборнике...

Учителя истории проводят большую работу по вовлечению учащихся в районные и городские конкурсы и олимпиады.

Внеурочная деятельность младших школьников.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может осуществляться

Исследовательские проекты. Проблемно-ценностное общение.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»).

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования...

Основными отличительными особенностями кадетского класса являются не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, принятых в военной среде, но и реализация различных программ внеурочной деятельности и дополнительных...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Внеурочная деятельность 1-4 классов. Класс. Направления.

Внеурочная деятельность 5-6 классов. Класс.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что реализация целей внеурочной деятельности во многом соотносится с задачами профориентационной работы...

Формирование исследовательских умений у учащихся...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»).

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»...

Обучение в училище начинается с 5 класса, поэтому программы внеурочной деятельности разрабатывались для данной возрастной категории, и делалось это впервые. Специфика образовательного процесса СВУ? а также отсутствие опыта разработки и реализации...

Школьный проект. Внеурочная деятельность | Статья в сборнике...

Учителя истории проводят большую работу по вовлечению учащихся в районные и городские конкурсы и олимпиады.

Внеурочная деятельность младших школьников.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может осуществляться

Исследовательские проекты. Проблемно-ценностное общение.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»).

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования...

Основными отличительными особенностями кадетского класса являются не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, принятых в военной среде, но и реализация различных программ внеурочной деятельности и дополнительных...

Похожие статьи

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Внеурочная деятельность 1-4 классов. Класс. Направления.

Внеурочная деятельность 5-6 классов. Класс.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что реализация целей внеурочной деятельности во многом соотносится с задачами профориентационной работы...

Формирование исследовательских умений у учащихся...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»).

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»...

Обучение в училище начинается с 5 класса, поэтому программы внеурочной деятельности разрабатывались для данной возрастной категории, и делалось это впервые. Специфика образовательного процесса СВУ? а также отсутствие опыта разработки и реализации...

Школьный проект. Внеурочная деятельность | Статья в сборнике...

Учителя истории проводят большую работу по вовлечению учащихся в районные и городские конкурсы и олимпиады.

Внеурочная деятельность младших школьников.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может осуществляться

Исследовательские проекты. Проблемно-ценностное общение.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»).

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования...

Основными отличительными особенностями кадетского класса являются не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, принятых в военной среде, но и реализация различных программ внеурочной деятельности и дополнительных...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Внеурочная деятельность 1-4 классов. Класс. Направления.

Внеурочная деятельность 5-6 классов. Класс.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что реализация целей внеурочной деятельности во многом соотносится с задачами профориентационной работы...

Формирование исследовательских умений у учащихся...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»).

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»...

Обучение в училище начинается с 5 класса, поэтому программы внеурочной деятельности разрабатывались для данной возрастной категории, и делалось это впервые. Специфика образовательного процесса СВУ? а также отсутствие опыта разработки и реализации...

Школьный проект. Внеурочная деятельность | Статья в сборнике...

Учителя истории проводят большую работу по вовлечению учащихся в районные и городские конкурсы и олимпиады.

Внеурочная деятельность младших школьников.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может осуществляться

Исследовательские проекты. Проблемно-ценностное общение.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»).

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования...

Основными отличительными особенностями кадетского класса являются не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, принятых в военной среде, но и реализация различных программ внеурочной деятельности и дополнительных...

Задать вопрос