Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи как критерий качественной медицинской помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баянова, Н. А. Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи как критерий качественной медицинской помощи / Н. А. Баянова, А. М. Манаков, А. Г. Манакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 259-262. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36842/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время в медицинском обслуживании населения амбулаторно–поликлиническая помощь занимает приоритетное значение, в которой оказывается первичная медицинская помощь детскому населению. Детская поликлиника — это первичное звено, в котором оказывается комплекс профилактических и лечебно-диагностических мероприятий. В основе работы поликлиники лежит территориально –участковый принцип организации. Участковый врач-педиатр, обслуживающий определенный участок, владеет полной информацией о демографической ситуации, уровня заболеваемости, проводит профилактические мероприятия, так как «Здоровье» является приоритетом государственной политики страны, поэтому для полной оценки работы детской поликлиники и эффективности принятого национального проекта «Здоровье» необходимо определить именно социальную эффективность, что в дальнейшем повлияет на развитие амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению.

С целью анализа удовлетворенности родителей пациентов качеством оказываемых медицинских услуг нами было проведено анкетирование родителей пациентов нескольких участков детской поликлиники города Оренбурга.

В анкетировании приняли участие 185 человек. Анкета, разработанная студентами медицинского университета, включала вопросы: выбор возрастной группы ребенка, количество детей, посещаемое учреждение (ясли, детский сад, школа, колледж и т. д.), частоту обращаемости за помощью, причины обращения, удовлетворенность обслуживанием участкового педиатра и его компетентностью, волнующие вопросы оказания медицинской помощи, максимальный срок ожидания бесплатных диагностических исследований. У респондентов была возможность аргументировать свое мнение.

При проведении исследования было выявлено более половины респондентов (95.7 %) удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг детскому населению, 3.2 % респондентов не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг и 1.1 % не смогли определиться с ответом (рис.1)

Рис.1. Степень удовлетворённости родителей в качестве оказываемых медицинских услуг

Большая часть пациентов обращаются за медицинской помощью к участковому педиатру 1 раз в месяц 52.4 %.Около 37.8 %-1 раз в год, 8.2 % обращаются 1 раз в пол года, самый малый процент обращений приходится на частоту более 1 раза в месяц и составляет 1.6 %. (рис.2).

Рис.2. Степень частоты обращаемости за медицинской помощью

При исследовании определили, что 40.5 % из родителей беспокоит высокая стоимость назначаемых препаратов, 37.8 % беспокоятся из за увеличения объема платных услуг, 3.8 % беспокоятся из за снижения качества оказываемой медицинской помощи их детям, на долю родителей, беспокоящихся из-за недостаточной квалификации медицинского персонала 1.1 %, около 16.8 % родителей указали другую причину беспокойства. Данные представлены на диаграмме (рис.3).

Определение степени причин обращаемости за медицинской помощью в период проведения исследования.

После проведенного анкетирования выяснилось: что в период проведения исследования 62.7 % приходится на обращения по заболеваемости, 0.5 % по причине полученных травм, 4.9 % приходится на детей проходивших профилактический осмотр по направлению от общеобразовательных учреждений, 2.7 % обратились по поводу получения справки в бассейн, 29.2 % обратились для закрытия больничного листа, доля на детей проходивших диспансеризацию в период проведения исследовании составляет 0 %. (рис.4).

Рис. 4. Степень причины обращаемости пациентов за медицинской помощью

Определение доли основных причин беспокойства пациентов в медицинском обслуживании

При исследовании определили, что 40.5 % из родителей беспокоит высокая стоимость назначаемых препаратов, 37.8 % беспокоятся из за увеличения объема платных услуг, 3.8 % беспокоятся из за снижения качества оказываемой медицинской помощи их детям, на долю родителей, беспокоящихся из-за недостаточной квалификации медицинского персонала 1.1 %, около 16.8 % родителей указали другую причину беспокойства. Данные представлены на диаграмме (рис.5).

Рис. 5. Доля основных причин беспокойства пациентов в медицинском обслуживании

Сроки ожидания различных диагностических исследований.

В ходе анализа полученных результатов больше половины пациентов 71.9 % недовольны длительным ожиданием (больше месяца) получения талонов на бесплатное диагностическое исследование, что отражается в обеспокоенности пациентов в увеличении объемов платных услуг, меньшая доля 3.8 % приходится на срок ожидания (до 7 дней), 18.4 % -менее 5 дней и 5.9 % ожидают до 9 дней. (рис.6).

Рис. 6.Сроки ожидания бесплатных диагностических исследований

На основании проведённого анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:

1) Больше половины пациентов удовлетворены оказанием медицинской помощи детскому населению, что связано с высокой квалификацией участковых врачей педиатров, постоянной работой их на участке и внимательным отношением к пациентам.

2) Обращаемость пациентов в большинстве случаев связана с заболеваемостью и закрытием больничного листа, что говорит о том, что профилактические мероприятия проводятся не на должном уровне.

3) При исследовании беспокойства родителей в медицинском обслуживании приходится на увеличении объёма платных услуг, что связанно с длительным ожиданием талонов на прохождение диагностических исследований УЗИ, ЭКГ и др, поэтому родители проходят данных исследования платно. В то же время у родителей совершенно нет беспокойства на счёт низкой квалификацией медицинского персонала, что связано с изменениями в здравоохранении — аккредитация медицинских работников.

4) Большое недовольство родителей пациентов связано с приёмом не по записи, но как показало исследование — это связано с тем, что многие родители опаздывают и приходят на много позже назначенного времени, поэтому многим приходится выстраивать очередь в порядке «живой очереди».

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.11.11 № 323 — ФЗ от 03.07.2016 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.10.2016) — статья 80 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
  2. Приказ Правительства Российской федерации от 15 апреля 2014 года № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранении» — подпрограмма 1 «профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико — санитарной помощи»
  3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (действующая редакция, 2016)
  4. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения, учебное пособие- под ред. В. З. Кучеренко 4 изд., перераб. и доп. 2011. — 256с
  5. Статистические методы анализа в здравоохранен. Краткий курс лекций. [Электронный ресурс] — С. А. Леонов, Д. Ш. Вайсман, С. В. Моранская, Ю. А. Мирсков — М.:Менеджер здравоохранения, 2011- http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785903834112.HTML
  6. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения [Электронный ресурс] — под ред. О. П. Щепина, В. А. Медика- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
  7. «Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» [Электронный ресурс] — Г. Э. Улумбекова.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2010
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, детское население, медицинский персонал, медицинское обслуживание, период проведения, услуга, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.


Похожие статьи

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Анализ дефектов в оказании врачебной помощи в аккредитуемых ЛПУ позволил установить, что наибольший удельный вес медицинских дефектов врачебной помощи населению обусловлен нарушениями организационного и...

Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском...

медицинская помощь, коэффициент вариации, среднее, уровень, средневзвешенный показатель удовлетворенности, оценка, медицинское обслуживание, качество питания, высокий уровень разнообразия оценок...

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в условия...

Приоритетным направлением реформы здравоохранения является улучшение качества медицинской помощи, оказываемой населению.

Респонденты на вопрос: «Удовлетворены ли Вы медицинской помощью, оказанной средним медицинским персоналом приёмного...

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

медицинская помощь, сестринский персонал, основная масса, больной, стаж работы, семейное положение, больничный лист, медицинское учреждение, медицинский персонал, трудовая деятельность.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Грамотная организация медицинского обслуживания играет важную роль в системе здравоохранения.

Этапность оказания медицинской помощи сельскому населению на примере Соль-Илецкого района Оренбургской области.

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Медицинская услугамедицинское вмешательство или комплекс медицинских

Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг является недостаточное

Количество людей, которые хотят получать качественное медицинское обслуживание даже за счет...

Об особенностях обращаемости за скорой и неотложной...

Основные термины (генерируются автоматически): детское население, скорая медицинская помощь, болезнь органов дыхания

Изучение уровня медицинской активности сельского населения. Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее динамики в Казахстане.

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

В настоящее время содержание понятия «медицинская услуга», её отличие от прочих видов услуг еще недостаточно исследовано экономистами [1, с. 52]. Необходимо отметить, что во многих нормативно-правовых актах и документах понятия «медицинская помощь» и...

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе

Основными причинами нарушения качества медицинской помощи являются:  недостаточная квалификация медицинских кадров в 11,3 % случаев;  недостаточная активность и добросовестность медицинских работников в 11,2 % случаев

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Анализ дефектов в оказании врачебной помощи в аккредитуемых ЛПУ позволил установить, что наибольший удельный вес медицинских дефектов врачебной помощи населению обусловлен нарушениями организационного и...

Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском...

медицинская помощь, коэффициент вариации, среднее, уровень, средневзвешенный показатель удовлетворенности, оценка, медицинское обслуживание, качество питания, высокий уровень разнообразия оценок...

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в условия...

Приоритетным направлением реформы здравоохранения является улучшение качества медицинской помощи, оказываемой населению.

Респонденты на вопрос: «Удовлетворены ли Вы медицинской помощью, оказанной средним медицинским персоналом приёмного...

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

медицинская помощь, сестринский персонал, основная масса, больной, стаж работы, семейное положение, больничный лист, медицинское учреждение, медицинский персонал, трудовая деятельность.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Грамотная организация медицинского обслуживания играет важную роль в системе здравоохранения.

Этапность оказания медицинской помощи сельскому населению на примере Соль-Илецкого района Оренбургской области.

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Медицинская услугамедицинское вмешательство или комплекс медицинских

Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг является недостаточное

Количество людей, которые хотят получать качественное медицинское обслуживание даже за счет...

Об особенностях обращаемости за скорой и неотложной...

Основные термины (генерируются автоматически): детское население, скорая медицинская помощь, болезнь органов дыхания

Изучение уровня медицинской активности сельского населения. Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее динамики в Казахстане.

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

В настоящее время содержание понятия «медицинская услуга», её отличие от прочих видов услуг еще недостаточно исследовано экономистами [1, с. 52]. Необходимо отметить, что во многих нормативно-правовых актах и документах понятия «медицинская помощь» и...

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе

Основными причинами нарушения качества медицинской помощи являются:  недостаточная квалификация медицинских кадров в 11,3 % случаев;  недостаточная активность и добросовестность медицинских работников в 11,2 % случаев

Похожие статьи

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Анализ дефектов в оказании врачебной помощи в аккредитуемых ЛПУ позволил установить, что наибольший удельный вес медицинских дефектов врачебной помощи населению обусловлен нарушениями организационного и...

Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском...

медицинская помощь, коэффициент вариации, среднее, уровень, средневзвешенный показатель удовлетворенности, оценка, медицинское обслуживание, качество питания, высокий уровень разнообразия оценок...

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в условия...

Приоритетным направлением реформы здравоохранения является улучшение качества медицинской помощи, оказываемой населению.

Респонденты на вопрос: «Удовлетворены ли Вы медицинской помощью, оказанной средним медицинским персоналом приёмного...

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

медицинская помощь, сестринский персонал, основная масса, больной, стаж работы, семейное положение, больничный лист, медицинское учреждение, медицинский персонал, трудовая деятельность.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Грамотная организация медицинского обслуживания играет важную роль в системе здравоохранения.

Этапность оказания медицинской помощи сельскому населению на примере Соль-Илецкого района Оренбургской области.

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Медицинская услугамедицинское вмешательство или комплекс медицинских

Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг является недостаточное

Количество людей, которые хотят получать качественное медицинское обслуживание даже за счет...

Об особенностях обращаемости за скорой и неотложной...

Основные термины (генерируются автоматически): детское население, скорая медицинская помощь, болезнь органов дыхания

Изучение уровня медицинской активности сельского населения. Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее динамики в Казахстане.

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

В настоящее время содержание понятия «медицинская услуга», её отличие от прочих видов услуг еще недостаточно исследовано экономистами [1, с. 52]. Необходимо отметить, что во многих нормативно-правовых актах и документах понятия «медицинская помощь» и...

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе

Основными причинами нарушения качества медицинской помощи являются:  недостаточная квалификация медицинских кадров в 11,3 % случаев;  недостаточная активность и добросовестность медицинских работников в 11,2 % случаев

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Анализ дефектов в оказании врачебной помощи в аккредитуемых ЛПУ позволил установить, что наибольший удельный вес медицинских дефектов врачебной помощи населению обусловлен нарушениями организационного и...

Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском...

медицинская помощь, коэффициент вариации, среднее, уровень, средневзвешенный показатель удовлетворенности, оценка, медицинское обслуживание, качество питания, высокий уровень разнообразия оценок...

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в условия...

Приоритетным направлением реформы здравоохранения является улучшение качества медицинской помощи, оказываемой населению.

Респонденты на вопрос: «Удовлетворены ли Вы медицинской помощью, оказанной средним медицинским персоналом приёмного...

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

медицинская помощь, сестринский персонал, основная масса, больной, стаж работы, семейное положение, больничный лист, медицинское учреждение, медицинский персонал, трудовая деятельность.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Грамотная организация медицинского обслуживания играет важную роль в системе здравоохранения.

Этапность оказания медицинской помощи сельскому населению на примере Соль-Илецкого района Оренбургской области.

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Медицинская услугамедицинское вмешательство или комплекс медицинских

Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг является недостаточное

Количество людей, которые хотят получать качественное медицинское обслуживание даже за счет...

Об особенностях обращаемости за скорой и неотложной...

Основные термины (генерируются автоматически): детское население, скорая медицинская помощь, болезнь органов дыхания

Изучение уровня медицинской активности сельского населения. Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее динамики в Казахстане.

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

В настоящее время содержание понятия «медицинская услуга», её отличие от прочих видов услуг еще недостаточно исследовано экономистами [1, с. 52]. Необходимо отметить, что во многих нормативно-правовых актах и документах понятия «медицинская помощь» и...

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе

Основными причинами нарушения качества медицинской помощи являются:  недостаточная квалификация медицинских кадров в 11,3 % случаев;  недостаточная активность и добросовестность медицинских работников в 11,2 % случаев

Задать вопрос