Составляющие имиджа руководителя дошкольной образовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 2265 раз

Библиографическое описание:

Гучанова, А. С. Составляющие имиджа руководителя дошкольной образовательной организацией / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 705-707. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36360/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассмотрено значение имиджа для руководителя образовательного учреждения, условия формирования имиджа руководителя, рассмотрены личностные и профессиональные характеристики создания имиджа руководителя. Рассмотрен имидж руководителя на примере руководителя «Центра развития ребенка» и способы совершенствования не сформированности имиджа.

Ключевые слова: имидж, управление, руководитель, образовательное учреждение, качества, метод формирования

В последние годы значение имиджа в деловом общении достаточно сильно возросло. Новые социально-экономические условия в России актуализируют спрос на сильных, ярких руководителей с выраженными нравственными, интеллектуальными качествами и развитыми управленческими способностями и умениями, сознательно включающих все эти показатели в свой имидж.

Изучением имиджа руководителя занимались Дж. Браун, Р. Хофф, Э. Фромм, Б. Джи, Е. А. Блажнов, В. А. Иванченко, Р. Л. Кричевский, В. М. Шепель и др.

По мнению Березина Д. В. в современной управленческой деятельности современного руководителя образования приобретаются новые качественные особенности. Традиционное управление, основанное на субъект-объектных отношениях, переходит в управление, основанное на субъект-субъектных отношениях и предоставляющее руководителю ДОО возможность равноправного взаимодействия с менеджером в решении проблем их жизнедеятельности в учреждении. Эти процессы сопровождаются широким развитием различных форм ученического самоуправления и изменением позиции руководителя, который выполняет не непосредственно управленческие, а менеджерские функции, существо которых состоит в создании условий поддержки, заботы, сотрудничества, косвенном воздействии на личность через организацию ее жизнедеятельности в учреждении [2].

Как отмечает Э. К. Дъячкова, имидж возникает в любом случае, однако вопрос не в том, быть имиджу или не быть, а в том, быть имиджу стихийному или специально формируемому [1]. К подобному пониманию имиджа склоняется наибольшее количество исследователей (Г. М. Андреева, Е. В. Егорова-Гантман, В. М. Шепель и др.). Однако эти авторы имеют и свои отличные позиции, серьезно влияющие на понимание структуры имиджа в целом.

Рассматривая имидж, как социальный факт, мы считаем процесс его формирования, прежде всего, как естественное, социально — обусловленное обретение будущим учителем качеств, необходимых ему для осуществления педагогического менеджмента. Имидж руководителя обладает важным свойством — психологически воздействовать на сознание подчиненных и регулировать их поведение. Результаты этого воздействия проявляются в формирующейся социальной установке готовности выполнить распоряжение руководителя. Также имидж руководителя влияет на процесс обмена информацией, способствует устранению дефицита информации, необходимой для принятия решения, повышая тем самым эффективность управления.

Проблема имиджа руководителя ДОО — это проблема восприятия руководителя, как со стороны общества, так и со стороны его коллег и вышестоящих лиц. Кроме того, это проблема ассоциативных связей, которые вызывает образ управляющего в целом у подавляющей части сотрудников. Именно имидж еще на бессознательном уровне либо пробуждает желание сотрудничать, либо приводит к отторжению самой мысли о сотрудничестве.

При формировании имиджа руководителя подвергаются оценке такие профессионально важные качества, как гибкость, хозяйственность, информированность, умение принимать рациональные решения, находить выход из конфликтных ситуаций, быть компетентным в вопросах экономики, психологии, делопроизводства, маркетинга, быть методически грамотным. На формирование имиджа также его оказывает влияние, занимается ли руководитель самообразованием, повышением своего профессионального уровня, а также опыт работы с людьми.

Наибольшее влияние на формирование имиджа руководителя образовательного учреждения оказывают черты характера, качества деятельности и особенности взаимодействия с сотрудниками [4]. Работа руководителя образовательного учреждения в наши дни — это в первую очередь общение, коммуникации различного уровня и типа. В любом общении, очень большую роль играет впечатление, которое производят участники общения друг на друга. Должность обязывает никогда не забывать о том, что в любую минуту на руководителя может быть устремлено множество глаз. И именно он задает тон и создает дух коллектива, которым руководит.

Создание имиджа руководителя учреждения ДОО рассматривается как специально организованное взаимодействие, направленное на реальное изменение его внутреннего и внешнего образа, что, в свою очередь, приводит к изменению отношения окружающих к конкретному руководителю учреждения. Специально организованная деятельность по формированию имиджа позволяет руководителю учреждения ДОО осознать, что работа над имиджем способствует профессиональному и личностному росту, и направить свои усилия на формирование позитивного управленческого имиджа. Эта работа должна носить системный характер, иметь различные формы (как групповые, так и индивидуальные) и включать рекомендации по самообразовательной деятельности в области дальнейшего совершенствования имиджа.

Формирование имиджа руководителя ДОО может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности. Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности. Обычно эта ситуация имеет место тогда, когда человек занимает пост руководителя в результате продолжительной вертикальной и горизонтальной карьеры в одной организации. Выше сказанное позволяет полагать, что имидж является составной частью управленческой деятельности, а обладание им — существенная профессиональная характеристика руководителя ДОО.

Имидж руководителя ДОО является гармонической совокупностью внешних характеристик и внутренних качеств, интегральным профессионально-психологическим образованием, способствующим его успешности в общении с коллегами, учащимися, родителями, продуктивности в управленческом взаимодействии с партнерами, конкурентами, потребителями образовательных услуг и определяющим его профессионально-психологическое развитие.

Динамическая модель имиджа руководителя ДОО включает в себя ядро имиджа (природный компонент), внутренний уровень (психологический, профессиональный, поведенческий компоненты) и внешний уровень (визуальный, аудиальный, ольфакторный, кинестетический компоненты) при доминирующем влиянии профессионально-психологического компонента. Она развивается и изменяется под воздействием социальной среды в зависимости от особенностей профессиональной деятельности личности, а также социально-экономических факторов развития общества.

Достаточным условием формирования имиджа руководителя ДОО является развитие у него таких профессионально-психологических качеств, как: сформированность ценностных ориентации, направленность личности на дело, умение излагать свои мысли, овладение приемами саморазвития, стрессоустойчивость, надежность, готовность к риску и др.

Установлено, что развитость таких психологических качеств личности руководителя ДОО, как ценностные ориентации, направленность личности на дело, умение излагать свои мысли, овладение приемами саморазвития, стрессоустойчивость, надежность, готовность к риску, определяет его имидж.

В условиях формирования российского общества, сферы образования, важное значение в формировании имиджа руководителя образовательного учреждения имеет также фактор социальных ожиданий и оценок. В создании нового образца руководителя необходимо учитывать специфичные для российской культуры, своеобразное пересечение «коллективного» и «индивидуального», их взаимодействие.

Создание имиджа современного руководителя ДОО, как социально-правового института, возможно при использовании принципов не только административного управления (что было раньше), но и современного менеджмента в области образования.

При наличии некомпетентных, малокультурных руководителей, создать такой имидж невозможно. Необходимо формирование нового типа руководителей, которые обладали бы не только высокой квалификацией, но и высокими нравственными качествами, умением общаться с людьми, отстаивать общие интересы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что имидж руководителя обладает важным свойством — психологически воздействовать на сознание подчиненных и регулировать их поведение. Результаты этого воздействия проявляются в формирующейся социальной установке готовности выполнить распоряжение руководителя.

Райков А. выделяет следующие составляющие или условия сформированности имиджа руководителя организации:

1) персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д.;

2) социальные характеристики: статус руководителя организации, который включает не только статус, связанный с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, личным состоянием и т. д.

3) личная миссия руководителя: своего рода конституция, выражающая стратегическое видение руководителя. Личная миссия руководителя определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем;

4) ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру организации [4].

Каждая из этих условий вносит свой вклад в формирование имиджа лидера и в различной степени поддается сознательному конструированию. Несмотря на важность личностных и профессиональных характеристик руководителя, в формировании имиджа обязательно должно учитываться его визуальное измерение. Это связано с тем, что визуальные сообщения лучше запоминаются и передают значительный объем информации о человеке.

Сюда относятся не только требования к внешнему виду руководителя в представлениях подчинённых, но и то, как руководители относятся к возможностям и способам формирования имиджа. Руководитель учреждения ДОО должен придерживаться классического или современного стиля одежды с гармоничным сочетанием цветов, с умеренным макияжем и количеством аксессуаров; иметь хорошую осанку; должен иметь чистые, ухоженные волосы и уверенный, выразительный голос, его жестикуляция и мимика должны быть выразительными и естественными; большинство людей считают, что визуальный имидж руководителя лишь частично соответствует той должности, которую они занимают; многие руководители, в свою очередь, хотели бы заняться совершенствованием своего имиджа полностью или отчасти с использованием специальной литературы или помощи специалиста — имиджмейкера.

Нами был изучен имидж руководителя МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 141 «Ладушки» г. Дзержинск. По результатам исследования руководитель нашего детского сада осуществляет конкурентный подход. Он предполагает наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей. В структуре личности руководителя выделяются административно-организаторские умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию. С основами управления должен быть знаком каждый руководитель ДОО, так как именно ему отведено центральное место в процессе решения многих задач развивающегося менеджмента в учебно-образовательном учреждении. Однако результаты наблюдений, опросов и анкетирования заведующей МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 141 «Ладушки» г. Дзержинск показали, что она испытывает серьезные трудности при практической реализации управленческих функций.

Имидж руководителя сформирован на достаточно хорошем уровне. Руководитель образовательного учреждения и сотрудники сплоченный коллектив, который делает одно дело. Также хотелось бы отметить, что руководитель образовательного учреждения — это профессионал, эрудит и добросовестный работник, с которым сотрудники общаются не только по необходимости.

Существует достаточно много способов совершенствования имиджа, однако для всех можно считать справедливым правило о том, что главная задача в этой деятельности — определение цели. После выбора цели возникает вопрос адекватной самооценки и анализа оценки, которую могут дать окружающие. Выбор собственно метода формирования имиджа является сугубо индивидуальной задачей, и зависит от решения первых двух. Кроме того, выбор определяется имеющимися в наличии финансовыми, временными и другими ресурсами.

Таким образом, условия формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны. В первую очередь, руководитель должен определить для себя цель создания имиджа, а при возможности и конечный результат («идеальный имидж») и исходную базу формирования, т. е. образ, имеющийся в настоящий момент.

Литература:

  1. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа /П. Берд. — Минск: Амалфея, 2010. — 208 с.
  2. Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования.- Новосибирск, 2012. С.с.89–100
  3. Дьячкова Э. К. Имиджелогия для руководителя / Э. К. Дьячкова. — Новосибирск, 2010. — 84 с.
  4. Райков А. Имидж как инструмент управления / А. Райков // Информация и бизнес. — 2012. — N 2. — С. 37–41.
  5. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. — М., 2011. — 168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имидж руководителя, образовательное учреждение, руководитель, имидж, формирование имиджа, формирование имиджа руководителя, детский сад, руководитель учреждения, личная миссия руководителя, формирующаяся социальная установка.


Похожие статьи

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Необходимость формирования имиджа образовательной организации определяется следующими причинами

По мнению Пискуновой Т. Н., имидж учреждения образуется из семи представлений: «1. Об образе руководителя (персональные физические особенности...

К вопросу о формировании имиджа образовательного...

Имидж руководителя образовательного учреждения.

Позитивный имидж руководителя образовательного учреждения является важной составляющей имиджа данного учреждения в целом, особенно в плане коммуникаций в профессиональной среде (учреждения...

Современный руководитель дошкольной образовательной...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности.

Каким должен быть современный руководитель образовательной организации, какие качества характеризуют его?

Имидж и имидж-риски современной образовательной организации

образовательное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, услуга, учреждение, риск, формирование имиджа, имидж, дошкольное образование, внешняя среда.

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

имидж, имидж руководителя, индивидуальный имидж, образ, структура имиджа руководителя, характеристика.

Фирменный стиль как средство формирования имиджа...

В данной статье рассмотрена роль фирменного стиля в формировании имиджа учебного заведения. Актуальность данной темы связана со слабой проработанностью вопросов создания фирменного стиля образовательных учреждений как в учебно-методической...

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования.- Новосибирск, 2006–15–23 с. Бинецкий А. Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

Положительный имидж образовательного учреждения как...

В статье рассмотрен вопрос овлиянии управления и качестве работы современного учителя на процесс формирования положительного имиджа образовательного учреждения. В свою очередь, образовательная система — важнейшая сфера развития человеческого капитала.

Похожие статьи

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Необходимость формирования имиджа образовательной организации определяется следующими причинами

По мнению Пискуновой Т. Н., имидж учреждения образуется из семи представлений: «1. Об образе руководителя (персональные физические особенности...

К вопросу о формировании имиджа образовательного...

Имидж руководителя образовательного учреждения.

Позитивный имидж руководителя образовательного учреждения является важной составляющей имиджа данного учреждения в целом, особенно в плане коммуникаций в профессиональной среде (учреждения...

Современный руководитель дошкольной образовательной...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности.

Каким должен быть современный руководитель образовательной организации, какие качества характеризуют его?

Имидж и имидж-риски современной образовательной организации

образовательное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, услуга, учреждение, риск, формирование имиджа, имидж, дошкольное образование, внешняя среда.

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

имидж, имидж руководителя, индивидуальный имидж, образ, структура имиджа руководителя, характеристика.

Фирменный стиль как средство формирования имиджа...

В данной статье рассмотрена роль фирменного стиля в формировании имиджа учебного заведения. Актуальность данной темы связана со слабой проработанностью вопросов создания фирменного стиля образовательных учреждений как в учебно-методической...

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования.- Новосибирск, 2006–15–23 с. Бинецкий А. Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

Положительный имидж образовательного учреждения как...

В статье рассмотрен вопрос овлиянии управления и качестве работы современного учителя на процесс формирования положительного имиджа образовательного учреждения. В свою очередь, образовательная система — важнейшая сфера развития человеческого капитала.

Задать вопрос