Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скоробогатова, В. В. Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века / В. В. Скоробогатова, С. В. Рузанов, Г. М. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36275/ (дата обращения: 25.04.2024).



К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. «Царствование императора Александра II (1855–1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.» [1]

Александр II — Император Bcepoccийский, приходился старшим сыном Императору Николаю Павловичу и Государыне Императрице АлександреФедоровне, родился он в Москве 17 апреля 1818г.Его воспитателем был генерал Мердер. Мердер привлек к себе внимание как командир роты в основанной 18 августа 1823г. школе гвардейских подпрапорщиков. Как и все российские самодержцы Александр II с малолетства приобщался к военному искусству, и к 26-и годам стал «полным генералом». Таким образом, когда царский престол перешел к Александру II (бывшему уже в возрасте 37 лет) он уже был подготовлен к управлению государством.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза», руководивших политикой Александра I и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее ", говорили, что «государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. «В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточиться на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности».

Так после отмены крепостного права возникла необходимость местного самоуправления.1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных: уездных и губернских земских управ. [2]

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое. Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели, могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

В 1861–1874 годах была проведена серия военных реформ. В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как более богатые могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20–25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

Таким образом, можно сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. [3]

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку. [4]

Литература:

  1. «История России» под редакцией Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов, Москва 1997 год.
  2. Великие реформы в России: Сборник / под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла — М.: Изд-во Мос. ун-та, 1992 год.
  3. «История России с древности до наших дней» под редакцией М. Н. Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год.
  4. Шестопалов А. П. Великие реформы 1860–1870 гг. / А. П. Шестопалов // Основы государства и права. — 1998 год.
Основные термины (генерируются автоматически): воинская повинность, Россия, земство были, местное самоуправление, общественная жизнь, отмена крепостного, участие присяжных заседателей.


Похожие статьи

Институт присяжных заседателей как насущный институт...

Впервые в России суд присяжных был введен в 1864 году.

Суд с участием присяжных заседателей предоставляет возможность обществу через своих представителей осуществлять контроль и правосудие.

отмена вердикта присяжных вышестоящим судом

Судебная реформа 1864 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отмена крепостного права неминуемо влекла за собой реформы в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения.

В заседаниях окружных судов и судебных палат могли принимать участие 12 присяжных заседателей, выбираемых по...

Судебная реформа 1864 года: историческая необходимость

Суд присяжных заседателей из 12 человек состоял при окружном суде.

Освободившись от юрисдикции помещиков, бывшие крепостные не только получили доступ в общесословные судебные учреждения, но и были привлечены к участию в формировании местного мирового...

Судебная реформа 1864 года: значение и судьба

Освободившись от юрисдикции помещиков, бывшие крепостные не только получили доступ в общесословные судебные учреждения, но и были привлечены к участию в формировании местного мирового суда через своих

в окружных судах в качестве присяжных заседателей.

Суд присяжных в дореволюционной и Новой России

Вынесенные приговоры суда с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, но могли быть обжалованы в Сенате в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального

Уже 1 ноября 1993 года суд присяжных начал в России новую жизнь.

Проблемы народного образования на Европейском Севере...

...организации и органы местного самоуправления внести посильный вклад в реформирование народного

России, в котором принимало активное участие само учительство.

совершенно внезапно, находилась и служба в числе присяжных заседателей, которую несли в форме...

Создание института присяжных заседателей в 1864 году как...

Историки-либералы (В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов) приветствовали как отмену крепостного права, так и последующие реформы, хотя и отмечали их противоречивость.

При этом ими были учтены как зарубежный опыт деятельности суда с участием присяжных заседателей...

К вопросу о суде присяжных в Российской Федерации

Впервые в России суд присяжных был введен в 1864 году.

Суд с участием присяжных заседателей предоставляет возможность обществу через своих представителей осуществлять контроль и правосудие.

отмена вердикта присяжных вышестоящим судом

Вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных...

Основаниями для отмены приговора, вынесенного с участием коллегии присяжных заседателей согласно п.2 ч.2 ст.389.17 УПК РФ могут быть: 1) сокрытие кандидатом в присяжные заседатели информации о себе и о своих родственниках...

Похожие статьи

Институт присяжных заседателей как насущный институт...

Впервые в России суд присяжных был введен в 1864 году.

Суд с участием присяжных заседателей предоставляет возможность обществу через своих представителей осуществлять контроль и правосудие.

отмена вердикта присяжных вышестоящим судом

Судебная реформа 1864 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отмена крепостного права неминуемо влекла за собой реформы в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения.

В заседаниях окружных судов и судебных палат могли принимать участие 12 присяжных заседателей, выбираемых по...

Судебная реформа 1864 года: историческая необходимость

Суд присяжных заседателей из 12 человек состоял при окружном суде.

Освободившись от юрисдикции помещиков, бывшие крепостные не только получили доступ в общесословные судебные учреждения, но и были привлечены к участию в формировании местного мирового...

Судебная реформа 1864 года: значение и судьба

Освободившись от юрисдикции помещиков, бывшие крепостные не только получили доступ в общесословные судебные учреждения, но и были привлечены к участию в формировании местного мирового суда через своих

в окружных судах в качестве присяжных заседателей.

Суд присяжных в дореволюционной и Новой России

Вынесенные приговоры суда с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, но могли быть обжалованы в Сенате в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального

Уже 1 ноября 1993 года суд присяжных начал в России новую жизнь.

Проблемы народного образования на Европейском Севере...

...организации и органы местного самоуправления внести посильный вклад в реформирование народного

России, в котором принимало активное участие само учительство.

совершенно внезапно, находилась и служба в числе присяжных заседателей, которую несли в форме...

Создание института присяжных заседателей в 1864 году как...

Историки-либералы (В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов) приветствовали как отмену крепостного права, так и последующие реформы, хотя и отмечали их противоречивость.

При этом ими были учтены как зарубежный опыт деятельности суда с участием присяжных заседателей...

К вопросу о суде присяжных в Российской Федерации

Впервые в России суд присяжных был введен в 1864 году.

Суд с участием присяжных заседателей предоставляет возможность обществу через своих представителей осуществлять контроль и правосудие.

отмена вердикта присяжных вышестоящим судом

Вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных...

Основаниями для отмены приговора, вынесенного с участием коллегии присяжных заседателей согласно п.2 ч.2 ст.389.17 УПК РФ могут быть: 1) сокрытие кандидатом в присяжные заседатели информации о себе и о своих родственниках...

Задать вопрос