Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хангулова, А. Э. Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского / А. Э. Хангулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35964/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Ключевые слова: педагогика, детская психология, дефектология, коррекционная педагогика, задержка психического развития, культурное развитие личности.

Ideas of pedagogy and education in the heritage of L.S.Vygotsky

Place of study: Medical University branch «Stavropol State Pedagogical Institute» in Zheleznovodsk

The article is sanctified to the comprehension of deposit of L. S. Vygotsky in development of home and world science, to the studies about age as unit of analysis of child's development.

Keywords: pedagogy, children psychology, defectology, special education, mental retardation, cultural development of the individual.

Лев Семенович Выготский — известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время.

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:

—сравнение взрослых и детей;

—сравнение современного человека и древнего;

—сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.

Так Л. С. Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.

Лев Семенович Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.

Л. С. Выготский считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

— ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);

— воспитатель активен (он наблюдает и помогает);

— среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Научное наследство Л. С. Выготского лежало в основе разработки проблемы о детях с так называемой задержкой психического развития. (ЗПР), для которых в 1981 г. утвержден новый тип специальной школы. Это особая категория детей, куда входят дети с осложненными формами инфантилизма, церебральной астении и другими малыми мозговыми дисфункциями.

На последнем этапе своей научной деятельности Выготского заинтересовали проблемы мышления и речи и им была написана научная работа Мышление и речь. В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью. Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов.

Выдвинутые и разработанные в трудах Л. С. Выготского и его учеников и последователей Н. П. Блонского, Б. Г. Ананьева, Л. С. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др. идеи бесценны для решения современных проблем организации научных исследований и целенаправленной коррекционно-психологической помощи детям.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982–1984. С. 252.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ближайшее развитие, детская психология, идея, коррекционная педагогика, культурное развитие личности, окружающая среда, педагогика, психическое развитие.


Похожие статьи

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

ребенок, ближайшее развитие, демократическая школа, идея, развитие ребенка, развитие детей, коррекционная педагогика, особый ребенок, психологическая педагогика, трудовая школа.

Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики

коррекционная педагогика, ребенок, ближайшее развитие, аномальный ребенок, развитие.

Творческий научный вклад Л. С. Выготского в психологию

зона ближайшего развития, теория психического развития, общие законы развития ребенка, сензитивные периоды, актуальный уровень развития

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского. Взгляды Л.С. Выготского на проблему психологического диагноза.

Педагогические и психологические вопросы развития личности...

Проанализировав разные подходы к пониманию природы личностного развития в раннем онтогенезе, отметим ведущую идею: детская личность целостна, ее качества и характеристики нельзя формировать «по частям»; каждый ребенок уникален, его развитие...

Тенденция развития коррекционной педагогики в отечественной...

коррекционная педагогика, развитие, специальная педагогика, педагогическое знание, ребенок, общая педагогика, специальное образование, поведение детей, отклонение, поведение.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Проблема исследования раннего развития детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, раннее развитие, окружающий мир, ваш ребенок

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых. Особенности сенсорного развития детей...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Ж. Пиаже обозначил психическое развитие как результат активного приспособления детской психики к окружающей реальности. По мнению автора, данный процесс сугубо индивидуален и зависит физиологического созревания и генетических задатков.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале...

Выготский Л. С. Психология развития ребенка.

воспитательная среда, воспитательный процесс, личность, деятельность. Похожие статьи. Скаутинг как детско-молодежное движение и воспитательная система в Царицынском уезде.

Похожие статьи

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

ребенок, ближайшее развитие, демократическая школа, идея, развитие ребенка, развитие детей, коррекционная педагогика, особый ребенок, психологическая педагогика, трудовая школа.

Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики

коррекционная педагогика, ребенок, ближайшее развитие, аномальный ребенок, развитие.

Творческий научный вклад Л. С. Выготского в психологию

зона ближайшего развития, теория психического развития, общие законы развития ребенка, сензитивные периоды, актуальный уровень развития

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского. Взгляды Л.С. Выготского на проблему психологического диагноза.

Педагогические и психологические вопросы развития личности...

Проанализировав разные подходы к пониманию природы личностного развития в раннем онтогенезе, отметим ведущую идею: детская личность целостна, ее качества и характеристики нельзя формировать «по частям»; каждый ребенок уникален, его развитие...

Тенденция развития коррекционной педагогики в отечественной...

коррекционная педагогика, развитие, специальная педагогика, педагогическое знание, ребенок, общая педагогика, специальное образование, поведение детей, отклонение, поведение.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Проблема исследования раннего развития детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, раннее развитие, окружающий мир, ваш ребенок

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых. Особенности сенсорного развития детей...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Ж. Пиаже обозначил психическое развитие как результат активного приспособления детской психики к окружающей реальности. По мнению автора, данный процесс сугубо индивидуален и зависит физиологического созревания и генетических задатков.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале...

Выготский Л. С. Психология развития ребенка.

воспитательная среда, воспитательный процесс, личность, деятельность. Похожие статьи. Скаутинг как детско-молодежное движение и воспитательная система в Царицынском уезде.

Задать вопрос