Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 6607 раз

Библиографическое описание:

Сбитнева, Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста / Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 692-694. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36144/ (дата обращения: 17.04.2024).



В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, а также предложена методика исследования отношения младшего школьника к природе, выявление у детей желания сохранять и бережно относиться к окружающей среде.

Ключевые слова: младший школьник, воспитание, ценности, природа, экологическое сознание

Между людьми и окружающей их средой устанавливаются различные связи и отношения, дающие возможность жить человеку как природному и общественному существу. Человеческое отношение к природе — это отношение любви, озаряющей свою жизнь высшим и духовным смыслом.

Перед преподавателями начальной школы стоят важные задачи: формирование у младших школьников ценностного отношения к природе, экологического сознания, ориентированного на отсутствие противопоставления человека и природы. Главной задачей такого воспитания будет являться воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, а также осознание ребёнком своего места в природе и своей роли в её сбережении и сохранении.

Такие ученые, как М. Г. Казанцева, Л. П. Разбегаева, Н. А. Щуркова изучали концептуальные подходы к воспитанию у детей ценностных отношений. В работах данных авторов сформулированы цели, принципы, ценности, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы.

Понятие “ценность” относится к числу таких общенаучных определений, значение которых особенно велико для педагогики. Ценности формируются в процессе переживания и осознания субъектом значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.

В педагогике ценностные отношения понимаются как положительные отношения личности к системе ценностей, принятых в обществе и регулирующих поступки человека. Ключевым словом в данном определении является словосочетания «положительное отношение», ведь именно эмоциональная сфера младшего школьника является важнейшей частью его развития. Для того, чтобы педагогу сформировать у учеников ценностное отношение к природе, необходимо создать положительный эмоциональный фон при изучении природы и взаимодействия с ней.

В начальной школе дети наиболее восприимчивы к получаемой информации, поэтому экологическую культуру необходимо развивать у детей с первых занятий в школе, а также во внеурочной деятельности. В младшем школьном возрасте дети способны выделять себя из окружающей среды, у них происходит развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, проявляется взаимодействие ребенка с природой. Учитель, на первых этапах обучения, может провести анализ отношения ребенка к природе. Выходя на прогулку, можно заметить, как младший школьник взаимодействует с природой, проявляет ли бережное отношения к ней. В процессе обучения, у учителя предоставляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Как правило, экологический курс в начальной школе выступает в рамках общеобразовательного предмета «Окружающий мир», но это не всегда даёт детям проявить свой творческий потенциал. Учителям не стоит ограничивать взаимоотношение детей с природой лишь теоретическими знаниями и правилами, важно сформировать их практическую деятельность, познакомить детей с окружающим миром, научить понимать и уважать природу, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя “ответственным лицом”, быть причастным к происходящему.

Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Как известно, дети младшего школьного возраста зачастую склонны к подражанию и повторению за взрослыми, в особенности за педагогом. Поэтому важным критерием в успешности выполнения задач бережливого отношения к природе является отношение самого педагога к окружающему миру, ведь именно взаимоотношения педагога и природы будут идеалом для ребенка. Учителю необходимо поставить в основу воспитания общую систему, компонентами которой являются человек и природа, показать и доказать ученикам, что в основе этой системы должны находиться демократические отношения и не может быть главенствующего элемента.

Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по различным направлениям, каждое из которых находится в тесной взаимосвязи с другими. Эти направления раскрывают различные стороны духовно-нравственного развития гражданина Российской Федерации. Каждое из направлений воспитания и успешного вхождения в общество обучающихся опирается на определенную систему базовых национальных ценностей, которые должны быть приняты детьми. Одним из главных направлений является экологическое воспитание младших школьников, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде [2].

К основным задачам по данному направлению относят: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые будут способствовать формированию экологической культуры личности.

Обязанность беречь, сохранять богатства природы стало требованием Конституции. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Результативность усвоения знаний и достижения целей экологического образования в основном зависят именно от начального этапа обучения в школе, где закладываются основы формирования личности ребенка.

Идея необходимости формирования знаний о экологии у детей младшего школьного возраста должна осуществляться на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Воспитывая детей в рамках экологического воспитания, следует формировать у них доброжелательное и почтительное отношение ко всему живому и неживому, осознание ценности всех природных проявлений. Формирование у детей экологического сознания является основной задачей экологического образования. У детей должно сформироваться сознание, при котором они будут ставить природу наравне с человеком, будут стремиться свести к минимуму свое вмешательство в законы и жизнь окружающего их мира [3].

Задачами внеурочной работы по данному направлению являются: расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе, к охране окружающей среды, проявление интереса к сохранению и поддержанию жизни природы.

Различные формы и виды внеурочной деятельности взаимно дополняют друг друга, делая процесс обучения и воспитания детей младшего школьного возраста более результативным и доступным. На занятиях дети знакомятся с различными заповедниками, с животным и растительным миром, с птицами, насекомыми. С целью повышения результата занятий они должны проводится в игровой форме. Групповая внеурочная работа играет важную роль в формировании экологической культуры ребенка. С детьми могут проводится различные праздники, викторины, ролевые игры на экологические темы.

В рамках воспитания ценностного отношения к природе младших школьников можно провести различные внеклассные мероприятия, такие как «Интересное путешествие в царство природы», «Цветы — источник радости в жизни» (игровая программа), День земли, праздник Осени, биологическая викторина «Три клада у природы есть…» и другие. Так же с детьми можно провести экскурсию, на каждом этапе которой детям в игровой форме будут предложены различные задания, направленность которых нацелена на сбережение и заботу о природе [1]

Следовательно, на основе полученных знаний и грамотного применениях их на практике, урочная и внеклассная работа создают необходимые условия с целью приобретения опыта отношения человека и природы. На уроках в начальной школе дети, получив знания ценностного отношения к природе, ее сбережения и сохранения, смогут применить эти знания в повседневной жизни. Например, младшие школьники будут знать, что нельзя разжигать костры в лесу, рвать цветы и ломать сучья у деревьев, а также как относиться к живым обитателям природы, как помочь сохранить здоровье окружающей среды и многое другое.

Следует отметить, что вся работа по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста опирается на природную любознательность детей, проявления интереса к тайнам и загадкам окружающего мира.

Приведем методику «неоконченных предложений», которая помогает исследовать отношение младшего школьника к природе.

Учитель читает ребенку начало предложения, а он должен закончить его так, как он считает нужным, написать свое видение продолжения фразы быстро и не задумываясь. Педагог записывает ответы младшего школьника на листок.

В случае, если учащийся делает перед ответом слишком длинные паузы, следует напомнить ему о том, что нужно отвечать не задумываясь. Ниже мы предлагаем примеры предложений:

Эмоционально-оценочный компонент:

  1. «Для меня природа — это…»
  2. «Когда я вижу, как кто-то срывает цветок, то я…»
  3. «Человек и природа…»
  4. «Отдыхая на природе, я …»
  5. «Я считаю, что охотники…»
  6. «Если бы не было растений и животных…»
  7. «Думая о природе, я вспоминаю…»

Мотивационно-поведенческий:

  1. «Если бы я увидел птенца, выпавшего из гнезда, то я …»
  2. «Сажая цветы, я думаю …»
  3. «Для того чтобы птицы не были голодными зимой нужно…»
  4. «Заботиться о животных и растениях необходимо, потому что …»

Методика неоконченных предложений, по сравнению с другими проективными методами, является достаточно простой по замыслу. Поэтому в основном учителю удается получить те сведения, являющиеся новыми в большей степени для него, чем для ребёнка.

Таким образом, для формирования ценностного отношения в воспитательной деятельности ребенка младшего школьного возраста необходимо затронуть такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий. Говоря о формировании ценностного отношения к природе нужно помнить о том, что ученику необходимы не только знания об окружающем мире, но и непосредственное взаимодействие с природой.

Литература:

1. Базарнов В. Ф. Экскурсия как форма экологического образования. — Томск, 1997. — 65 с.

2. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. — 2003. — № 5. — С.64–75.

3. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. — 1989. — № 5. — С.25–27.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, младший школьный возраст, ценностное отношение, ребенок, младший школьник, начальная школа, окружающая среда, окружающий мир, внеурочная деятельность, экологическое образование.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является и хорошим средством воспитания.

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

экологическая культура, начальная школа, младший школьный возраст, экологическое образование, младший школьник, воспитание, ребенок, учебная деятельность, внеурочная деятельность...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник, природа, неживая природа, учебно-воспитательный процесс.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс, окружающий мир, взаимоотношение человека, учебный материал, обучение.

Модель эколого-эстетического воспитания младших...

Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеурочной работы, дают возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения младших школьников к окружающей природе, считает Савина Е. А...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Ключевые слова: младший школьник, проект, экологическая...

ценностное отношение, природа, окружающий мир, младший школьный возраст, общее образование, проект, уровень результатов, младший школьник, внеурочная деятельность...

Проект как средство экологического образования младших...

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа, младший школьник, метод проектов, экологические знания. Проблемаповышения качества экологического образования учащихся в образовательных учреждениях представляет на...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является и хорошим средством воспитания.

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

экологическая культура, начальная школа, младший школьный возраст, экологическое образование, младший школьник, воспитание, ребенок, учебная деятельность, внеурочная деятельность...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник, природа, неживая природа, учебно-воспитательный процесс.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс, окружающий мир, взаимоотношение человека, учебный материал, обучение.

Модель эколого-эстетического воспитания младших...

Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеурочной работы, дают возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения младших школьников к окружающей природе, считает Савина Е. А...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Ключевые слова: младший школьник, проект, экологическая...

ценностное отношение, природа, окружающий мир, младший школьный возраст, общее образование, проект, уровень результатов, младший школьник, внеурочная деятельность...

Проект как средство экологического образования младших...

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа, младший школьник, метод проектов, экологические знания. Проблемаповышения качества экологического образования учащихся в образовательных учреждениях представляет на...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.

Задать вопрос