Обряды рождественского цикла на территории Туруханского района Красноярского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 03.12.2016

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Чихачёва, М. М. Обряды рождественского цикла на территории Туруханского района Красноярского края / М. М. Чихачёва, И. Н. Шкредова, Л. Д. Экард. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 775-778. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36081/ (дата обращения: 19.04.2024).



В работе рассматриваются особенности традиционных обрядов рождественского цикла. Материалом исследования послужили данные, собранные в 2016 году фольклорно-этнографической экспедицией Красноярского государственного института искусств в Туруханском районе Красноярского края.

Ключевые слова: фольклорно-этнографическая экспедиция, Туруханский район, Красноярский край, русский фольклор, обряды рождественского цикла

В 2016 году была организована фольклорно-этнографическая экспедиция Красноярского государственного института искусств по Туруханскому району Красноярского края.

Проводя подготовку к фольклорно-этнографической экспедиции 2016 года и изучая историю заселения Туруханского округа, была выдвинута гипотеза, что Туруханский район мог стать территорией «консервации» традиционного русского фольклора различных российских областей и, одновременно, местом рождения своеобразных локальных традиций.

Как правило, при изучении северных районов Красноярского края, преимущественно, внимание исследователей уделялось фольклору коренных народов, в то время как фольклор русских переселенцев находился на периферии исследовательского внимания. Удаленность от крупных административных центров и особенность транспортных путей позволяли выдвинуть предположение об определенной «закрытости» и «консервации» традиционной культуры рассматриваемого ареала.

Активная исследовательская работа экспедиции велась преимущественно в трех населенных пунктах Туруханского района: с. Туруханск, д. Селиваниха и д. Старотуруханск.

Одной из задач экспедиции было выявление характерных черт мировоззрения русскоязычного населения исследуемого района, в том числе наличие языческих и христианских компонентов и их сочетание. Данная задача решается при анализе рассказов информаторов, наблюдений за бытом, а также при сопоставлении исторических сведений и фактов современной жизни.

Фольклористам удалось зафиксировать бытование традиционных обрядов рождественского цикла, прежде всего — обряда колядования, который повсеместно распространен по всему Туруханскому району.

Колядование, то есть поздравительный обход домов группами колядовщиков с благими пожеланиями хозяевам, по мнению исследователей, раньше являлось инсценировкой прихода духов предков из иного мира с целью получения специальной обрядовой пищи. Кроме того, обряд был основан на вере в магию слова, произнесенного колядующими.

Раньше, по словам информаторов Туруханского района, колядовали взрослые и молодежь. Молодежь обязательно мазалась сажей, чтоб хозяева не сразу узнавали. Наряжались в чертей, цыган, медведей. В последнее время по дворам ходят только дети.

В Туруханске, Селиванихе и Старотуруханске обход дворов на Святки обязательно сопровождался ряжением. Все опрошенные жители поселков охотно описывали этот компонент обряда. Наряжаться могли «кто во что», но основные признаки ряженого были вполне традиционными: а) неопознанность — каждый раз информаторы подчеркивали, что рядились так, чтобы нельзя было узнать; одним из часто упоминаемых компонентов костюма была маска (маски могли делать из чулок, иногда чернили лицо сажей); б) старость, ветхость — этот признак прослеживается в описаниях, но не столь четко, как первый: для ряжения использовалась старая одежда родителей, бабушек; в) мохнатость — использовались звериные шкуры, шубы, меховые шапки и т. д.

Характерным является еще один компонент обхода дворов, иногда выступающий как самостоятельное действо, не связанное с колядованием напрямую — бесчинства, или проказы ряженых. Специального термина для обозначения такой формы ритуального поведения в исследуемых поселках не было. Организаторами беспорядков традиционно были молодежные группы ряженых. Вопреки ожиданиям, как правило, объектом бесчинств были не отдельные односельчане, тем или иным способом насолившие колядующим, а все жители села. Набор действий, совершаемых ряжеными в Туруханском районе, характерен для славянских традиций. К примеру, ряженые уносили от двора домашнюю утварь — дрова, лавки, все, что могли найти около дома, перемещали эти предметы на дорогу, перекресток. Как правило, эти предметы использовались для возведения преград на улице, дороге, что является еще одним характерным действием ряженых. Преграда могла быть возведена и через натягивание ниток поперек улицы.

Сочетание ряжения и бесчинств, по мнению фольклористов, является символическим изображением разгула нечистой силы. «Надевая маску, человек как бы сбрасывал с себя человеческий облик. Маске соответствовало чернение лица сажей, также очень часто засвидетельствованное. Этим человек ставил себя вне рамок того, что в человеческом обществе принято» [5, с. 128]. Обход дворов ряжеными в таком случае представляется как посещение дома представителями иного мира, что только усиливает веру в магию слова.

Приведем примеры.

В деревне Селиваниха от Савельева Георгия Анатольевича (1947 г.р.) были записаны данные об особенностях рождественского обхода дворов. Георгий Анатольевич вспоминал: «Взрослые ходили колядовать, пели. Наряжались в козлов, мазались сажей, делали маски из картона, парики (в т. ч. конский волос). Двери замораживали, подпирали палками, елки в печную трубу вставляли».

Также в деревне Селиваниха состоялось общение с местными ребятишками — участниками рождественского действа. На вопрос: «Как поздравляете хозяев, приходя в дом, поете?» Отвечали, что читают новогодние стихотворения или поют частушки.

В селе Старотуруханск местные жители в свою очередь подтверждают бытование обряда колядования и тот факт, что лишь дети ходят по дворам и поют частушки. Этот факт совпадает с наблюдениями исследователя В. Я. Проппа, по мнению которого, исконный смысл колядования был забыт давно, и колядование осталось как веселая игра. Именно поэтому забывались тексты песен, заменялись иными жанрами. Можно сделать вывод, что в Туруханском районе дети не знают и соответственно не поют колядки, а их место в обряде прочно заняли частушки.

Информаторы из Туруханска рассказывали о своей молодости и о шалостях, которые учиняли пожилым людям на святки. Например: сооружали «стукалку» — конструкцию из картофеля, ниток и булавки. В темное время суток молодежь прикрепляла к окну стариков «стукалку», а сама пряталась за сугроб. Затем дергали нитку, и картофель, привязанный к нитке, стучал по стеклу. Через какое-то время кто-либо выходил из избы и спрашивал: «Кто там?». В это время молодежь тихо сидела в укрытии. Не дождавшись ответа, хозяева уходили в дом, думая, что им послышалось. Молодежь вновь дергала нитку, и все повторялось. В конце концов, старики догадывались, что их разыгрывают, выходили во двор и ругали молодежь. Ребята же со смехом разбегались по селу в разные стороны.

Наиболее «вредным хозяевам» могли засыпать трубу снегом или, по словам Денисовой Валентины Федоровны (1951 г.р.), жительницы деревни Селиванихи, в трубу запихивали елки. После чего во время растопки печи весь дым шел в избу. Еще практиковали в сильные морозы обливать двери водой или же подпирать палками. Все эти проделки, конечно же, сердили стариков, но веселили молодежь.

В селе Старотуруханск от Тамары Афанасьевны Махенко (1946 г.р.) были записаны такие особенности обрядов рождественского цикла. «Колядовали, зерно сыпали: овес, рис. Ребятишки наряжались, чтобы не узнать было. Маски делали марлевые. Кто чертом одевались. Ходили с торбой — у каждого своя. Чем больше придет ряженых, тем больше здоровья в дом. Взрослые тоже ходили, попозже». «Старый Новый год праздновали. Родители соблюдали пост, поэтому Старый Новый год праздновали больше, чем Новый год».

В Туруханске существовал обряд посевания (высевания) — когда дети, приходя в дом с поздравлением, рассыпали зерно. Сведения о бытовании этого обряда были зафиксированы во время экспедиции дважды: в Селиванихе и в Туруханске. Посевать ходили дети. В Туруханске вспомнили приговор, сопровождающий посевание: «Сею-вею посеваю, с Новым годом поздравляю». Из текста следует, что посевание совершали на Новый год. В. Я. Пропп объясняет этот обряд как древнее магическое действие, в котором подражание сеянию имеет заклинательное значение и должно положительно повлиять на урожай. «Пожелания, выраженные при обряде высевания, напоминают нам пожелания при колядовании, но имеют более узкое значение: они должны обеспечить урожай зерновых» [5, с. 61]. Таким образом, обход дворов детьми совершался и на Рождество, и на Новый год.

Зафиксированы среди обрядов рождественского цикла, конечно, и гадания: ворожили зеркалом, бросали поленья, гадали на суженого (например, ставили в сарае на бочку стакан с водой, сарай замыкали, ключ прятали под подушку: «Суженый, ряженый, приди попить и попросить ключи отворить дверь».).

Наряду с традиционными святочными гаданиями со свечкой, зеркалом и стаканом воды, было зафиксировано интересное гадание по книге. Книгу определенным образом привязывали к ножницам. Затем гадающие садились друг напротив друга и указательным пальцем с разных сторон держали ножницы за основание «ушка». Далее вызывали духа известного человека. Книга, по словам информатора Сергиенко Галины Геворковны, начинала поворачиваться на пальцах в разные стороны, и тогда задавали вопрос: «Если «да», то повернись на «да»». Так определяли поворот книги на положительный или отрицательный ответ. После этого гадающие задавали интересующие их вопросы и по повороту книги получали ответы. Галина Геворковна утверждала, что гадала на своего мужа и у нее все случилось именно так, как предсказывало гадание.

На какие бы принципы не опиралось гадание — принцип жребия, гадание со зрительными образами и т. д. — в основе этого ритуала лежит вера в предопределение судьбы, а целью ритуала является установление контакта с постусторонним миром для получения знаний о своем будущем.

Сочетание ряжения и бесчинств на Святки, многообразие форм гадания и выделение половозрастных групп колядовщиков в традициях Туруханского района прошлого века характерны и для традиций Русского Севера, что указывает на доминирование и сохранность культуры Поморья в северных районах Красноярского края.

По результатам фольклорно-этнографической экспедиции по Туруханскому району Красноярского края, можно сделать следующие выводы. Экспедиции действительно удалось зафиксировать бытование традиционных обрядов рождественского цикла среди русского населения Туруханского района Красноярского края. Помимо повсеместно распространенных обрядов, были выявлены локальные особенности обрядов колядования, посевания и гадания.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 16–14–24601; при содействии Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности

Литература:

  1. Колесов А. Н. Туруханский район // Колесов А. Н. По Енисею. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1971. — С. 112–123.
  2. Лебедев Н. Н. Туруханский район (историческая справка) // Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 3 / сост. Г. Ф. Быконя. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1995. — С. 306–316.
  3. Логинов Я. Л., Мутовина Е. Е. Туруханск — северная вотчина государства российского. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 2004. — 208 с.
  4. Лысенко Ю. Ф., Лебедев Н. Н. Туруханский район // Енисейский энциклопедический словарь. — Красноярск: Русская энциклопедия, 1998. — С. 634–635.
  5. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра-Азбука, 1995. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Туруханский район, Красноярский край, рождественский цикл, Туруханск, фольклорно-этнографическая экспедиция, обряд, Старотуруханск, обход дворов, Красноярский государственный институт, магия слова.


Ключевые слова

Красноярский край, фольклорно-этнографическая экспедиция, Туруханский район, русский фольклор, обряды рождественского цикла

Похожие статьи

Бренд как проблема современного традиционного городского...

Ключевые слова: современный праздник, бренд, брендовый праздник, городской праздник, история города

Фольклорно-этнографический (!) компонент является существенной частью современного имиджа

Работ, посвященных городской культуре Югорского края, очень мало.

Экард Лариса Давыдовна — Информация об авторе

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского района Красноярского края. №26 (130) декабрь 2016 г. Авторы: Экард Лариса Давыдовна, Шкредова Ирина Николаевна, Чихачёва Мария Михайловна.

Некоторые особенности освоения народных традиций...

Ажимбекова Гаухар Лесовна, магистрант. Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова (г. Чимкент, Казахстан).

Именно наполненность народных праздников фольклорными произведениями разных жанров, обрядами и ритуалами, играми и забавами...

Проблемы сохранения и развития народной художественной...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф

Он обеспечивает специалистами с высшим и средним профессиональным образованием Хакасию, юг Красноярского края...

Шкредова Ирина Николаевна — Информация об авторе

Красноярский государственный институт искусств.

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского района Красноярского края. №26 (130) декабрь 2016 г.

Чихачёва Мария Михайловна — Информация об авторе

Красноярский государственный институт искусств. Журнал «Молодой ученый»

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского района Красноярского края.

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев...

Так, К. И. Дигор, жительница села Кондон Хабаровского края, утверждает, что

В приамурских мифах выделяются циклы, повествующие о появлении отдельных нанайских родов в

Гарино-Амгуньская экспедиция 1926 г. Предварительный отчет Н. Г. Каргера и И. И. Козьминского.

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Ключевые слова: традиция, новация, ысыах, ысыах Туймаады, Ус Хатынг, синтез традиционного и современного мировоззрения. Ысыах — якутский национальный праздник испокон веков традиционно сопровождается проведением комплекса обрядов и ритуалов...

Похожие статьи

Бренд как проблема современного традиционного городского...

Ключевые слова: современный праздник, бренд, брендовый праздник, городской праздник, история города

Фольклорно-этнографический (!) компонент является существенной частью современного имиджа

Работ, посвященных городской культуре Югорского края, очень мало.

Экард Лариса Давыдовна — Информация об авторе

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского района Красноярского края. №26 (130) декабрь 2016 г. Авторы: Экард Лариса Давыдовна, Шкредова Ирина Николаевна, Чихачёва Мария Михайловна.

Некоторые особенности освоения народных традиций...

Ажимбекова Гаухар Лесовна, магистрант. Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова (г. Чимкент, Казахстан).

Именно наполненность народных праздников фольклорными произведениями разных жанров, обрядами и ритуалами, играми и забавами...

Проблемы сохранения и развития народной художественной...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф

Он обеспечивает специалистами с высшим и средним профессиональным образованием Хакасию, юг Красноярского края...

Шкредова Ирина Николаевна — Информация об авторе

Красноярский государственный институт искусств.

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского района Красноярского края. №26 (130) декабрь 2016 г.

Чихачёва Мария Михайловна — Информация об авторе

Красноярский государственный институт искусств. Журнал «Молодой ученый»

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского района Красноярского края.

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев...

Так, К. И. Дигор, жительница села Кондон Хабаровского края, утверждает, что

В приамурских мифах выделяются циклы, повествующие о появлении отдельных нанайских родов в

Гарино-Амгуньская экспедиция 1926 г. Предварительный отчет Н. Г. Каргера и И. И. Козьминского.

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Ключевые слова: традиция, новация, ысыах, ысыах Туймаады, Ус Хатынг, синтез традиционного и современного мировоззрения. Ысыах — якутский национальный праздник испокон веков традиционно сопровождается проведением комплекса обрядов и ритуалов...

Задать вопрос