Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской государственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Тагаев, Б. А. Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской государственности / Б. А. Тагаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 555-559. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36059/ (дата обращения: 18.04.2024).



T. Kulatov ruled the government of Kyrgyzstan during World War II, that moment was historically hard time. This article deals with his (kulatov’s) constant activity and contribution to government of agriculture.

В формировании кыргызского государства особо значителен вклад Т. Кулатова, единственной целью которого был достойное служение своему народу.

В десять лет, рано оставшийся от родителей, и начавший трудовую деятельность батрачеством для собственного выживания, Т. Кулатов 40 лет своей жизни посвятил только управлению государством, на руководящих должностях. Сравнительно молодой, в 30-летнем возрасте он был назначен на должность, где решалась судьба всего народа, всю свою последующую жизнь он посвятил цветущему развитию страны, формированию государства.

Т. Кулатов устроился работать в 1925 г. на строительстве Кувасай-Кызыл-Кийской железной дороги, где работал до 1926 г. В 1928 г. утроился на Кызыл-Кийскую шахту грузчиком. Одновременно он выучился на забойщика и успел получить квалификацию. С 1929 года по 1934 год он трудился на шахте «Жал». С молодости привыкший работать, трудолюбивый Т. Кулатов быстро нашел в свое место в сообществе, завоевал авторитет. Его инициативный настрой, преданность своему делу, упорство в работе и настойчивость высоко ценили подобные ему рабочие горняки [1].

В 30-е годы, когда по всей советской стране проводилась политика индустриализации, развитие разработки угледобычи, открытие новых месторождений было взято под контроль государства, по всей республике шли социалистические соревнования и в отрасли угольной промышленности. Т. Кулатов среди первых стал инициатором такого соревнования в Кызыл-Кийском месторождении. Он достиг отличных показателей, стал знаменитым среди коллектива, встал в один ряд с самыми лучшими стахановцами на шахте. С этих дней до конца своей жизни все его усилия и широкое доверие были направлены на достижение светлого будущего всего кыргызского народа.

В виду неуклонного роста авторитета Т. Кулатова среди трудящихся угольного производства в 1932 году его принимают в члены коммунистической партии [4]. Само это событие также повысило его активность. Вскоре, в 1934 году его избирают председателем профсоюзного комитета шахты «Джал». После этого его деятельность стала отличаться высокой ответственностью, нелегко было выполнять обязанности по организации и руководству социалистическими соревнованиями, распространению стахановского движения, проявлению заботы о рабочих-угольщиков. С 1935 года обучался в Кызыл-Кийской советско-партийной школе, в сентябре 1936 года вернулся работать на шахту «Джал». Краткосрочное обучение в партийной школе расширило его природные качества, полученные от природы, укрепило и в сжатые сроки позволило выйти из рядов простых горняков. Результаты были видны сразу. В 1937 году Кулатов был отмечен нагрудным знаком «Отличник социалистического соревнования». Проблемы горняков он доводил до соответствующего руководства, умение находить решения некоторых проблем позволило ему завоевать авторитет окружающих. Известно, что среди горняков его частенько называли «наш министр» за то, что он не избегал груза тяжестей, давал дельные советы в работе на шахте, стал подмогой для других своим опытом [1].

В 1937–1938 гг. произошел ряд политических событий, имевших значительное влияние на историю нации. Обновление социально-экономического строительства на всем советском ареале сопровождался тяжкими политическими репрессиями. Глубоко веровавшее в идеалы коммунизма общество тогда не могло полностью воспринимать горькую правду о трагической судьбе политических лидеров, боровшихся за будущее нации и государства, не пожалев своей жизнью. Только последующие годы постепенно открывалась истина, хоть и поздно, но общество осознало историческую роль погибших ради своего народа. Исторический процесс закономерно восполнил тяжелые потери, точнее сменился ряд основателей кыргызской государственности новыми лицами. Неуместно сравнить историческую роль А. Сыдыкова, Ж. Абдрахманова, А. Орозбекова, Б. Исакеева с другими последователями. Это просто невозможно. И в то же время мы не должны забывать, что в каждой исторической эпохе есть свои сыдыковы, абдрахмановы и орозбековы. И сегодня достаточно широко известные общественно-политические деятели отмечают, что якобы исторический вакуум, появившуюся после сталинских политических репрессий, кадровая нехватка создали условия для выхода малоизвестных личностей на политическую арену, открывая им возможность. Однако, такие односторонние взгляды могут вполне нас отвести в сторону от исторической объективности. Известно, что в советское время назначение местных руководителей решалось через столицы. В большинстве случаях, руководители из местных населений выполняли вторые или третьи роли в управлении государством, возглавляли советы или руководили правительством. Настоящая власть была у партийных руководителей, которые назначались центральным аппаратом. Как бы то ни было, управление государством, заслужить народного доверия защищая его интересы и долгое нахождение на руководящей должности было связано с личными особенностями, одаренностью и способностями личностей того времени.

В 1937–1938 годы принесли в судьбе Т. Кулатова важные повороты, изменения в жизни. В эти годы началась его непрерывная, 40-летняя государственная деятельность. 12 декабря 1937 года проходили выборы в депутаты на Верховный Совет СССР и одним из первых был избран Т. Кулатов [1]. Он стал депутатом в одном рядах передовых кыргызских производственников, стахановцев и представителей интеллигенции. В Москве он участвовал в работе первой сессии Верховного Совета СССР, обменивался мнениями самых видных государственных и партийных работников, производственников. Вернувшийся с большими впечатлениями из столицы Т. Кулатов начал работу на шахте с новыми инициативами. На это его вдохновили встречи и беседы со знаменитыми шахтерами А. Стахановым и Н. Изотовым.

В 1937 году он был избран заместителем председателя Кызыл-Кийского городского совета. Вскоре он уже был назначен заместителем директора крупнейшего в Средней Азии предприятия «Кыргыз комуру». В тот же год проходили выборы в Верховный Совет Кыргызской ССР, среди 284 делегатов был и Т. Кулатов. В июле месяце прошла первая сессия первого созыва Верховного Совета. Эта сессия стала поворотным событием в жизни Т. Кулатова. В его ходе было создано правительство Кыргызской ССР, во главе вновь сформированного правительства был избран в председатели Совета Народных Комиссаров Т. Кулатов [5]. Его приход на такую высокую должность не был случайностью. Высшее руководство ознакомился с документами группы претендентов на этот пост, в результате Т. Кулатова посчитали самым достойным. В то время, когда ему доверили нести груз народа, несмотря на остроту политической ситуации, когда он взялся за руководство сложной и ответственной службой, ему было всего 30 лет. Для простого трудящегося человека это было невиданным большим доверием руководства и народа. Т.Кулатов в краткие сроки освоил искусство руководить государством и государственными делами. Испытав все тяжести прошлой эпохи, все горести судьбы, он всю свою последующую жизнь посвятил достойному служению своей стране.

Высокие организаторские способности, особенный такт в государственном управлении, терпеливость, трудолюбие и упорство — все это помогло ему преодолеть все трудности на своем пути.

Необходимо особо отметить особый вклад Т. Кулатова в осуществление на практике крупнейших республиканского значения проектов. При строительстве имеющих до сегодняшнего дня внушительное место в развитии экономики Кыргызстана Большого Чуйского канала, Орто-Токойского водохранилища, железной дороги «Кант — Балыкчы», автомобильной дороги «Бишкек — Суусамыр — Жалал-Абад — Ош», Ак-Тузского, Хайдаркенского и Кадамжайского комбинатов и др. есть прямое участие Т. Кулатова. Все вышеназванное было воспринимаемо всеми союзными руководителями (во главе со Сталиным), проекты подписывались только после того, когда они убеждались в их значимости. Ни одно республиканского значения решение не принималось, пока не посоветуются с Кулатовым. Об этом свидетельствуют его современники, те руководители, которые с ним работали. Великая личность своей эпохи И. Раззаков вспоминал об этом так: «Заслуги Т. Кулатова в развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры в республике неизмеримо велики, это никто не сможет не признать» [1].

В 1938 году на первой сессии вновь избранного Верховного Совета как Председатель Совета народных комиссаров Т. Кулатов выступил с речью, где он остановился на нерешенных вопросах в работе правительства. Он подверг резкой критике недостатки в организации работы по косьбе и сборе, неудовлетворенность состоянием колхозов, совхозов, особенно в сельской местности, плохое снабжение сельскохозяйственным инвентарем и необходимыми товарами отдаленных горных регионов. Особо подчеркнул, что положение тяжелое и в сферах просвещения и образования. На этой же сессии был определен состав нового правительства. Действительно, это было время, когда социально-экономический и культурный уровень в республике сравнительно с 20-ми гг. значительно повысился, уже были заложены прочные основы развития. При всем этом перед правительством Т. Кулатова стояли внушительные обязанности по непрерывному повышению экономики и культуры страны. Строительство заводов и фабрик, развитие сельского хозяйства, продвижение вперед культурного направления требовало больших средств и сил.

С приходом Т. Кулатова в главы правительства за эти предвоенные годы в разных отраслях народного хозяйства республики появился ряд успехов. В каждом из них его труды в качестве руководителя правительства не сравнимы с другими. В 1939-1940 гг. жизненный уровень населения значительно повысился. Техническое оснащение сельского хозяйства улучшилось, колхозы и совхозы стали более мощными. С целью повышения урожайности большое внимание обращалось на систему поливной воды. С целью освоения новых земель распространялось ирригационное строительство. Не ожидая особой поддержки из центра, с помощью инициатив трудящихся колхозов был построен целый ряд каналов и поливных сооружений, появились площадки, где собирался новый урожай с полей. Умеющий быть наравне с народом глава правительства смог поднять инициативный дух трудящихся за урожайность. В эти годы в республике было построено 25 каналов общей протяженностью в 295 км. В результате было добавлено 16,5 тысяч гектаров новой поливной земли, орошаемость достигла 20 тысяч гектаров [1].

Т. Кулатов как глава правительства особое внимание обращал на народные стройки. Он запросто общался со строителями в самый разгар работы, частенько не гнушался тем, что мог запросто взять кетмень или лопату и начинал работать. Ввиду этого простой люд вокруг него воодушевлялся и укреплялся духом.

Весной 1938 года трудовой народ Кара-Сууйского района в течение 10 дней методом общенародного ашара построил поливной канал имени 1-го мая. Это был первый в республике канал, полностью построенный за счет народа. Таким же методом были реализованы на деле ирригационные объекты в бассейне рек Кара-Балта и Кара-Суу, во Фрунзенской области канал «Джантай», в Ошской области «Гулай-Сай» и «Кызыл эмгек» (Красный труд), в Джалал-абадской области канал «Кайрат». В феврале 1940-го года в Сокулукском районе было объявлено о начале строительства двух водохранилищ. А строительство первой очереди Араванского канала трудящиеся Араванского, Кара-Сууйского и Ошского районов обязались построить за 10 дней, однако они его завершили всего за 8 дней [3]. Вторую очередь они завершили таким же приемом. Длина этого канала была равна 97 км, вода была доведена до 4,5 тысяч гектаров новой земли. Также 8 тысяч гектаров Тоо-Моюнской долины превратились в поливную площадь. 16 марта 1940 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК КП приняли постановления о строительстве Орто-Токойского водохранилища и Большого Чуйского канала. Как результат в Кыргызстане поливная площадь увеличилась бы на 70 тысяч гектаров, а в Казахстане на 10 тысяч гектаров. На начальном этапе строительства канала требовалось 75 млн. рублей. Его строительство должно было пройти в сжатые сроки, на проектирование ушло бы шесть месяцев, на строительство было дано два года. Согласно указа Центра за апрель 1940-го года Т. Кулатову было необходимо до начала основных работ срочно составить собственное руководство Большого Чуйского канала, начальника и главного инженера стройки. В указе были назначены кадры, зарплата, транспорт, связь, строительные материалы, корпуса, здравоохранение, питание, культурно-массовые мероприятия. Для организации строительства четко определены необходимые средства. Согласно его в этом великом мероприятии должно было быть подготовлено 20 тысяч штук лопат, 3 тысячи штук кайла, 10 тысяч штук кетменей, 1 тысяча штук лома, 10 тысяч штук ручных повозок. Эта обязанность легла на плечи мастеров из «Интергельпо» [1]. В результате всех действий Совета народных комиссаров Кыргызстана и ЦККП, все вышеназванное было полностью обеспечено. Весной 1941 года технический проект Большого Чуйского канала был утвержден, все приготовления были закончены. 10 мая завершилось разделение трассы канала на участки. Всего сразу на 12 участках началась работа. 60 тысяч кыргызстанцев приняли участие в стройке. На помощь прибыли даже колхозники из Казахстана. Со стороны кыргызского правительства в целях поднятия инициативных настроений на самом лучшем участке строительства были организованы Переходное Красное знамя и Книга почета. Каждые пять дней подводились итоги. С 10 мая до 23 июня в результате неустанного 40-дневного труда было завершено 39 процентов годового плана Большого Чуйского канала. Ежедневно на участках трассы трудилось более 35 тысяч человек. Да и вообще на всех участках отмечалось выполнение сверх нормы, в среднем каждый трудящийся перевыполнил норму свыше 160 процентов [1].

Такие же работы были при строительстве Отуз-Адырского канала с участием 20 тысяч человек, Стройка Араванского канала выполнена с участием 12 тысяч человек, Ноокатского — 13 тысяч человек. Ход всех этих строек взял под особый контроль Т. Кулатов, напрямую участвовал и сам. Весной 1941 года общая площадь поливной земли в республике достигла 794 тысяч гектаров.

С интересом проходившему с подачи и поддержки Кыргызского правительства процессу помешал самый горький этап нашей истории — начало Великой Отечественной войны, в связи с этим все стройки были приостановлены.

В отличие от всех кыргызских руководителей, деятельность правительства Т.Кулатова пришлась на военные годы. Несмотря на молодость, он смог инициативно организовать работу правительства. Как отмечали историки, в годы войны в Кыргызстан было эвакуировано из Украины, Белоруссии, Ленинграда, Москвы и других городов России 150 тысяч человек, из Польши 13 тысяч эмигрантов и из Северного Кавказа были высланы тысячи людей [2]. Тяжело раненные на фронтах воины были отправлены в госпитали Кыргызстана. Все связанные с этим обязанности были возложены Центром на правительство Кыргызстана. В годы войны на обслуживании были задействованы во Фрунзенской области 17, в Ошской области — 4, в Джалал-Абадской области — 4, всего 25 военных госпиталей. Они были обеспечены квалифицированными кадрами, медикаментами, необходимыми товарами и средствами. В результате их эффективной работы было спасено более 92 процента жизней раненых бойцов, около 50 процентов солдат обратно вернулись во фронтовые ряды [2]. Кроме того, руководимое Т. Кулатовым правительство смогло запустить производство около сорока эвакуированных предприятий. Разместив эвакуированное население, предоставило им все возможности для жизни.

Кыргызское правительство организовало лозунг «Все для Победы» для организации помощи на фронт. От имени трудящихся было собрано 300 вагонов подарков, одежда для более, чем 600 тысяч солдат, послано для изготовления самолетов и танков 200 миллионов рублей. До конца войны было 22 выхода правительственной делегации, которые доставили фронтовым солдатам помощь, посвященную победе. Сотрудникам руководимого Т.Кулатовым правительства приходилось работать днями и ночами, по 15-16 часов, в большинстве случаев трудились непрерывно, сутками напролет. Союзное правительство высоко оценило деятельность кыргызского правительства в военное время, председатели исполнительных комитетов того времени были награждены орденами Великой Отечественной войны первой и второй степени, а Т. Кулатов — орденом Ленина.

Немало тех, кто отмечает огромный вклад Т. Кулатова в строительство производственных предприятий, автомобильных и железных дорог, других крупных проектов, имеющих особый стратегический смысл в развитии республики. Решение важных проблем стоявшие перед правительством, и в последующее время не проходили без его участия. Известны случаи, что после того, как их необходимость доказывали и затем согласовывали, в подписании важных документов был заинтересован сам Сталин. В качестве примеров можно привести строительство железной дороги «Кант — Балыкчы», автомобильной дороги по маршруту «Фрунзе — Суусамыр — Джалал-Абад — Ош».

По строительству железной дороги «Кант-Балыкчы» было принято постановление центрального правительства от 30 ноября 1940 года. Длина ее была свыше 150 километров, высота над уровнем моря достигла 1800 метров, из-за начала войны она была отодвинута на более сложные сроки. В росте экономики Кыргызстана значение этих строек было велико, в любой ситуации при необходимости решения этой проблемы Т. Кулатов сначала шел на личный прием к Молотову, а затем к главе государства — Сталину, доказывал, объяснял и решал в положительную сторону. Ее строительство на самом деле имело огромное значение для роста народного хозяйства. В первую очередь для разработки природных полезных ископаемых в регионе Тенир-Тоо, Иссык-Кульской долины создавались условия, создавались условия для продления других магистралей в экономическом смысле. Уголь в Жыргалане, свинцовые копи в Ак-Тузе доставлялись в лесные зоны, и все это могло увеличивать прибыль от производства продуктов сельского хозяйства. При строительстве Т. Кулатов смог повышать инициативность представителей от народа. В итоге бурно начатых трудов были разом завершены значимые части дорожного строительства.

Со стороны высшего руководства советской страны во многих случаях были взяты во внимание высокие человеческие качества, инициативность и истинное знание дела народного хозяйствования Т. Кулатова. Руководимое им правительство было занято решение самых значимых и насущных проблем народного хозяйства. Мобильность и гибкость Т.Кулатова изменило характер деятельности всего правительства. По всей возможности члены правительства старались находиться среди народной гущи, на местах знакомились с их проблемами. Т.Кулатов остался в памяти народа как неустанно трудившийся во имя их блага, и как настоящий народный министр, вышедший из среды простых людей.

Литература:

  1. Абдыкадыров Т. Торобай Кулатов. Бишкек. 1998. с. 9-10 .
  2. Киргизия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сб. док. Фрунзе, 1965. с. 240.
  3. Кулатов Т. Киргизская ССР.-М., 1972.-С.45
  4. Малабаев Ж. Торобай Кулатов- государственный деятель // Эркин Тоо. — 1998., 6-бет.
  5. Малабаев Дж. История государственности Кыргызстана — Бишкек, 1997, с.215.
  6. Усубалиев Т. Феноменальная историческая личность // Свободные Горы. 1993. № 84(221), с. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): тысяча, Чуйский канал, кыргызское правительство, сельское хозяйство, строительство, глава правительства, канал, правительство, управление государством, Великая Отечественная война.


Похожие статьи

Роль и место личности Т. Кулатова в истории Кыргызстана

Деятельность кыргызского правительства в военное время высоко оценило союзное правительство, председатели исполнительных комитетов были награждены военными орденами Великой Отечественной войны первой и второй степеней, Т...

Влияние аграрно-земельной реформы в Кыргызстане на...

В целях преодоления кризисной ситуации в сельском хозяйстве правительство Кыргызской Республики разработало новую программу по углублению экономических реформ в 1994–1995 годах.

Развитие аграрного сектора экономики Узбекистана

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Специфическая особенность отечественного сельского хозяйства, которая

Сельское хозяйство Узбекистана: время великих свершений. ИА «Жахон». 2016.

История строительства Кзылсу-Яхсуйской оросительной системы...

Правительства Таджикистана придавала этому вопросу большое значение. Еще накануне завершения Великой Отечественной войны, 2 марта 1945 г., Совнарком Таджикской ССР и ЦК КП (б)...

История строительства Пянджской оросительной системы...

Исходя из этого соображения правительство республики придавали этому вопросу большое значение. Еще накануне победоносного завершения Отечественной войны

Канал Каланчи имел водозаборное сооружение в виде короткой сипайной шпоры, которая была снесена водой.

Бюджет развития и формирование инвестиционной политики...

Такое положение свидетельствует о несоответствии политики Правительства с действительностью.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. 1,7. 1,8.

В целом из областей, можно выделить Чуйскую область, на которую приходится большая часть...

Проблема кадров и пути её решения в сельском хозяйстве...

Стремясь смягчить катастрофический дефицит кадров, правительство мобилизовало для работы на производстве стариков, женщин и подростков. Ими же была восполнена нехватка кадров и в сельском хозяйстве. В годы Второй Мировой войны во всех сферах народного...

Строительство новых гидротехнических сооружений...

До начала Великой Отечественной войны в долине Митентугая Кулябской области было освоено несколько тысяч га земель.

Подъем сельского хозяйства и строительство ирригационных сооружений Хатлонской области Республики Таджикистан в период 1924–1945 гг.

Похожие статьи

Роль и место личности Т. Кулатова в истории Кыргызстана

Деятельность кыргызского правительства в военное время высоко оценило союзное правительство, председатели исполнительных комитетов были награждены военными орденами Великой Отечественной войны первой и второй степеней, Т...

Влияние аграрно-земельной реформы в Кыргызстане на...

В целях преодоления кризисной ситуации в сельском хозяйстве правительство Кыргызской Республики разработало новую программу по углублению экономических реформ в 1994–1995 годах.

Развитие аграрного сектора экономики Узбекистана

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Специфическая особенность отечественного сельского хозяйства, которая

Сельское хозяйство Узбекистана: время великих свершений. ИА «Жахон». 2016.

История строительства Кзылсу-Яхсуйской оросительной системы...

Правительства Таджикистана придавала этому вопросу большое значение. Еще накануне завершения Великой Отечественной войны, 2 марта 1945 г., Совнарком Таджикской ССР и ЦК КП (б)...

История строительства Пянджской оросительной системы...

Исходя из этого соображения правительство республики придавали этому вопросу большое значение. Еще накануне победоносного завершения Отечественной войны

Канал Каланчи имел водозаборное сооружение в виде короткой сипайной шпоры, которая была снесена водой.

Бюджет развития и формирование инвестиционной политики...

Такое положение свидетельствует о несоответствии политики Правительства с действительностью.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. 1,7. 1,8.

В целом из областей, можно выделить Чуйскую область, на которую приходится большая часть...

Проблема кадров и пути её решения в сельском хозяйстве...

Стремясь смягчить катастрофический дефицит кадров, правительство мобилизовало для работы на производстве стариков, женщин и подростков. Ими же была восполнена нехватка кадров и в сельском хозяйстве. В годы Второй Мировой войны во всех сферах народного...

Строительство новых гидротехнических сооружений...

До начала Великой Отечественной войны в долине Митентугая Кулябской области было освоено несколько тысяч га земель.

Подъем сельского хозяйства и строительство ирригационных сооружений Хатлонской области Республики Таджикистан в период 1924–1945 гг.

Задать вопрос