Библиографическое описание:

Бусоедов И. А., Гребенюк Т. А. Фискальная политика государства // Молодой ученый. — 2016. — №26.



В современных условиях развития рыночной экономики многие экономисты сталкиваются с вопросом: насколько важно вмешательство государства при развитии экономики? И ученые останавливаются на следующем выводе, что вмешательство правительства нужно для достижения определенных целей:

– в рыночных процессах есть свои недостатки, так называемые отрицательные эффекты, которые нужно устранять;

– для того, чтобы экономические процессы хорошо функционировали надо создавать финансовые, правовые и социальные предпосылки;

– рыночные отношения для всех субъектов экономики не всегда бывают равными, поэтому некоторые уязвимые субъекты нуждаются в социальной защите.

Главной задачей любого правительства является достижение стабильной экономики. И правительство, чтобы достичь цели и выполнить задачи, пользуются фискальной, кредитно-денежной политикой и другими методами.

До разработки кейнсианской макроэкономической теории как таковой фискальной политики еще не существовало. Правительство просто рассматривали пропорции распределения объема производства страны и платежей за пользование коллективными благами. Даже на сегодняшний день из-за сравнительно недавнего начала использования фискальной политики, государство еще не может полностью раскрыть потенциал ее использования. Бюджетно-налоговая политика, со своей особенностью быстрого реагирования на изменяющуюся экономическую конъюнктуру, особенно важна для стран с переходной рыночной экономикой.

Суть фискальной политики заключается в мобилизации и привлечении средств, в которых нуждается государство, а также так распределить эти средства, чтобы максимально эффективно решить существующие социально-экономические проблемы государства.

Для установления стабильной экономики государство использует различные методы, одним из которых является проведение фискальной политики. Фискальная политика позволяет уменьшить экономические циклы, способствует устойчивому экономическому росту, а также повышает уровень занятости, следя за тем, чтобы значение инфляции сильно не возрастал.

Фискальная политика ведется с помощью налогообложения, изменяя величину расходов и доходов государственного бюджета.

Когда совокупный спрос, совокупное предложение и равновесный уровень валового внутреннего продукта находятся в устойчивом состоянии, колебания экономического цикла становятся меньше. Соответственно экономическое благосостояние увеличивается. Следующим шагом для государства становится поддержание макроэкономического равновесия уменьшив безработицу. Это способствует развитию государственного бюджета, устанавливаются относительно стабильный общий уровень цен, вследствие инфляция замедляется.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что цели фискальной политики имеют между собой непосредственную связь и достигаются они в последовательной очередности регулируя доходы и расходы государства.

По используемым методам и инструментам фискальную политику разделяют на политику прямого воздействия и политику косвенного воздействия.

В основе прямой политики воздействия лежит изменение величины государственных закупок при финансировании государственных предприятий производственного сектора, инвестировании в производственную и непроизводственную инфраструктуру, создании государственных закупок товаров и услуг.

Методы косвенной политики непосредственно влияют на производителей и потребителей. Это выражается в воздействии на расходы производителей и доходы потребителей. К примеру, изменение налогооблагаемого минимума, предоставление налоговых льгот, изменение ставки налогов на разные виды доходов и т. п.

В зависимости от того, на что и как государство использует фискальную политику, последняя делится на рестрикционную и дискреционную фискальную политику.

Рестрикционная фискальная политика воздействует на экономические циклы. Стоит подчеркнуть, что, используя рестрикционную политику, нельзя полностью стабилизировать экономику, просто спады и бумы экономики будут иметь меньшие последствия. Т. е. она только приближает экономику к стабильности. Рестрикционная политика также называется автоматической по используемым ею инструментам. Данная политика применяет автоматические, встроенные стабилизаторы. Эти стабилизаторы самостоятельно реагируют на изменения, происходящие в экономике страны. Они влияют на размеры субсидий различным лицам (фермерам, безработным и т. д.), на налоговую систему и т. п. изучим работу встроенных стабилизаторов на примере налоговой ставки, которая будет изменятся с ростом доходов и трансфертов.

Когда увеличивается общий уровень доходов, т. е. в экономике наступает фаза подъема, увеличивается и размер налогов, как диктует прогрессивная налоговая ставка. Параллельно росту доходов уменьшаются трансферты, т. е. уменьшаются различные пособия (пример, пособие по безработице). С увеличением налогов и уменьшением трансфертов совокупный спрос и объемы выпуска уменьшается, взамен увеличивается бюджет государства. В такой ситуации говорят, что экономика «остужается».

В фазе циклического спада все происходит ровно наоборот. Общий уровень доходов уменьшается, соответственно уменьшается ставка налогов и увеличиваются трансферты. Результатом становится увеличение совокупного спроса и объемов выпуска, а также появление дефицита государственного бюджета, который ограничивает спад, что заставляет экономику переходить на следующую фазу, фазу экспансии.

Встроенные стабилизаторы способствуют автоматической стабильности за счет того, что величина налогов и государственных закупок меняются с изменением фаз в экономике. Но, так как автоматические стабилизаторы только приближают к равновесному состоянию, еще пользуются дискреционной фискальной политикой и монетарной политикой.

Когда государство осознанно хочет увеличить реальный объем национальной производства, занятость населения, замедлить темпы инфляции, ускорить экономический рост, то оно уже и осознанно подходит к управлению налоговыми ставками и государственными закупками. В этом случае правительство изменяет ставки налогообложения, создает проекты общественных работ и проекты по трудоустройству населения. Осознанно подходя к решению поставленных задач, правительство добивается больших результатов с помощью мультипликационного эффекта, который явно проявляется в следующем процессе: с увеличением государственных закупок на единицу, являющихся компонентом совокупного спроса, увеличивается и совокупный спрос на единицу, а сам график перемещается на единицу вверх.

Рассматривая дискреционную политику, нужно обязательно уделить внимание ее видам, стимулирующей и сдерживающей политике.

Чтобы правильно решить существующую проблему, государство использует определенные инструменты налогово-бюджетной политики. Т. е. к разным ситуациям в экономике используются разные механизмы налогово-бюджетной политики.

Фискальная политика влияет на бум и спад в экономике.

Бум возникает в результате повышения государственного спроса. В результате бума длится инфляционный период. И, чтобы воздействовать на инфляцию, уменьшить ее, применяется рестрикционная политика. Она осуществляется посредством следующих действий:

– ограничение государственных расходов;

– увеличение налогов;

– или же совокупность двух предыдущих действий.

В период спада производства увеличивается количество безработного населения. И для увеличения уровня занятости проводят стимулирующую политику. Она действует на государственные расходы, увеличивая их, или на налоги, уменьшая налоги, или же сразу использует оба действия. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика по другому называется экспансионистской.

Литература:

  1. Шпалтаков В. П. Интересы и управление экономикой // Инновационная экономика и общество. 2014. № 4 (6). С. 11–19.
  2. Колмогорова Ю. В., Глоба П. К., Исламутдинова Д. Ф. Фискальная политика как способ государственного регулирования экономики // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 242–244.
  3. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Сельскохозяйственное машиностроение в России: основные проблемы и их причины // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 753–755.
  4. Ibrahim M. Аспекты фискальной политики государства // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 7–8. С. 142–145.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle