Библиографическое описание:

Ахмедова М. Х. Взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры как фактор обеспечения интеллектуальных потребностей личности // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 803-805.



В ходе современных процессов информационно-идеологической борьбы, конкуренции, противостояния различных социальных групп в глобальном, региональном и национальном масштабах оказывается сильное воздействие на мировоззрение молодежи и других слоев населения. Информация закодирована в различных языковых системах, в многообразии языков народов мира. Поэтому важно обеспечить каждой личности достаточно большой объем информации на его родном языке, а также на языках, которыми эта личность свободно владеет.

В современную эпоху очень высокие требования возникают и к духовному потенциалу, и к физическому здоровью человека. Требуется формирование всесторонне развитой личности. В Узбекистане поставлена данная задача и осуществляются реформы и программы, направленные на её решение. Особенно большое внимание уделяется молодежной политике и формированию всесторонне развитого молодого поколения. Осуществляемые в Узбекистане реформы и преобразования важны для защиты стратегических интересов Республики Узбекистан и народа страны. Они важны для сохранения правового, демократического, светского статуса страны, межнационального согласия и межконфессиональной толерантности, социального партнерства и мира, стабильности, прогресса, модернизации страны, для сохранения национальной и государственной идентичности в процессе глобализации, идеологических и геополитических угроз и опасностей.

Глобализация дает мощный импульс развитию систем образования и поиску оптимальных путей языкового и культурного взаимодействия Востока и Запада, восточных и западных локальных цивилизаций. Развитие наций приводит к объективной необходимости усиления их взаимных контактов, их коммуникации.

Для обеспечения единства Человечества и сохранения его многообразия целесообразно создание системы усредненных языков для групп генеалогически родственных языков, а в дальнейшем создание среднемирового языка посредством усреднения в многообразии усредненных языков и изолированных языков на основе ностратической (борейской) концепции, концепции языковых универсалий и статистических методов усреднения языковых феноменов(3).Создаваемый таким путем всемирный вспомогательный язык межкультурного, межнационального общения, накопления мировой информации и глобального образования способствовал бы решению многих глобальных проблем мировой цивилизации и духовному взаимообогащению всех локальных цивилизаций и народов. Создание среднемирового языка могло бы выступить как путь равноправного языкового и культурного взаимодействия Востока и Запада в рамках системы единого Человечества.

В процессе наследования культуры являются: перемены в осмыслении социально-политического аспектах освоения культуры. Это означает объяснение причинной обусловленности специфики исследования культуры различными социальными слоями и группами.

Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро» и т. д. Она определяет ведущие ценностные категории для всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека. Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что, обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при их приятии сделать самостоятельный выбор.

Можно выделить ряд наиболее острых современных проблем в социально-политической сфере наследования культуры:

во-первых, в значительной мере обеспечивающая успех многих социально-политических и наследование культуры, сопряжения с массовым формированием зрелого критического мышления людей;

во-вторых, преодоление национальной замкнутости в процессе наследования культуры (5).

В процессе осмысления узловых моментов историко-культурного опыта человечества становится очевидным, что передовая общественная мысль всегда соотносила проблему сохранения мира с задачей формирования общества высокой культуры, с богатой и многогранной духовной жизнью: Взаимосвязь понятий «мир» и «культура» все более овладевает сознанием людей и определяет ныне вектор исторического движения человечества.

Суверенитет нации в своем национальном государстве предполагает ее ответственность перед человечеством за своих граждан всех национальностей. Поэтому оно должно удовлетворить их национальные потребности, т. е. надо по-иному понимать принцип равенства граждан, «независимо от национальности». Нужно перейти от гуманизма «независимого от национальности» к конкретному в этом аспекте гуманизму, учитывающему национальную принадлежность. Нужен переход к этносизму, этносистскому гуманизму, дополняющему абстрактный гуманизм до осознания общечеловеческой сущности и ценности этноса, нации, его культуры.

Отражая национальное, особенное, культура каждой нации в тоже самое время всегда необходимо испытывает влияние многих других национальных культур, с которыми она связана миллионами нитей не только в настоящем, но и в прошлом. В силу этого обстоятельства в каждой национальной культуре всегда есть нечто общее для всех культур — общечеловеческое содержание.

Таким образом, общие для человечества законы развития духовной культуры каждого народа облекаются в «национальную плоть и кровь» — в специфическую национальную форму, а сложное переплетение всех национальных культур в их историческом развитии и составляет то, что мы называем историей мировой культуры.

Значимость тех или иных элементов прошлой культуры в современной жизни поднимает вопрос о том, выражают ли они нечто существенное в строе культуры, в выполнении ею своей исторической миссии? На первый взгляд такой подход может показаться слишком глобальным. Однако на деле вопрос о смысле даже самого маленького сущностного элемента культурного наследия неотделим от решения о назначении этой культуры. Можно пояснить эту мысль на конкретных примерах. Изучение художественной обработки дерева, использованное среднеазиатскими мастерами укрепляет представление о наличии преемственной связи нашего современника с древней «наукой» нашего народа, именуемой «радостью бытия». В течение веков народные мастера вглядывались в пышную и яркую красоту цветущих деревьев, в яркую синеву неба чтобы избегая упрощенно стилизации показать тесную связь природы и человека. Разработанный в резьбе растительный орнамент, ваза с большим букетом цветов (в резьбе), звезды тонкая инструкция — результат усилий мастеров, сумевших совершить восхождение в область поистине музыкальной гармонии линий(5).

Нужно поставить вопрос о вдумчивом отношении к вечному соблазну нововведений, периодически сотрясающих культуру. Каждый должен спросить себя: что следует видеть в исчезнувших элементах культурного наследия — сегменты культуры, или же легко заменимым другим существенным принципом?

Ближе к истине второе. Ибо в уникальном образе жизни, пропитанном ценностями национальной культуры, обозначено выражение этой культуры как миссии. Сначала может показаться, что сохранение похожего и подобного способно удержать духовную жизнь общества в сбалансированном состоянии. В действительности же упразднение ценных элементов культуры нарушает функционирование духовной жизни народа, касается чего-то существенного в самой ее сердцевине.

Чем же отличаются национальные культуры и как дополняют друг друга, образуя целое на уровне мировой культуры? Задача, вероятно, заключается в том, чтобы понять сам процесс, механизм взаимодействия культур, а это предполагает знание кода каждой из них или того неповторимого ядра, которое делает данную национальную культуру именно данной национальной культурой. Узбекскую культуру делят — узбекской, русскую — русской, естественно не общее, а различное, то что их отличает, но служит залогом единства.

Высшее единство предполагает самобытие, полноту отдельного, что допустимо в состоянии независимости, простора. Если предположить, что какая-то из культур лишена самобытности, то она не вызывая интереса у других народов, осталась бы в стороне о затем неизбежно бы заглохла.

Об этом говорил Р.Тагор, выступая перед японцами в 1916 году «Долг каждой нации выразить себя перед миром. Если же ей нечего сказать другим, это следует понимать как национальное преступление, это хуже смерти и не прощается человеческой историей. Нация обязана сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у нее» (2).

Мир изменился и, пожалуй, высшим его достижением можно считать обновленное сознание, преобразующее человека, которое сказывается уже и теперь втоном типе отношений. Нельзя не отдавать себе отчета в том, что набирает силу тенденция соединения в одно распавшихся по необходимости сторон: субъекта-объекта, человека-природы, чувства-радости, интуиции-логики, науки-искусства, Востока-Запада, тенденция, которая может привести человечество на новый уровень — уровень гармоничного существования. Почему в это можно верить? Потому, что Человек универсален, в нем самом заключены и Западное, и Восточное, и все, что выстрадано и тем, и другим.

Осознание этого позволяет современному человеку более гармонично жить в обществе. В социуме надо делать акцент не на то, что разделяет нас, особенно в плане культуры, а на то общее что сближает. Тем более, что за последнее десятилетие, вместившее в себя очень многого событий, стало очевидным, что жить, совместно преодолевая трудности, и радуясь победам и «достижениям вместе, так сказать «всем миром», и продуктивнее, и легче.

В Узбекистане сделано очень много для толерантного, дружеского отношения между представителями различных наций и народностей страны, особенно для гармоничного развития молодежи. Фактически, любой молодой человек, особенно студент владеет несколькими языками, помимо узбекского, русского, таджикским, английским. В настоящее время появляется тенденция в культуре, основанная на ценностях и традициях Востока и одновременно объединяющая с ней прогрессивные идеи и лучшие достижения духовного развития Запада.

Человек, как моральное существо, как продукт общественного развития человечества, как живое существо, имеющее определенные потребности, удовлетворяющие их и в процессе общественного производства, благодаря обучению и способности сознательно, целеустремленно изменять мир и самого себя. Отсюда и вытекает вопрос о смысле жизни, о смысле человеческого бытия. Смысл жизни — это понятие, которое отражает постоянное и динамичное стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, с высшим благом, чтобы таким образом получить возможность оправдать себя в собственных глазах, перед лицом других людей или перед обществом. Другими словами — это объяснение себе и другим, «для чего живешь», «каково назначение человека».

Литература:

  1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1999.
  2. Григорева Т. П. Образ мира в культуре встреча Запада с Востоком. В кн. “Культура, человек и картина мира” под. Ред. Арнольдова А. И., Кругликова В. А., М.Наука, 1987. С.272.
  3. Каримов Б. Р. Информационно-идеологическая конкуренция и вопросы языкового и культурного взаимодействия цивилизаций востока и запада. “Ёшлар дунёқараши учун кураш: ахборий-мафкуравий рақобатнинг замонавий тенденциялари” мавзуидаги республика илмий-амалий анжумани материаллари тўплами. Тошкент. 2014.
  4. Каримов Б. Р., Муталов Ш. Ш. Усредненные языки: попытка решения мировой языковой проблемы. Ташкент: Фан, 2008.
  5. Муминова О. М., Шодиева С. Р. Взаимовлияние и взаимообогащение национальных культуры какфактор толерантности молодежи. Баркамолавлоднишакллантириш — маънавий тараққиётомили. Республика илмий — амалий конференция материаллари. Т. 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle