Библиографическое описание:

Гуркина А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 648-651.



В данной статье автор рассматривает основы формирования ценностных ориентаций личности, выделяет внутренние и внешние факторы, средства их формирования, а также определяет область развития и проявления системы ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, стадии личностного развития, деятельность

Проблема формирования ценностных ориентаций личности остается актуальной на протяжении многих веков. Сама категория «ценность», являясь центральной в аксиологии (теории ценностей), является междисциплинарным понятием. Ценности и ценностные ориентации человека рассматриваются в работах множества философов, психологов, педагогов, социологов.

В большинстве отечественных исследований (например в работах Б. С. Братуся, Г. Е. Залесского, Е. И. Головахи, Г. Л. Будинайте и Т. В. Корниловой, Н. И. Непомнящей, С. С. Бубновой) ценности личности рассматриваются как сложная система, связанная с мотивационно-потребностной сферой личности, ее мировоззрением, регулирующая поведение человека в обществе.

Таким образом под ценностями понимают сложную иерархическую систему понятий и убеждений, которая формируется на пересечении личностных мотивов, биологических, психологических, социальных потребностей, целей, мировоззрения личности и влияющих на нее условий социальной, культурной, образовательной среды.

Понятие ценностных ориентаций близко к понятию ценности,они представляют собой сложную, развивающуюся иерархическую систему взаимосвязанных ценностей личности, которая выступают регулирующим механизмом принятия решений, обуславливая поведение личности в той или иной ситуации, определяя перспективы ее развития.

И. С. Кон представляет структуру ценностных ориентаций в виде устойчивого ядра, вокруг которого интегрируются и иерархизируются мотивы [3].

Для определения основ формирования ценностных ориентацийчеловека следует понимать общие закономерности развития самой личности. Стадии личностного развития ученые соотносят со сменами стадий интеллектуального, морального, эмоционального, социального развития.

Ж. Пиаже, например, выделяет две основные стадии морального развития: стадия «нравственного реализма», на которой нормы поведения воспринимаются детьми, как нечто обязательное, не имеющее исключений, критерием нравственной оценки поступка являются его последствия, и стадия «нравственного релятивизма», характеризующаяся пониманием относительности моральных норм, критерием нравственной оценки на этой стадии выступают намерения человека [7]. Исходя из идей Пиаже Л. Колберг предложил три уровня развития моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Предконвенциональный уровень характеризуется эгоцентричностью, моральные ценности имеют внешний характер, и служат для извлечения выгоды. Конвенциональный уровень предполагает ориентацию на социальную среду, стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Постконвенциональный уровень характеризуется ориентацией уже на собственные моральные принципы, выработку собственной системы ценностей [10].

Г. Дюпон выделяет шесть стадий эмоционального развития личности: эгоцентрично-внеличностная стадия (отсутствие дифференциации причин собственных эмоциональных реакций), стадия личных отношений (некритическое восприятие эмоциональной оценки взрослых), межличностная стадия (появление способности к эмоциональной децентрации), психологическая стадия (эмоциональная оценка себя и других людей), стадия автономии (преодолением противоречия между собственными, внутренними ценностями и ценностями, навязанными извне, за счет преобразования и тех и других в процессе осознания и принятия ответственности за свою судьбу, личностного самоопределения). Высшая, интегративная стадия эмоционального развития отличается целостностью, непротиворечивостью, полной гармонией между ценностями индивида и общества [8; 10]. Согласно Дж. Ловингер лишь единицы способны достичь высшей стадии личностного развития, человек может остановиться на любой из стадий, и тогда последний из достигнутых уровней становится его личностным типом [8].

Важнейшей базой развития личности и ее ценностных ориентаций многие ученые считают социальное развитие. Эти идеи отражены в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. И. Слободчикова, Д. Б. Эльконина и др. Ориентируясь на внешние социальные факторы (общение и совместная деятельность), В. И. Слободчиков выделяет пять ступеней развития личности: ступень «оживления» (общение с матерью), ступень «одушевления» (совместная деятельность с близкими взрослыми), ступень «персонализации» (освоение социальных норм и принципов в общении — учителем, наставником и т. п.), ступень «индивидуализации» (человек вступает в отношения со всем человечеством, индивидуально принимая системы ценностей общества в целом), высшая ступень «универсализации» (принятием духовных, экзистенциальных ценностей, партнером в осмыслении которых становится так называемое «Богочеловечество») [6, с. 37–49; 8].

В возрастном развитии человека Д. Б. Эльконин выделяет сменяющие друг друга ведущие виды деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивное действие, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная деятельность. Д. Б. Эльконин говорит о трех основных «эпохах», развития личности, включающими периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы, формирования «операционно-технических», когнитивных способностей. В своем развитии, переходя от одного ведущего вида деятельности к другому, личность переживает периоды освоения общественных норм, целей, мотивов деятельности и периоды освоения способов действий, формирования интеллектуально-познавательных навыков [9].

А. В. Петровский рассматривает развитие личности, как ряд процессов, преобладание каждого из которых соответствует периодам детства, отрочества и юности. Это процессы адаптации (присвоение индивидом социальных норм и ценностей), индивидуализации (утверждение ценностей своего «Я»), интеграции (снятие противоречий между ценностями личности и группы путем трансформации и тех и других) [5].

Рассмотрев различные взгляды ученых на развитие личности, можно сделать вывод о том, что уровни сформированности интеллектуальной, моральной, эмоциональной, социальной сфер человека выступают в качестве внутренних факторов развития системы ценностных ориентаций.

Опираясь на мнение ученых (Г. М. Андреевой, У. Бронфенбреннера, П. Массена, М.С Яницкого и др.), в качестве внешних факторов развития системы ценностных ориентаций можно определить социальную среду, семью, сверстников, личность учителя, образовательную, рабочую среду, средства массовой информации, общество в целом, культуру, законы и традиции и т. д., т. е. все, что можно объединить понятием социо — культурная обстановка.

Воздействие перечисленных внешних факторов может выступать в качестве средств или инструментов формирования системы ценностных ориентаций человека. В роли таких инструментов могут выступать, например, воспитание и образование, общение, воздействие СМИ, влияние культуры и религии и т. п.

Однако очевидно, что для формирования ценностных ориентаций личности пассивного восприятия какого-либо воздействия из вне недостаточно. Основной областью развития системы ценностных ориентаций и в то же время областью проявления уровня развитости этой системы мы считаем деятельность человека. По словам А. Н. Леонтьева именно в ходе деятельности «внешнее действует черезвнутреннее» [4]. В. П. Иванов утверждает, что «лишь в границах деятельности определенного субъекта любыереальности —действительные и воображаемые — выстраиваются в смысловой ряд, в иерархию ценностей, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимостьсудьбы этого субъекта» [2].

На раннем этапе развития такой ведущий вид деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение со взрослым является той областью, которая знакомит ребенка с миром ценностей. Семейное воспитание выступает важным фактором формирования ценностных ориентаций личности, именно в семья является первым ориентиром в построении представлений о ценностях.

В дошкольном возрасте, являясь основным видом деятельности, «ролевая игра служит также и формой апробации усвоенных ценностей в самых различных ситуациях, что является необходимым условием реального включения их в собственную ценностную систему» [10, с. 45].

Учебная деятельность играет значимую роль в формировании ценностных ориентаций личности. Формирование ценностей человека является важной задачей образования. В процессе обучения происходит знакомство человека с мировой культурой, историей, формируются представления об обществе, общечеловеческих ценностях. Важным фактором развития системы ценностных ориентаций является личность значимого взрослого, например личность учителя, наставника. Инструментом развития такой системы выступает общение с учителем. Педагогу важно уметь вести диалог с обучающимся, создавать атмосферу доверия, творческую среду. Общение со сверстниками также выступает важным средством принятия ценностей.

Профессиональная деятельность, во многом определяет развитие личности и ее ценностных ориентаций. В. Г. Алексеева говорит о том, что воздействие труда на ценностные ориентации в определенной степени зависит от степени интегрированности работающего в коллективе [1, с. 67].

Т. о. на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций, а областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.

Литература:

  1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63–70.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. —367 с.
  3. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст]: учеб. пособие / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 2001. — 335 с.
  4. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1992.— С. 47–78.
  5. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987. — 240 с.
  6. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психологии. — 1991. — № 2. — С. 37–49.
  7. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже: Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1967. — 623 с.
  8. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.: Интер-пракс, 1995. —287 с.
  9. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994. — С. 169–175.
  10. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle