Библиографическое описание:

Шматова А. С., Шматова С. А. Роль совладающего поведения в профилактике экстремизма среди мигрантов // Молодой ученый. — 2016. — №26.

Препринт статьи



В статье рассматривается проблема экстремизма и терроризма. Делается акцент на необходимости проведения профилактической работы с молодежью. В качестве профилактики экстремизма среди молодежи рассматривается формирование совладающего поведения у подростков, как средство разрешения трудных жизненных ситуаций.

Ключевые слова: дети мигрантов, экстремизм, совладающее поведение, трудные жизненные ситуации

В последнее время актуальность темы экстремизма в миревстает также остро, как и темамиграции в России. Усиление миграции привело к появлению в школах России большого количества детей из семей беженцев, мигрантов, переселенцев — детей инофонов (или иноэтничных детей). Дети мигрантов — это дети, для кого родным является «нерусский язык» — таджикский, узбекский, азербайджанский, армянский и др. и родители которых эмигрировали в Россию за последние 10 лет. Эти дети находятся во взаимодействии с другими социальными общностями, в первую очередь, такими как их семьи, родственники и знакомые по национально-этнической принадлежности, общности сверстников (одноклассников), товарищей, учителей. Дети из семей мигрантов вынуждены адаптироваться к новым, зачастую совершенно незнакомым условиям образовательного учреждения.

Основной проблемой, затрудняющей процесс адаптации детей мигрантов, является языковой барьер, мешающий им включаться в различные виды деятельности со сверстниками. Кроме проблем незнания языка, несоответствия уровня подготовки требованиям российской школы учитель и ребенок из семьи мигрантов сталкиваются с проблемами процесса его адаптации к учебному коллективу.

Вследствие воздействия на развитие личности подростка неблагоприятных условий социализации, ввиду вынужденной смены постоянного места жительства, смены образовательного пространства возникают проблемы социализации личности детей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве, что может привести к возникновению дезадаптивного поведения подростка, проявлению асоциальных поступков, вплоть до криминальных.

Отсюда вытекает проблема — повышение уровня социальной напряженности в обществе. Среди обучающихся из семей местных жителей, возникают ксенофобные установки, что препятствует установлению доброжелательных отношений и продуктивных контактов между мигрантами и местными жителями и затрудняет процесс их социализации 5. Что может привести к возникновению экстремизма среди молодежи или как его еще называют молодежный экстремизм. Молодежный экстремизм представляет особую проблему для государства и общества, так как он приобретает серьезный масштаб, является мобильным, дерзким и слабо мотивированным 7.

На сегодняшний день нет единой точки зрения на данный процесс среди научных деятелей и политиков. Но, тем не менее, в современной научной литературе экстремизм рассматривается как идеология, характеризующаяся нетерпимостью к своим оппонентам и насильственным их подавлением 7. По словам С. Н. Фридинского, под экстремизмом следует понимать социальное системное явление, направленное на искоренение взглядов, отличных от взглядов представителей экстремистских движений и проявление противоправных действий по отношению к людям, не разделяющих религиозные, идеологические, националистические, социальные, расовые убеждения экстремистов.

Молодым людям, в том числе подросткам, в силу возрастных особенностей свойственно проявление максимализма, агрессии в суждениях и оценке происходящих событий. Что говорит об особой форме проявления и поведения молодежного экстремизма.

Одной из причин, которые способствуют распространению экстремизма, по данным различных исследований, являются миграционные процессы.

Наряду с этим, по данным МВД России, в последние годы отмечается активизация экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15–25 лет.

Зачастую в экстремистские организации втягивают малоуспешных молодых людей имеющих, в том числе, проблемы в социальной адаптации. Как правило, эти люди достаточно плохо учились в образовательных организациях, которые не смогли добиться успехов наравне со своими сверстниками. При оценке общественной ситуации они либо проявляют радикализм, либо при разрешении трудных жизненных ситуаций использовали чаще всего агрессию.

Сегодня обострились проблемы адаптации человека в инокультурной среде. Что усилило социальную отчужденность молодого поколения, национальные конфликты, процессы миграции, появление вынужденных переселенцев, в том числе и детей из семей мигрантов.

Особое внимание в адаптации человека в инокультурной среде в последнее время привлекает проблема психологической адаптации подростков мигрантов, так как именно в этот период происходит формирование таких важнейших составляющих личности как ценностные ориентации, направленность личности, основы саморегуляции и самоактуализации. При возникновении дезадаптации нарушаются процессы социализации.

Школьная дезадаптация — это социально-психологическое и педагогическое явление неуспешности ребенка в образовательной среде (обучение, референтная школьная группа, общение с учителями и т. д.), связанное с неразрешимым для ребенка конфликтом между требованиями образовательной среды и его психологическими возможностями и способностями, соответствующими его возрастному сензитивному периоду, уровню психического развития. При школьной дезаптации подросток не может найти свое место в школьной среде, и быть принятым таким, какой он есть.

Подросток из семьи мигрантов в большей степени, чем его сверстники, живущие в негативной среде, подвержен риску дезадаптации. А значит и втягиванию в экстремистские организации.

Определяя основные концепции профилактики аддиктивного поведения, в настоящее время выделяются информационный, социально-профилактический, медико-биологический, психокоррекционный подходы [3]. Наибольшую актуальность и эффективность, на наш взгляд, в условиях образовательных учреждений представляет психокоррекционный подход. Сущность которого заключается в создании специальных условий, позволяющих индивиду удовлетворить познавательные потребности и способствующих самоанализу. Если не способствовать этому, то по имеющимся данным мониторинга, 68 процентов подростков составят потенциальную группу риска по аддиктивным зависимостям. А это в свою очередь может привести к тому, что те личностные потребности, которые подросток не может реализовать в нормальном состоянии сознания, будут активно искаться в других состояниях и нестандартных социальных группах, т. е. становится возможным приобщение к наркотикам, экстремизму [3].

Поэтому, на наш взгляд, необходимо в профилактике экстремизма среди молодежи особое внимание уделять разрешению трудных ситуаций, возникающих среди подростков и проводить мероприятия, способствующие успешной социально-психологической адаптации мигрантов. Не забывая при этом воспитывать молодежь в духе неприятия терроризма и экстремизма 4.

В разрешении трудных ситуаций важную роль играет совладающее поведение личности. В большинстве случаев совладание понимается как индивидуальный способ взаимодействия человека с трудной ситуацией. По мнению Э. Хайма, совладающее поведение представляет собой поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам 6.

Типичные проблемы подросткового возраста отражаются в переживании подростком ситуации неуспеха в социальном окружении, в «интериоризации социальных норм и ценностей», осознании проблемы жизненных перспектив. Что усугубляется сформировавшимися защитными формами реагирования на создавшиеся трудности (Л. И. Божович, И. С. Кон, И. В. Дубровина).

Согласно Р. М. Грановской, И. М. Никольской, Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской и др. для того, чтобы взаимодействовать с трудной ситуацией, необходимы навыки совладающего поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией [1,2].

Успешная социально-психологическая адаптация подростков инофонов в условиях поликультурной образовательной среды возможна в том случае, если подростки для преодоления трудных ситуаций будут использовать адаптивные способы совладающего поведения. Исходя из этого, мы считаем, что формирование совладающего поведения именно в подростковом возрасте может являться активной профилактикой экстремизма среди молодежи.

Литература:

  1. Грановская, Р. М. Никольская, И. М. Защита личности: психологические механизмы. [Текст] / Р. М. Грановская, И. М. Никольская — СПб.: «Знания», 1999.
  2. Крюкова, Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. [Текст] / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. — СПб., Речь, 2005. — 240 с.
  3. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Комплиментарные факторы образовательной среды и их значение в идейно-просветительской профилактике терроризма. Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации: сб. материалов Всероссийской научно-практич. Конф. — Ставрополь: СГПИ, 2016. — 492 с.
  4. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Экстремизм и терроризм как деструктивные индикаторы социогенеза. Клио. 2016 № 4 (112). С.155–163.
  5. Солдатова Г. У., Калиненко В. К. Психологическая помощь мигрантам в России: исследования и практика / Г. У. Солдатова, В. К. Калиненко — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003.- 200 с.).
  6. Heim, E.Coping and psychosocial adaptation. [Текст] / E. Heim — Journal of Mental Health Counseling. 1988. — P. 10.
  7. Фридринский С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности. Ж-л Обзор. НЦПТИ вып.№ 5/2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle