Автор: Хангулова Амалия Эдуардовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Хангулова А. Э. Социально-психологические идеи Л. С. Выготского // Молодой ученый. — 2016. — №27.



L. S. Vygotsky outstanding domestic psychologist, left a bright trace in the science and practice laid the foundations of the domestic psycho-diagnostics. He developed the doctrine of development of mental functions in the process of indirect communication development of an individual's cultural values. Cultural knowledge, especially the signs of language are a kind of guns, in that the subject has an effect on the other, forms the own internal world, whose basic units are meanings and meanings.The views of Vygotsky led to the understanding of personality as a special form of organization of the mutual activity of the individual and other individuals, where the real Genesis of the individual associated with the ideal existence of other individuals in it and where at the same time the individual is represented in the real existence of other people (aspects of individuality and personalization). Thus, Vygotsky's ideas have developed mainly in psychology and cognitive processes laid the Foundation for the domestic approach to understanding psychology.

Keywords: defectology, special psychology, zone of proximal development, psycho-pedagogical correction, internalization, differential diagnostic techniques, defect, personality, individual, psyche, higher mental functions.

Началом работы Л. С. Выготского в области специальной психологии и специальной педагогики является его назначение в 1924 г. заведующим подотделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей в отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних.

В настоящее время учение Л. С. Выготского остается актуальным и значимым. Со временем, интерес к его теории возрастает. На современном этапе развития психологии и педагогики, несомненно, важны выдвинутые им идеи о возможностях аномального ребенка, положение ведущей роли обучения в развитии.

Основная идея Выготского заключается в следующем: «Чтобы понять внутренние психологические процессы, надо выйти за пределы организма ребенка и искать объяснение в общественных отношениях этого организма со средой. Не внутри мира или духа, но в социальных отношениях таится разгадка тайн, интересующая психологов».

Занимаясь проблемами обучения и развития в детской, Л. С. Выготский пришел к тому, что обучение предшествует, опережает и ведет за собой развитие ребенка. Одним из его психологических достижений стало открытие зоны ближайшего развития. Выготский пишет, что «уровень актуального развития характеризует успех развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует развитие ребенка на завтрашний день». Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития», — писал Выготский. Такое понимание соотношения этих процессов привело его к необходимости учитывать как наличный (актуальный) уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития») [2,703].

Принципиальность идеи ученого состоит в том, что исследования ребенка, имеющего проблемы в развитии, должны основываться главным образом на качественном его изучении в процессе обучения, а не на количественном определении дефекта с помощью системы тестов. Он подчеркивал: «Мы должны изучать не дефект, а ребенка с тем или иным дефектом». Такой подход определяет отношение Выготского к дефекту, как к социальному, а не биологическому явлению. Ученый показал, то, что мешает ребенку овладеть культурой, социальным опытом человечества. Ведь только на основе освоения человеческой культуры у ребенка формируются высшие психологические функции, сознание, личность. Следовательно, надо активно развивать деятельность ребенка в мире. В настоящее время необходимо создавать новые средства, пути для культурного поведения ребенка в обществе. Согласно его идеям, педагог должен обращать внимание не на то, чего у ребенка нет, а на то, что у него есть и на что можно опереться при построении коррекционно-развивающих программ [1, c. 57].

Новые задачи образования, связанные с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального и творческого потенциала у детей, заключаются в расширение сферы психолого-педагогической коррекции.

Одним из существенных направлений педагогической деятельности в современной школе является психологическая коррекция. При этом изменился характер задач коррекционной работы — от исправления дефектов к интенсификации нормального развития, то есть созданию наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития ребенка.

Рассматривая состояние психологической науки, Л. С. Выготский отмечал, что для отечественной науки характерна закрытость проблемы личности и ее развития. Он выделял четыре основные идеи концепции личности.

Первая идея — активность индивида. Знаки языка представляют собой психическое орудие, которые в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперируемого ими субъекта. Индивид, в свою очередь, выступает как носитель активности.

Вторая идея — мысль Л. С. Выготского об основной особенности психических функций человека: их опосредованном характере. Функцию опосредования обеспечивают знаки. С помощью знаков происходит овладение поведением, его социальная детерминация. Применение знаков перестраивает психику, усиливая и расширяя систему психической активности.

Третья идея — положение об интериоризации социальных отношений. По мнению Л. С. Выготского, общение это процесс, который основан на интеллектуальном понимании и сознательной передаче мыслей и переживаний с помощью знаков яыка. Это означает, что социальные отношения орудийно-опосредованны, Социальные отношения несут отпечаток индивидуальности, так происходит перенос индивидуальных характеристик, общающихся людей и формирование идеальной представленности их в чужом «Я». В этом Л. С. Выготский видит отличие обучения от воспитания, так как первое — это трансляция «значений», а второе — «личностных смыслов» и переживаний [1, с. 113].

Четвертая идея — заключается в том, что становление личности происходит в переходах между состояниями «в себе», «для других», «для себя бытия». По мнению ученого личность, как система обнаруживает себя дважды: в первый раз — в актах социально ориентированной активности (в действиях и поступках), второй раз — в завершающих поступок актах, основанных на встречной активности другого лица.

Применение идей Л. С. Выготского о специфических закономерностях психического развития, о своеобразии структур нарушенного развития и о зоне ближайшего развития в разработке психодиагностических методик должно привести к созданию наборов дифференциально-диагностических методик, т. е. наборов методик, дающих возможность осуществить подлинную качественную диагностику.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 672 с.
  2. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle