Автор: Пода Александра Сергеевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый. — 2016. — №27.



Annotation: The article covers the problem of development of imagination in the Junior school age. Presents the results of experimental studies carried out on the basis of MBOU SOSH № 1 Lermontov of the Stavropol territory. Look at the implications of educational work, contributing to the development of imaging technology in the classroom.

Keywords: primary school level, education standards, educational work, development, imagination.

Лев Семенович Выготский обосновал решающую роль обучения и воспитания в развитии и становлении важнейших психологических структур и функций, в формировании личности. Согласно Л. С. Выготскому, «обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

На сегодняшний момент важнейшим условием прогрессивного развития как каждого отдельного члена общества, так и всего общества в целом, является способность к творческому решению поставленных задач.Творческую деятельность Л. С. Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самоактуализации и самореализации ребёнка, под которыми, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов её достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребёнка тесно связана с его возможностями и склонностями, так как ребёнок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Эта необходимость обусловлена принятием Федерального государственного стандарта начальной школы (Приказ Минобрнауки России № 373 от 06 октября 2009 г.), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития воображения детей. Современная педагогическая наука рассматривает воображение как важнейшую сторону детского творчества. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

Человек с развитым воображением способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счёте — наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности, куда входит и воображение, закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребёнка, особенно к начальному школьному образованию, во многом определяющему дальнейшее её развитие.

В последние годы в воспитании детей взрослые очень большое внимание уделяют интеллектуальному развитию. На развитие же воображения и фантазии не остаётся времени, что сказывается на бедности образного мышления и других познавательных процессов, обуславливающих успешность обучения. Развитие воображения как познавательного процесса — одна из основных задач образования в школе, помогающая формировать личность ребёнка.

Как показывают педагогические исследования, воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. Оно помогает уйти от догм в понимании не только науки, но и искусства, мобилизуя все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. С использованием воображения в процессе обучения восприятие материала у ребёнка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.

Воображение — значимый фактор, оказывающий влияние на формирование личности. Эталоны, которым человек хочет подражать или, к которому стремится, служат примерами для организации его жизни, личностного и нравственного развития [1, с 23]

Основное условие развития воображения младшего школьника — включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения — основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей [2, c.97].

Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в натуре или на картинке.

Следовательно, в процессе обучения воображение имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию воображения, обогащает его. Кроме того, у младшего школьника воображение все теснее связывается с его жизненным опытом, причем не остается пассивным процессом, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие образы и мысли ребенок стремится воплотить в реальные предметы (в рисунки, игрушки, разные поделки), над изготовлением которых надо потрудиться. И в основном развитие творческого воображения ребенка происходит на уроках технологии и изобразительного искусства уже в начальной школе.

Уроки технологии, оптимальные для развития воображения младших школьников, имеют различную классификацию и структуру. Содержание уроков технологии составляет целостную систему. Отличие их состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, которая в свою очередь обеспечивает ребенку, прежде всего, чувственное познание действительности.

Систематизация уроков технологии возможна по разным основаниям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, по способам организации.

На любом уроке технологии ребенок активно пользуется творческим воображением. Понятие «творчество» следует отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. Творческое воображение предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике.

Исследуя данную проблему, было организовано опытно-экспериментальное исследование, проведенное с учениками 1-ых классов (1 «А» — экспериментальная группа и 1 «В» — контрольная группа) МБОУ СОШ № 1 г. Лермонтова Ставропольского края.

На первом этапе работы стояла цель выявить и диагностировать уровни развития воображения младших школьников.

Для диагностики были использованы следующие диагностирующие методики: Тест креативности Элиса Пола Торренса; «Нарисуй что-нибудь» (автор Ю. А. Афонькина); «Скульптура» (автор Р. С. Немов).

Проведя диагностики и обработав результаты, сводная таблица свидетельствовала о том, что показатели экспериментальной и контрольной групп отличаются лишь в нескольких процентах. И в одной, и в другой группах преобладает низкий уровень развития воображения, на высокий уровень отводится лишь несколько процентов.

Цель второго этапа эксперимента заключалась в разработке и апробации системы педагогической работы направленной на развитие воображения младших школьников в ходе решения несложных дизайнерских задач на уроках технологии. Этот этап исследования проводился только с учениками экспериментальной группы.

На этом этапе с учащимися группы проводились уроки технологии, способствующие развитию воображения. Особенность проведенных уроков заключалась в том, учащимся было необходимо не только применить имеющиеся знания и умения, но и реализовать поставленные перед ними несложные дизайнерские задачи. Также на уроках обязательно использовались дидактические игры, обучение в сотрудничестве, информационные компьютерные технологии. Следовательно, на этом этапе мы строили учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы учащиеся в процессе творческой деятельности развивали собственное воображение.

В ходе педагогической работы по развитию воображения младших школьников на уроках технологии стали заметны изменения в самостоятельной работе учащихся. После был проведен третий этап — контрольный. Его цель: повторное выявление и диагностика уровней развития воображения младших школьников. Этот этап исследования проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп.

Для реализации цели контрольного этапа эксперимента использованы методики, упомянутые выше, в первом этапе эксперимента.

Анализируя результаты контрольного эксперимента можно отметить, что данные проведенного исследования доказывают эффективность педагогической работы направленной на развитие воображения младших школьников в ходе решения несложных дизайнерских задач на уроках технологии.

Итоги контрольного этапа показывают положительную динамику в экспериментальной группе, что доказывает необходимость организации педагогической работы направленной на развитие воображения младших школьников в ходе решения несложных дизайнерских задач.

Как показывают педагогические исследования, воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. С использованием воображения в процессе обучения восприятие материала у ребёнка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.

Уроки технологии дают учителю огромные возможности не только для развития ученика в целом (морально, культурно, эстетически и творчески), но и в плане творческого воображения. Данная характерная черта этих уроков заложена в целях и задачах самой учебной дисциплины. «Технология» реализуется в школах для достижения одной из основных целей — развитие творческого потенциала учащегося как способа самореализации.

Литература:

  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Глава IX. Воображение. Электронный вариант статьи. 2005.
  2. Дьяченко О. М. Развитие воображения школьника. Электронный учебник. 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle