Библиографическое описание:

Перепёлкина Н. А. Творческий научный вклад Л. С. Выготского в психологию // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 8-11.



Annotation: the article is devoted to the career of Lev Semenovich Vygotsky, the eminent Russian psychologist. His works served as the scientific basis for the building of special schools and the theoretical substantiation of principles and methods to study the diagnosis difficult (abnormal) children. L. S. Vygotsky left a legacy of lasting scientific value in the Treasury of Russian and world psychology, defectology, Psychoneurology, and other related Sciences.

Keywords: theory of mental development, the General laws of child development, sensitive periods, the actual level of development, zone of proximal development, the structure of the defect.

Творческий научный путь Льва Семеновича Выготского, знаменитого отечественного учёного и психолога, — пример теоретической борьбы за создание истинно научной психологии и дефектологии. Л. С. Выготский внес неоценимый вклад в создание научных основ отечественной дефектологии. Его эмпирические и теоретические исследовательские работы, проведенные в области аномального детства, остаются актуальными для эффективной разработки проблем дефектологии и в наше время. Научные разработки Л. С. Выготского способствовали пересмотру практических аспектов специального обучения. Теория психического развития, которую Л. С. Выготский разработал и обосновал, изучая нормального ребенка, легла в основу исследований аномального детства. Ученый обнаружил, что общие законы развития ребенка наблюдаются и в развитии аномальных детей. С одной стороны, рассмотрение аномального ребенка в свете общих психологических закономерностей сыграло весомую роль в раскрытии тех или иных нарушений развития, с другой — психологические проблемы в свете данных дефектологии получили новое теоретическое и практическое обоснование и раскрытие. [2]

Л. С. Выготский декларировал идею социальной обусловленности специфических человеческих свойств психики. Он доказывал, что социальное воздействие, и в особенности педагогическое, есть мощный источник формирования высших психических процессов. Процесс развития личности определён единством социальных и биологических факторов, считал Л. С. Выготский. Поэтому для адекватного трактования процесса психического развития ребенка необходимо определить роль и значение каждого из этих факторов. Любой психический процесс содержит в себе как наследственные предпосылки, так и влияние среды; и удельный вес этих влияний неодинаков для разных сторон психики, в разном возрасте. Л. С. Выготский указывал на то, что развитие сложных психических процессов (произвольное внимание, активное запоминание, мыслительная деятельность), а также характера, поведения, которое проходит длительный путь формирования (дошкольное и школьное детство, подростковый и юношеский возраст), значительно больше зависит от окружающей среды (от условий обучения и воспитания ребенка, от характера общения, форм и способов деятельности, культурно-бытового окружения и т. п.), чем от наследственности. При этом, по словам Л. С. Выготского, для ребенка среда выступает как источник развития, а не только как условие. [3]

Оптимистическая направленность на поиск позитивных возможностей развития аномального ребенка преобладает во всех дефектологических работах Л. С. Выготского, особенно в тех его работах, которые затрагивают диагностику развития. Одним из центральных достижений Л. С. Выготского стал анализ соотношения процессов обучения и развития в детском возрасте, его последовательно диалектический подход к данной значительной проблеме детства выражался в раскрытии непростых изменяющихся соотношений между процессами обучения и развития, в доказательстве ведущей, стимулирующей роли обучения и отсутствия между ними параллельности. Он считал, что обучение неизменно идет впереди развития и, что у ребенка есть сензитивные периоды, когда он необычайно чувствителен к влиянию обучения, к восприятию той или иной учебной дисциплины; и когда у него необычайно эффективно формируются те или иные психические процессы. Отмечая тот факт, что для развития психики человека характерно неодновременное и неравномерное формирование различных психических функций, Л. С. Выготский показал, что каждая психическая функция в процессе формирования проходит оптимальный этап развития, который совпадает с периодом ведущего положения этой функции в деятельности.

Выделение уже достигнутого ребенком (актуальный уровень развития) и его потенциальных возможностей (зона ближайшего развития) оказалось чрезвычайно важным для понимания взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и развития. Л. С. Выготский утверждал, что в обучении необходимо опираться не только на уже достигнутое ребёнком, но и на развивающиеся и еще не сформировавшиеся процессы. В разграничении того, что доступно ребёнку исключительно в сотрудничестве со взрослыми, и того, что в результате развития становится его личным достоянием и багажом, выражена одна из основополагающих идей Л. С. Выготского: истоки развития психических процессов неизменно социальны. И только позже они приобретают индивидуально-психологический характер. В результате исследований процессов обучения и развития, а также сензитивных периодов развития психических функций была выдвинута и обоснована мысль о целесообразности ранней коррекции аномального развития и учета зоны ближайшего развития. Научная теория об уровне актуального и зоне потенциального развития основывается на убеждении об увеличении зоны ближайшего развития, расширении потенциальных возможностей ребенка. Введение этих понятий Л. С. Выготским имеет чрезвычайно важное значение для определения состояния, перспектив и темпа интеллектуального развития и нормального, и аномального ребенка. Эта положение, показывающее диалектичность процесса развития, вошло в практику и продолжает служить делу изучения и обучения аномальных детей и анализу эффективности педагогического процесса. [2]

Принципиальной и аргументированной была критика Л. С. Выготским пессимистических в своей основе педагогических теорий, которые считают тренировку (выработку условных рефлексов) главным путём обучения и воспитания умственно отсталого ребенка. Таким взглядам противопоставлялась убежденность в том, что при овладении зачатками мышления в процессе простейших форм труда аномальный ребенок способен получить от воспитания гораздо более ценное, чем просто фонд навыков, доведённых до автоматизма. Колоссальное значение для формирования психики детей Л. С. Выготский придавал коллективной деятельности, взаимодействию, сотрудничеству. Роль коллектива по отношению к аномальному детству раскрывалась учёным в ряде аспектов: в аспекте развития высших психических функций, речевого развития, становления личности ребенка и т. д. Он настаивал: «Уметь по-новому и в соответствии с истинной природой явлений понять связь между коллективным сотрудничеством и развитием высших психических функций, между развитием коллектива и личности ненормального ребенка — в этом сейчас заключается главная и основная точка опоры для всей нашей педагогики ненормального ребенка». [1, с.140]

Именно Л. С. Выготский разработал главные закономерности формирования личности нормального и аномального ребенка, раскрыл взаимообусловленность и взаимосвязь мышления и речи, обосновал значение указанных высших психических функций как индивидуальных средств регуляции деятельности, их роль и место в становлении самосознания формирующейся личности. «В процессе развития формируются не только психические функции, а также сложные взаимосвязи и взаимоотношения между ними, что приводит к смысловому и системному развитию сознания в целом, а уровень развития сознания, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса (в том числе и патологического) и различных форм сознательной деятельности» — утверждал Л. С. Выготский. [1, с.333] Учёный сформулировал положение о процессе развития как о становлении человека и его личности. Это развитие совершается путем непрерывного возникновения новых связей, новых особенностей, новых образований. Новообразования, по мнению учёного, определяются всем ходом предыдущего развития, но не содержатся в готовом виде или в более малом размере на предшествующих ступенях; раз возникнув, новообразование представляет собой качественное изменение и соответственно влияет на последующие изменения психики.

В работах Л. С. Выготского по-новому расценивалось понимание первичных и вторичных симптомов, специфическое соотношение первичных и вторичных нарушений в процессе аномального развития при неправильном или несвоевременном педагогическом воздействии; раскрывалась многогранная структура дефектов при неравномерном развитии психических функций (неравномерность тяжести и степени нарушения различных психических процессов, что было крайне важным для коррекции дефектов развития у детей); обосновывались своеобразия компенсаторных процессов у аномальных детей. Структура дефекта, как установил психолог, не сводится к симптомам, непосредственно связанным с поврежденными биологическими системами (центральными или органическими поражениями), что Л. С. Выготский трактовал как первичные симптомы нарушения. Недоразвитие высших психических функций (например, восприятия и пространственной ориентировки у слепых, мышления, речи у глухих, опосредованной культурной памяти у детей с проявлениями дебильности и т, д.) и социальной стороны поведения учёный относил ко вторичным отклонениям, которые косвенно связаны с основным, первичным дефектом, то есть обусловлены им. Он доказал, как это соотношение первичных, вторичных и последующих наслаивающихся на них аномалий развития усложняет и утяжеляет структуру дефекта и адекватное его понимание. Он проанализировал также условия для профилактики или коррекции этих отклонений развития. По его мнению, необходимое и соответствующее обучение и воспитание помогают справиться с причинами, порождающими вторичные (третичные и т. д.) отклонения. При этом главной областью компенсации Л. С. Выготский считал повышение культурного развития — усиление коллективных отношений, развитие высших психических функций, сферы общения. [1]

Многие теоретические наработки Л. С. Выготского были со временем реализованы его учениками и последователями: Л. В. Занковым — при изучении памяти отсталого ребенка, И. М. Соловьевым — при исследовании психического насыщения у глубоко отсталого ребенка, М. С. Певзнер — при изучении олигофрении и иных аномалий развития. На теоретической разработке положений Л. С. Выготского о своеобразии памяти, мышления и других психических процессов у глухих и слабослышащих опиралась организация учебно-воспитательного процесса в специальных школах для этих детей. Идеи Л. С. Выготского лежали в научном обосновании системы обучения, воспитания и трудовой подготовки учеников во вспомогательных школах, что помогло преодолению традиций «лечебной педагогики» с её приспособлением к дефекту в воспитании умственно отсталых детей.

В результате творческого подхода и неподдельного интереса к дефектологии, разрабатываемой на основе выдвинутых учёным теоретических положений и экспериментов, Лев Семёнович пришёл к выводу о том, что проблемы, изучаемые дефектологией, могут быть ключом и к решению общепсихологических проблем; он показал, что при аномальном развитии ребенка и его специальном обучении выступают существенные звенья психической деятельности, которые в норме предстают в целостном виде. Природный эксперимент (нарушения тех или иных психических процессов у аномальных детей), как считал Л. С. Выготский, проясняет общие закономерности формирования психики и личности ребенка в норме. На материале патологического развития Л. С. Выготский подтвердил обнаруженные общие закономерности развития и показал их специфические особенности. Все его разработки привели к принципиально новому пониманию проблемы специального, дифференцированного и своевременного обучения и развития аномального ребенка и помогли в новом ракурсе увидеть и понять проблему диагностики и компенсации многих дефектов. Этим Л. С. Выготский обозначил следующий этап в развитии дефектологии и поднял ее на уровень диалектико-материалистической науки; он ввел и обосновал генетический принцип в изучение и понимание аномального ребенка, показал, что аномальный ребёнок — это, в первую очередь, развивающийся ребёнок, но его развитие идёт особым путём. Он показал всю многогранность структуры дефекта и специфические особенности этапов развития у детей с различными дефектами, тем самым защищая оптимистическую точку зрения на возможности этих детей. Л. С. Выготский подверг жёсткой критике существовавшие методы специального обучения и указал пути их изменения. Его труды стали научной основой для организации специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальных) детей. Л. С. Выготский оставил наследство колоссального научного значения, вошедшее в сокровищницу отечественной и мировой психологии, психоневрологии, дефектологии и других смежных наук.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. С. 332–342.
  2. Выготская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. — М., 1996
  3. Мещеряков Б. Г. Л.С. Выготский и его имя.//Культурно-историческая психология. — 2007, № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle