Библиографическое описание:

Левченко В. А. Идеи деятельности и идеи социальных отношений в трудах Л. С. Выготского и его последователей // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 18-20.



Annotation: The article analyzes the perception of activities and ideas of social relations Vygotsky in modern pedagogy. Considered as official sources and the views of individual scientists about the role of Vygotsky in social Sciences. Part of the article is devoted to the problem of age periodization of child development. In it the author examines existing schemes of periodization of child development, and then puts his periodization, which is based on the concept of child development, where development is a continuous process of self-propulsion characterized primarily by constant emergence and formation of the new. Under age-related neoplasms should be understood that new type of structure of the personality and its activity, those mental and social changes that first arise at this age level.

Keywords: activity, psychology, social relations, the child's personality, age.

Нашим психологам пришлось прожить трудную жизнь. Они попали в сферу той самой идеологической тюрьмы, в которой невозможно было порой даже публиковать наработанное ими. Только теперь, оглядываясь назад, мы обнаруживаем, что рядом с Фрейдом стоит фигура не менее значимая, фигура нашего соотечественника, человека, который был «Моцартом психологи» — Льва Семёновича Выготского.

О духовном лидере и основателе культурно-исторической психологии Л. С. Выготском, не перестают спорить представители самых разных направлений гуманитарного и естественного знания, науки и искусства. Более того, чем дальше во времени мы отходим от Л. С. Выготского, тем выше оцениваем его исторический рост, его роль в культуре и обществе.

Лев Выготский был русским психологом. Учёный, в частности, исследовал процесс усвоения детьми новых знаний и умений, и его теория была очень заинтересна педагогам на Западе. Идеи Льва Семеновича во многих своих аспектах перекликаются с интуитивным пониманием педагогами процесса обучения — усвоения знаний. Эти идеи, в частности, ставят под сомнение подход, предполагающий разделение учеников в процессе обучения на основе их способностей. Лев Семенович Выготский считает, что взаимодействие учащихся с разным способностями и достижениями играет существенную позитивную и прогрессивную роль в развитии когнитивной и эмоциональной сфер.

Основные пункты психологической концепции Л. С. Выготского:

— единство знака, деятельности и общения;

— психологическая теория значения;

— культурно-историческая теория психики;

— идея интегральной динамической структуры личности и ее генетической первичности;

— коллективность деятельности и понятие зоны ближайшего развития;

— системная взаимосвязь психических функций. [1]

Взгляды Л. С. Выготского важно рассматривать в динамике их совершенствования, целостном общегуманитарном и философском контексте, едином потоке психологической мысли.

Ученый был уверен, что воспитание состоит не в приспособлении ребёнка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего далее, вперед. При этом учащегося, ребёнка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Это возможно при правильном выстраивании процесса воспитания. Только личностная деятельность ребёнка может стать основой воспитания. Педагог должен быть лишь наблюдателем, как сегодня говорят, уметь быть тьютором, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты, организовывать сопровождение.

Каждый возраст характеризуется, согласно взглядам Л. С. Выготского, своей своеобразной, присущей только ему, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, которая есть не что иное, как отношение между ребёнком и его средой.

«Социальная ситуация развития конкретного возраста, — подчеркивал Л. С. Выготский, – представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода». [2, c. 37]

Социальная ситуация определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок обретает новые и не известные свойства собственной личности, черпая их из среды, как из главного источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Из жизни ребёнка в данной социальной ситуации возникает основной, или ведущий (по определению А. Н. Леонтьева) тип деятельности. В ней развиваются новообразования, присущие именно этому возрасту. По словам Л. С. Выготского, они являются не предпосылкой, а результатом, или продуктом возрастного развития. [2]

Возникшие новообразования в развитии ребёнка приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к её слому и построению совершенно новой социальной ситуации, которая открывает новые возможности и перспективы для психического развития ребёнка уже в следующем возрастном периоде. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет, по Л. С. Выготскому, главное содержание критических возрастов. [2]

Как отмечал Л. С. Выготский, изменения личности происходят главным образом в процессах общения. Общение рассматривается им как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний с помощью известной системы средств.

Последнее означает, что социальные отношения, оставаясь орудийно опосредствованными, суть отношения конкретных индивидов и несут, следовательно, отпечаток их индивидуальности. Лев Семёнович пишет о «передаче переживаний».

Допустимо предположение, что в этих процессах происходит как бы обмен, перераспределение индивидуальных характеристик общающихся и формирование идеальной представленности их в чужом Я. Возможно, что именно в этом состоит специфика обучения в отличие от воспитания, что в первую очередь связано в большинстве с орудийно безличным характером передачи и усвоения социального опыта, а потом уже с трансляцией прежде всего субъектных качеств индивидов. И именно тогда в иных терминах изначально трансляция «значений», потом «личностных смыслов» и переживаний. И то, и другое, впрочем, выступает как единое целое, распадающееся лишь в условиях теоретического анализа или дидактического изложения.

При изучении и ознакомлении с историей становления научной школы Л. С. Выготского возникает много сложных вопросов, касающихся её истоков, проблематики, основных понятий, приемлемости позиций различных её последователей и единомышленников. Одним из них можно считать вопрос о том, является ли существенным основанием всей этой школы понятие деятельности.

Уже в середине двадцатых годов XX в. Лев Семенович отстаивал историко-социологическое понятие о практической, чувственной деятельности людей. Более того, он отчетливо видел и ощущал роль в ней таких существенных компонентов, как «орудийность» и «опосредствованность», поместив их изучение в основу исследований своей научной психологической школы. [3]

Роль опосредствования в психическом развитии человека в той или иной мере изучалась и до сих пор изучается почти всеми учениками и последователями Л. С. Выготского.

В процессе многолетнего экспериментального и теоретического изучения проблем деятельности в русле научной школы Л. С. Выготского были сделаны следующие выводы. Невозможно понять происхождение деятельности у отдельного взятого человека без раскрытия ее изначальных связей с общением и со знаково-символическими системами. Следовательно, деятельность, общение, диалог, знаково-символические системы нужно изучать совместно. После чего такое изучение предполагает полидисциплинарный подход, объединение усилий разных специалистов. [4]

Последователей и учеников у Льва Семёновича Выготского было немало. Это такие яркие именв в отечественной психологии как А. Р. Лурия и А.Леонтьев, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др. Развивали они идеи Л. С. Выготского о локализации высших психических функций, об игре, об обучении и развитии, о роли деятельности в развитии личности. Это целая плеяда тех людей, которые строили отечественную психологию. Они заложили сильный фундамент этой науки в России.

Это одна школа, но в то же время плеяда вполне самостоятельных ученых, развивавших различные аспекты наследия Л. С. Выготского, и порой делавших это по-разному. Их научные взгляды восходят к Л. В. Выготскому, но и самого Льва Семёновича можно до конца понять, только представляя себе, как его позиции были развиты и преобразованы его учениками и последователями.

Литература:

  1. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  3. Выготский Л. С. Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle