Бизнес-кластер и его особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 3527 раз

Библиографическое описание:

Мамедов, Д. Ю. Бизнес-кластер и его особенности / Д. Ю. Мамедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35951/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассмотрено понятие бизнес-кластера. Выявлены цели и задачи предприятий, объединяющихся в кластер. Рассмотрены характеристики, используемые для оценки полезности кластеризации.

Ключевые слова: бизнес-кластер, компонентно-элементный состав, научно-технический прогресс

В наше время научно-технический прогресс заставляет забыть бизнес о разрозненном существовании и развитии отдельных предприятий. Для конкурирования на рынке необходимо объединять старания и возможности отдельных предприятий воедино. Это может происходить с горизонтальными, вертикальными и региональными связями. Предприятия, объединившие свои усилия, имеют следующие конкурентные преимущества:

− гибкая стратегия;

− высокотехнологичное производство;

− развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

− оперативное принятие управленческих решений;

− инновационные управленческие технологии.

Одна из форм объединения предприятий, посредством которой реализуются вышеуказанные критерии это кластер. В изучении бизнес-кластеров определённой проблемой является отсутствие научно-обоснованного выделения кластерообразующих элементов. Данная задача может быть решена в рамках системного подхода, но пока он применяется исследователями кластерного феномена в экономике очень редко. Несмотря на то что многими исследователями бизнес-кластеры квалифицируются как системные объекты и их изучение основывается на отдельных принципах системности, универсального компонентно-элементного состава кластеров пока не предложено. Подобное положение дел является препятствием для решения таких исследовательских задач, как изучение и описание структуры, разновидностей, механизма функционирования и принципов эволюции бизнес-кластеров.

Бизнес-кластер это группа взаимосвязанных компаний и связанных с ними предприятий, расположенных на некоторой территории, которые действуют в определённой сфере и дополняют друг друга. Это могут быть производители продукции, материалов, поставщики услуг; инфраструктура; научно-исследовательские институты; вузы и другие организации, которые дополняют друг друга и повышают конкурентоспособность как отдельных компаний, так и кластера в целом.

Отличительными характеристиками бизнес-кластера являются:

− конкуренция среди участников кластера;

− кооперирование участников;

− формирования специализированных возможностей региона;

− увеличение концентрации предприятий в рассматриваемой зоне.

Таким образом, чтобы группа расположенных на определённой территории компаний и связанных с ними предприятий называлась кластером, рассматриваемые организации должны характеризоваться общностью деятельности и дополнять друг друга.

Понятие «кластер» получило популярность среди экономистов в конце 1980-х годов. Сейчас использование кластерного подхода видится одним из самых эффективных направлений развития.

Чаще всего используются 3 широких определения понятия «бизнес-кластер». Каждое из них выделяет определённую специфику их функционирования:

− регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов;

− вертикальные производственные цепочки, узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют кластер;

− отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации.

В качестве определения термина «кластер» может использоваться следующее выражение группа фирм, представленных на том или ином рынке, которые объединились на основе долгосрочных контрактов для более эффективного использования ресурсов и преимуществ друг друга для реализации совместных проектов. Для достижения более высоких результатов используются чаще всего горизонтальные связи, специализация и взаимное дополнение.

Отличительной особенностью кластера является целевая коммерческая деятельность. В рамках кластера объединяются производственный и инновационный бизнес, комплексное управление качеством выпускаемой продукции и сервисное обслуживание. Объединяя усилия предприятий, государственных органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на некоторой территории, участники кластера получают существенные преимущества в конкурентной борьбе. Это помогает рационализировать процессы, связанные с производством и реализацией продукции, перераспределить риски и провести гибкую политику, необходимую в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка. Такое объединение усилий в развитых странах оказалось весьма эффективным.

Группа исследователей (Graylyn group) разработала свой ряд характеристик, используемых для точного определения полезности и ожидаемых результатов от кластеризации:

− потенциальные возможности R&D;

− мастерство рабочей силы;

− развитие трудового потенциала;

− близость поставщиков;

− наличие капитала;

− доступ к специализированным услугам;

− отношения с поставщиками машин, оборудования и инструмента;

− ассоциирующиеся структуры;

− интенсивность формирования сетей;

− предпринимательская энергия;

− инновации и обучение;

− коллективное видение и руководство.

Самые развитые кластеры имеют пять важных характеристик.

  1. Наличие конкурентоспособных предприятий.

Главным условием для появления кластера является присутствие в кластере предприятий, конкурентоспособных на рынке. В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень производительности; высокий уровень экспорта; высокие экономические показатели.

  1. Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера.

Примером может являться выгодное географическое положение, либо доступ к сырью. Индикатором конкурентных преимуществ рассматриваемой территории рассматривается высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций.

  1. Географическая концентрация и близость.

Участники кластера находятся в географической близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Масштаб может изменяться в зависимости от типа и особенностей кластера. Индикатор — высокий уровень специализации данного региона.

  1. Широкий набор участников и наличие «критической массы».

Кластер может состоять из компаний, производящих конечную продукцию и услуги, экспортируемые за пределы региона. Индикаторы: высокий уровень занятости на предприятиях, входящих в кластер и количество предприятий относящихся к секторам, входящим в кластер.

  1. Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров.

Важнейший фактор успеха для развития кластеров — наличие рабочих связей и координация усилий между участниками кластера.

Таким образом, развитие кластера как новой формы экономического взаимодействия позволяет достичь серьёзного социально-экономического эффекта, проявляющегося в нескольких направлениях:

− повышение производительности, а так же конкурентоспособности предприятий. Чем сильнее развит кластер, тем выше производительность основной массы, входящих в бизнес-кластер предприятий;

− рост конкурентоспособности и экономического развития региона. С развитие кластеров в регионе растёт занятость населения и средняя заработная плата;

− повышение инновационного потенциала. Развитые кластеры имеют большой инновационный потенциал. Замерить это можно по количеству патентов;

− открытие новых организаций. В развитых кластерах зачастую идёт рост количества малых и средних предприятий.

Литература:

1. Взаимодействие малого и крупного бизнеса // Информ.-аналит. сб. Института предпринимательства и инвестиций. URL: www.mbrk.ru (дата обращения: 27.10.2016).

2. Porter M. E. On Competition. — Cambridge: Harvard Business School Press, 1998. — 576 с.

3. Портер Майкл. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Майкл Портер. – М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.

4. Хааг Д. цит. по Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности кластеров в странах с переходной экономикой. http. // www.kkrsu.edukg/vestnik/v31a15.html.

Основные термины (генерируются автоматически): друг друга, кластер, участник кластера, предприятие, инновационный потенциал, научно-технический прогресс, преимущество, развитие кластера, развитие кластеров.


Ключевые слова

научно-технический прогресс, бизнес-кластер, компонентно-элементный состав

Похожие статьи

Кластер как основа управления промышленными предприятиями

В настоящее время научно-технический прогресс движется не разрозненными предприятиями, а их объединениями с горизонтальными, вертикальными и региональными связями.

Кластеры как фактор инновационного развития

кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие кластера, поставщик оборудования, друг друга, географический масштаб, услуга.

Анализ мирового опыта формирования территориальных...

В статье представлены особенности формирования региональных кластеров в разных странах, определены ключевые факторы успешного развития кластеров. Ключевые слова: территориальный инновационный кластер, инновационное развитие...

Стратегия развития отраслевого кластера | Статья в журнале...

Для успешной реализации региональная стратегии и стратегия развития отраслевого кластера – зернового, должны быть взаимно согласованы. Она состоит из трех стратегии: система стратегического планирования развития кластеров на мезоуровне на основе...

Управление инновационными кластерами | Статья в журнале...

Статья посвящена феномену возникновения и развития кластеров в экономике. Эти процессы тесно связаны с формированием инновационной экономики. Управление кластером является обязательным элементом его эффективного управления.

О сущности экономического понятия «кластер» | Статья в журнале...

А. Воронов. Кластер есть упорядоченная совокупность специализированных предприятий

– объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях

Бойцов А. С. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе / Бойцов...

Малые предприятия в кластерной организации...

Малые предприятия в кластерной организации инновационного развития экономики. Автор: Смирнова Татьяна Анатольевна.

Развитие кластеров малых предприятий может осуществляться спонтанно или организованно.

Классификация кластеров предприятий | Статья в журнале...

Ключевые слова: кластер, виды кластеров, конкурентоспособность, предприятие, региональная экономика.

По уровню развития П. Филлипов выделяет следующие виды региональных кластеров: сильные кластеры характеризуются высокой внутренней...

Кластеры как новая форма организации...

Принцип формирования кластера. Создание структуры, позволяющей объединить остальные предприятия.

Так или иначе, оба кластера сводятся к единому знаменателю — региональному развитию территории с использованием кластерных образований.

Похожие статьи

Кластер как основа управления промышленными предприятиями

В настоящее время научно-технический прогресс движется не разрозненными предприятиями, а их объединениями с горизонтальными, вертикальными и региональными связями.

Кластеры как фактор инновационного развития

кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие кластера, поставщик оборудования, друг друга, географический масштаб, услуга.

Анализ мирового опыта формирования территориальных...

В статье представлены особенности формирования региональных кластеров в разных странах, определены ключевые факторы успешного развития кластеров. Ключевые слова: территориальный инновационный кластер, инновационное развитие...

Стратегия развития отраслевого кластера | Статья в журнале...

Для успешной реализации региональная стратегии и стратегия развития отраслевого кластера – зернового, должны быть взаимно согласованы. Она состоит из трех стратегии: система стратегического планирования развития кластеров на мезоуровне на основе...

Управление инновационными кластерами | Статья в журнале...

Статья посвящена феномену возникновения и развития кластеров в экономике. Эти процессы тесно связаны с формированием инновационной экономики. Управление кластером является обязательным элементом его эффективного управления.

О сущности экономического понятия «кластер» | Статья в журнале...

А. Воронов. Кластер есть упорядоченная совокупность специализированных предприятий

– объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях

Бойцов А. С. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе / Бойцов...

Малые предприятия в кластерной организации...

Малые предприятия в кластерной организации инновационного развития экономики. Автор: Смирнова Татьяна Анатольевна.

Развитие кластеров малых предприятий может осуществляться спонтанно или организованно.

Классификация кластеров предприятий | Статья в журнале...

Ключевые слова: кластер, виды кластеров, конкурентоспособность, предприятие, региональная экономика.

По уровню развития П. Филлипов выделяет следующие виды региональных кластеров: сильные кластеры характеризуются высокой внутренней...

Кластеры как новая форма организации...

Принцип формирования кластера. Создание структуры, позволяющей объединить остальные предприятия.

Так или иначе, оба кластера сводятся к единому знаменателю — региональному развитию территории с использованием кластерных образований.

Задать вопрос