Библиографическое описание:

Скрипкина Н. В., Насырова Т. Е. Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом // Молодой ученый. — 2016. — №26.

Препринт статьи



Стремление к общению с окружающим миром, к коммуникации и социализации является фундаментальным свойством человека. Между тем, у детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА), наблюдается ранняя так называемая «асоциальность» (т. е. грудной ребенок выворачивается при попытке матери взять его на руки, или лежит на руках у матери как неодушевленный предмет, или не смотрит ей в лицо). Это сказывается на всем последующем психическом развитии ребенка, в том числе и на развитии его умственных способностей и социально-бытовых навыков.

Ранний детский аутизм представляет собой психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Для аутизма характерно отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой [1].

Периодом наиболее выраженных, классических проявлений детского аутизма является дошкольный возраст ребенка, когда картина синдрома является уже сложившейся. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. Так, к трем годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными увлечениями или экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность. Кроме того, у подавляющего большинства детей дошкольного возраста, страдающих аутизмом, наблюдаются различные по степени тяжести интеллектуальные нарушения. До ребенка с аутизмом доходит недостаточный объем информации, чтобы обеспечивать его умственное развитие, а помощь взрослых в отношениях с миром и переработка информации ограниченны. Между тем, многим аутичным детям в целом доступны такие мыслительные операции, как классификация, обобщение, понимание причинно-следственных связей и пр. Основная трудность состоит в активном использовании имеющихся знаний и навыков в обыденной жизни, ситуациях непосредственного общения с другими людьми, то есть в переносе и адаптации к любой новой ситуации.

Главная особенность умственного развития детей с РДА состоит в его неравномерности и парциальности. Нарушение познавательной деятельности данной категории детей является вторичным результатом аутистического поведения, которое препятствует формированию и созреванию интеллектуальных функций.

В формировании отклоняющегося развития ребенка доминирующее место занимает нарушение общения. С нарушениями коммуникации и произвольного сосредоточения, а так же со страхами аутичных детей связаны трудности их обучения социально-бытовому поведению. Иногда аутичный ребенок при случайных обстоятельствах может научиться довольно сложному действию самостоятельно, но крайне редко это получается у него через подражание другому человеку. Однако и в этом случае овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией, и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию [2].

В связи с нарушениями социально-бытового поведения крайне трудно организовать саму ситуацию обучения ребенка, что в свою очередь затрудняет развитие его познавательной деятельности. То есть для успешного процесса обучения необходимо учитывать взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного развития детей.

С целью выявления взаимосвязи социально-бытовых навыков и умственного развития детей дошкольного возраста с РДА нами было проведено исследование, в котором приняли участие 6 детей младшего дошкольного возраста, посещающие коррекционно-развивающую группу для детей с аутизмом на базе Детского Центра «ЛАДОШКИ» города Челябинска.

Для выполнения цели исследования, нами был подобран следующий психодиагностический инструментарий: методика Чеклист самопомощи, направленная на определение базового уровня развития навыков ребенка с РДА; методика развития бытовой деятельности дошкольников и методика для определения уровня самосознания дошкольников (Ю. А. Афонькина); методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни для выявления их умственного развития (Е. А. Стребелева). Для установления статистической взаимосвязи между исследуемыми параметрами мы применили коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования показали, что уровень развития определенных навыков у детей с РДА в 30 месяцев совпадает с их развитием и в 48 месяцев жизни детей, то есть большинство социально-бытовых навыков детей остановились в своем развитии (рис. 1).

Рис. 1. Показатели развития социально-бытовых навыков у детей с РДА в возрасте 30 и 48 месяцев

В ходе исследования было выявлено, что 20 % дошкольников с РДА имеют низкий уровень развития бытовой деятельности и самосознания, у 50 % детей наблюдается средний уровень развития бытовой деятельности и самосознания, 30 % детей демонстрируют высокий уровень развития бытовой деятельности и самосознания (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровней развития бытовой деятельности исамосознания детей дошкольного возраста сРДА

№ п/п

Уровень развития

Особенности развития бытовой деятельности

Особенности развития самосознания

1

Низкий (20 %)

Отношение ребенка к бытовым процессам пассивно-равнодушное или негативное. Содержание бытовых действий не соответствует возрастным нормативам. Бытовые навыки не сложились; ребенок пассивен, действие выполняет взрослый, хотя ребенок умеет выполнять некоторые действия, но не стремится к этому.

Самостоятельность ребенок проявляет очень редко; склонен действовать по указанию взрослого; цели обычно не достигает сам — для этого привлекает взрослого. Ребенок не стремится к одобрению взрослого. Чувства по отношению к себе амбивалентны, может наблюдаться аутоагрессия. Действия ребенка процессуальны; установки на результат нет; результат достигается с помощью взрослого. Недостаточно хорошо ориентируется в своем теле, что особенно заметно при выполнении бытовых процессов; мало интересуется своим внешним видом.

2

Средний (50 %)

Отношение ребенка к бытовым процессам от неустойчиво положительного до устойчиво положительного, но часто зависит от сопутствующих внешних факторов. Содержание бытовых действий соответствует возрастным нормативам. Бытовые навыки только формируются и нуждаются в постоянном подкреплении со стороны взрослого и его участии в бытовых процессах.

Самостоятельность проявляет в определенных ситуациях; эмоционально настаивает на самостоятельном действии; пытается достичь цели. Проявляет потребность в одобрении и положительной оценке. При отсутствии одобрения ребенок дезорганизуется, требует положительного подкрепления. Чувства по отношению к себе положительные, но неустойчивые, зависят от текущих взаимоотношений с взрослым. Стремление к результату выражено; в ситуации неудачи отказывается от достижения результата. Хорошо ориентируется в собственном теле; с помощью взрослого замечает изменения в своем внешнем виде.

3

Высокий (30 %)

Отношение ребенка к бытовым процессам устойчиво положительное. Ребенок проявляет интерес к действиям и предметам, включенным в бытовую деятельность. Содержание бытовых действий соответствует возрастным нормативам. Бытовые навыки сформированы в отношении отдельных бытовых процессов или отдельных действий.

Ребенок часто проявляет самостоятельность, особенно в бытовой деятельности; активно настаивает на самостоятельном действии; инициативен. Часто проявляет потребность в одобрении; безразличие взрослого огорчает, но не заставляет отказаться от деятельности. Ребенок оценивает себя положительно; заинтересован в хорошем отношении к нему взрослого. Стремление к результату выражено; в случае трудностей ориентируется на помощь родителей. Хорошо ориентируется в собственном теле; замечает изменения в собственном облике самостоятельно; представление о своих индивидуальных чертах не выражено.

Исследование умственного развития детей дошкольного возраста с РДА позволило выявить три группы детей:

− В первую группу (низкий уровень умственного развития) входит 1 ребенок (что составляет 20 %).

− Вторую группу (средний уровень умственного развития) составляют 3 человека (50 % детей).

− В третью группу (приближенный к высокому уровню умственного развития) вошли 2 ребенка (30 % детей).

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена установлено наличие достоверных связей между уровнем умственного развития детей и уровнем развития их социально-бытовых навыков rs =0,9 при (p ≤ 0,05). Критическое значение при N=6: r= 0,85 (p ≤ 0,05).

Анализируя результаты исследования, мы сделали следующие выводы:

— Дети с низким уровнем бытовой деятельности и самосознания (20 %) в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, не стремятся его выполнить; не готовы к сотрудничеству с взрослым, даже в условиях подражания не готовы действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии, которое негативно сказывается на формировании социально бытовых навыков.

− Дети со средним уровнем развития бытовой деятельности и самосознания (50 %) самостоятельно не могут выполнить задание, с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются, однако после обучения самостоятельно выполнить задание не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия детьми не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности, что также вызывает трудности в овладении социально-бытовыми навыками.

− Дети с высоким уровнем бытовой деятельности и самосознания (30 %) заинтересованно сотрудничают с взрослым, сразу же принимают задание, понимают его условие и стремятся к выполнению, но самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После обучения они самостоятельно справляются с заданием, проявляя большую заинтересованность в результате своей деятельности, что положительно влияет на формирование их социально-бытовых навыков.

Помимо выделенных групп и установления взаимосвязи между социально-бытовыми навыками и умственным развитием детей, наше исследование позволило сделать вывод о том, что без специального обучения развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с РДА затруднено. Поэтому, для того чтобы дети с РДА освоили социально-бытовые навыки, психологу необходимо создавать типичные обучающие ситуации, подстраивая взаимодействие к особенностям умственного развития ребенка. Для усвоения любых навыков, в т. ч. социально-бытовых, необходима практика. Для аутичного ребенка эта практика должна быть длительной и последовательной, наполненной эмоционально-смысловым содержанием.

Таким образом, наше исследование показало, что во многом развитие социально-бытовых навыков детей дошкольника с ранним детским аутизмом зависит от того, как ребенок сотрудничает с взрослым, принимает и стремится самостоятельно выполнить задание взрослого, проявляет заинтересованность в совместной с взрослым деятельности.

Литература:

  1. Лебединская К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — Москва: Просвещение, 1991. — 398 с.
  2. ШраммР. Детскийаутизм ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. — Санкт-Петербург: Рама Паблишинг, 2013. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle