Авторы: Волченкова Лилия Юрьевна, Плахов Артем Владимирович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Волченкова Л. Ю., Плахов А. В. Перспективы развития налогообложения доходов граждан Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №26.

Препринт статьи



Перспективы развития налогообложения доходов граждан Российской Федерации

Волченкова Лилия Юрьевна, магистр;

Плахов Артём Владимирович, кандидат экономических наук, доцент

Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина

Налоги играют важную роль, как в жизни каждого гражданина, так и в деятельности государства. В Российской Федерации, физические лица являются плательщиками нескольких видов налогов: транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц. Однако, наиболее значимым из всех налогов остается налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Налог на доходы физических лиц играет важную роль в налоговой системе любой страны.

В консолидированный бюджет Орловской области за январь-февраль 2016 года обеспечено поступление налогов и сборов в сумме 139,9 млн. рублей. Основная доля доходов консолидированного бюджета Орловской области формируется за счет платежей поналогу на доходы физических лиц — 99,7 млн. руб. (71,3 %),налогу на прибыль — 3,7 млн. руб. (2,6 %) и имущественным налогам — 18,3 млн. рублей (13,1 %).Поступления налоговых доходов в областной бюджет, которые составили 72,9 млн. рублей, обеспечены следующими доходными источниками: налог на доходы физических лиц — 58,2 млн. руб. (79,8 %), налог на прибыль — 3,7 млн. руб. (5,1 %),налог на имущество организаций — 1,8 млн. рублей (2,5 %).

В таблице 1 представлены показатели, характеризующие поступления средств по налогу на доходы физических лиц

Таблица 1

Показатели поступления средств по налогу на доходы физических лиц*

Наименование показателей

2014 год

2015 год

2015г.

сумма, тыс. руб.

удельный вес,%

сумма, тыс. руб.

удельный вес,%

Абсолютное отклонение, +,-, тыс. руб.

Темп роста в% к 2014г.

Поступило средств по налогу на доходы физических лиц, всего

8 001 654

100

8 262 750

100

261 096

103.26

в т. ч.: сумма налога, исчисленная по ставке 13 %

7 806 676

97.56

8 241 253

99.74

434 577

105.57

по ставке 30 %

24 782

0.31

10 764

0.13

-14 018

43.43

по ставке 9 %

161 526

2.02

296

0.00

-161 230

0.18

по ставке 35 %

8 670

0.11

10 437

0.13

1 767

120.38

* — таблица составлена на основе отчета ФНС России по Орловской области по форме № 5-НДФЛ за 2014–2015 годы, // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn57/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6110667/

По данным таблицы 1 необходимо отметить, что за 2014–2015 годы общая сумма поступлений по НДФЛ увеличилась более чем на 261 млн. рублей или на 3,26 % и составила 8,2 млрд. руб. или более 31 % всех доходов бюджета Орловской области. Однако наблюдается очень резкое снижение поступлений НДФЛ по ставке 9 % в общей сложности более чем на 161 млн. руб. Поскольку по данной ставке облагаются доходы в виде дивидендов, то можно сделать вывод, о том что такое резкое снижение поступлений НДФЛ по ставке 9 % вызвано увеличением числа убыточных предприятий в области и связано, прежде всего с кризисными явлениями экономики.

Экономические процессы в Российской Федерации, происходящие в кризисный период, сопровождаются возрастанием таких негативных процессов, как снижение инвестиционной активности и бюджетного финансирования, увеличение безработицы, рост неплатежей в экономике и, как следствие, задолженности по налогам в бюджет, усилением социальной напряженности в обществе и т. д. [5]

Вся мировая история подоходного налога с физических лиц связана с использованием прогрессивного налогообложения. Прогрессивное налогообложение производит выравнивание доходов на том основании, что единица дохода, взятая у богатого человека, приводит к меньшей потере полезности для него, чем прирост полезности, который образуется при передаче этой суммы бедному. А поскольку предельная полезность дохода снижается в том же самом процентном отношении, в котором увеличивается доход вне зависимости от уровня дохода, то при определенной форме кривой полезности дохода необходимо вводить больший в процентном отношении налог для тех, кто получает большие доходы.

В нашей стране доходы у состоятельных и богатых растут быстрее, чем доходы у бедных и низко обеспеченных. Это означает, что при плоской шкале налогообложения и без того высокое экономическое неравенство располагаемых денежных доходов еще более увеличивается. Все это подтверждает необходимость осуществления прогрессивного налогообложения личных доходов. Ставки прогрессивной шкалы, как минимум не должны, допускать дальнейшего роста экономического неравенства.

Во многих странах мира на сегодняшний день установлен не облагаемый налогом минимум дохода, и как показывает мировой опыт, прогрессивный налог — это по-настоящему прогрессивная налоговая мера.

Таблица 2

Подоходный налог

Страна

Годовой доход,$

Ставка налога,%

Австралия

< 4 600

0

4 600- 28 800

до 9

>140 000

30.3–44.9

США

<8 950

0

>9 000

10

>357 700

35

Россия

На любой доход

13

Китай

< 2 400

5

>16 000

35

Можно сделать вывод, что во многих странах на минимальном прожиточном уровне своего дохода люди освобождаются от уплаты данного налога на всю жизнь, но при всем этом у них остается возможность получать социальные пособия.

Необходимо учитывать и иждивенческую нагрузку на работающих налогоплательщиков, так как на сегодняшний день в нашей стране проживает более половины малоимущих и низко-обеспеченных семей, только учитывая все тонкости доходов населения можно более полно оценить возможные налоговые ставки.

Таким образом, для эффективного администрирования НДФЛ государству необходимо:

– создавать налоговый контроль, при котором налогоплательщику выгоднее не нарушать закон, то есть увеличивать вероятность обнаружения нарушений.

– разработка мер принудительного взыскания НДФЛ, удерживаемого налоговыми агентами, в случае неисполнения ими обязанности по перечислению налога в бюджет должностными лицами отдела урегулирования задолженности.

– должна быть введена прогрессивная шкала с налоговой ставкой 13 % на четырехступенчатую прогрессивную шкалу, в результате введения этой меры можно удвоить государственный бюджет.

Подводя итог, можно констатировать, что система налогообложения доходов требует серьезных изменений, однако, не стоит забывать, что НДФЛ охватывает практически всё население нашей страны, необходимость его совершенствования не вызывает сомнений. По всем этим и многим другим причинам следует ожидать новых изменений и усовершенствований в налоговом законодательстве Российской Федерации.

Литература:

  1. ФНС России по Орловской области / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.nalog.ru
  2. М. Блауг. 100 великих экономистов до Кейнса: «Экономическая школа», С-Петербург, 2005, с. 35–38.
  3. В. Н. Бобков, д.э.н., профессор, А. А. Гулюгина, к.э.н., И. М. Канаев, Е. Б. Поспелова. Система потребительских бюджетов — основа налогообложения семейных доходов, «Уровень жизни населения регионов России» № 7’2006 г.с. 39–48.
  4. Подоходный налог в странах мира. / [Электронный ресурс]: Подоходный налог.- Режим доступа: http://kakdobratsyado.ru/podohodnyj-nalog-v-stranah-mira
  5. Плахов А. В. Системный анализ механизма налогового регулирования отраслей экономики // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 3 (14). С. 23–27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle