Библиографическое описание:

Ганеева А. С., Зайцева О. В., Пичугина Н. П., Чекрыжова Е. А., Тымицкая Е. В. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №26.

Препринт статьи



Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть — «наука о мастерстве».

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии.
  2. Технологии проектной деятельности.
  3. Технологии исследовательской деятельности.
  4. Информационно-коммуникационные технологии.
  5. Личностно ориентированные технологии.
  6. Технология портфолио.
  7. Социоигровые технологии.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ЗАДАЧ:

  1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
  2. Увеличение резервов здоровья.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Гимнастика для глаз;
  3. Дыхательная;
  4. Артикуляционная;
  5. Музыкально-дыхательные тренинги;
  6. Динамические паузы;
  7. Релаксация;
  8. Арттерапия, сказкотерапия;
  9. Двигательная терапия, музыкотерапия;
  10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

ЗАДАЧА:

  1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

  1. Работа в группах, парах;
  2. Беседы, дискуссии;
  3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЗАДАЧА:

  1. Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

− эвристические беседы;

− постановка и решение вопросов проблемного характера;

− наблюдения;

− моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

− опыты;

− фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

− «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

− подражание голосам и звукам природы;

− использование художественного слова;

− дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

− трудовые поручения, действия.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ЗАДАЧИ:

  1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
  2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Особенности использования ИКТ.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

− Исследовательский характер;

− Легкость для самостоятельных занятий детей;

− Развитие широкого спектра навыков и представлений;

− Возрастное соответствие;

− Занимательность.

Классификация программ:

− Развитие воображения, мышления, памяти;

− Говорящие словари иностранных языков;

− Простейшие графические редакторы;

− Игры-путешествия;

− Обучение чтению, математике;

− Использование мультимедийных презентаций.

Преимущества компьютера:

− Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

− Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

− Обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

− В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

− Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

− Недостаточная методическая подготовленность педагога;

− Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

− Бесплановость, случайность применения ИКТ;

− Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

− Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

− Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

− Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

− Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

− Создание презентаций в программе Рower Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ЗАДАЧИ:

  1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
  2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ;

  1. Игры, спортивные досуги, НОД;
  2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность;
  3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО.

ЗАДАЧИ:

  1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности;
  2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ.
  2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  4. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
  5. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
  2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения.
  3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.
  4. Решение задач «социального» закаливания.
  5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

  1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться.
  2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
  3. Сказкотерапия.
  4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
  5. Тренинги, самопрезентации.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Литература:

  1. Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. — М., 2007.
  2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — М., 2004.
  3. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология»: Методическое письмо от 17.06.1997 № 760/14–12 // Вестник образования. — 1998. — № 10.
  4. Новиков А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: Эгвес, 2004.
  5. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle