Автор: Будаева Екатерина Олеговна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Будаева Е. О. Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №26.



В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития памяти дошкольников.

Ключевые слова: развитие, мнемические способности, дошкольный возраст, познавательная деятельность, структура памяти, мнемические приемы

This article discusses the relevance of the development of mnemonic abilities of children of preschool age in the conditions of preschool. When covering age features of children of preschool age. The importance of using mnemonic techniques for the development of memory preschoolers.

Keywords: development, mnemonic abilities, preschool age, cognitive activity, memory structure, mnemonic techniques

Развитие мнемических способностей у дошкольников в условиях ДОУ — одна из актуальных проблем, так как из-за интенсивного развития современной системы образования от индивида требуется владение большим количеством информации. В связи с этим, одной из задач образовательной системы, является развитие памяти, начиная с дошкольного возраста.

«Дошкольный период — это эпоха господства природной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного возраста появляются произвольные формы психической активности. Ребенок может рассматривать предметы, целенаправленно наблюдать, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы целенаправленного запоминания» [5, С.19]. Одним из способов успешного развития произвольной памяти является оперирование детьми мнемическими приемами.

Проблема психологии памяти разработана достаточно подробно такими отечественными психологами, как А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др. Проблемой развития мнемических способностей занимались такие психологи, как, В. И. Самохвалова, К. П. Мальцева, Л. М. Житникова, З. М. Истомина, С. А. Изюмова, В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина, Т. В. Зотова и др.

Методологической основой нашего исследования является теория системогенеза деятельности и способностей В. Д. Шадрикова [5]. Согласно данной теории, в структуре мнемических способностей выделяется 3 компонента:

a) функциональные механизмы — врожденная память, имеющая индивидуальную меру выраженности, проявляющаяся в эффективности процессов запоминания, сохранения и воспроизведения;

b) операционные механизмы — набор способов обработки запоминаемого материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти и сводится к: повышению скорости запоминания и воспроизведения, увеличению объема, повышению точности, а также увеличению правильности запоминаемого и воспроизводимого материала;

c) регуляционные механизмы — система ориентировочных действий, которая связана с мотивами, эмоциями, волевыми качествами и другими образованиями [6].

Целенаправленное развитие памяти осуществляется через формирование операционных механизмов мнемических способностей. Л. В. Черемошкиной описаны 13 мнемических приемов запоминания.

На кафедре психологии младшего школьника МПГУ осуществляется многолетняя работа по развитию мнемических способностей младших школьников в учебной деятельности [1]. Накоплен большой опыт по разработке программ развития мнемических приемов младших школьников в учебной деятельности [2].

Целенаправленному развитию мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ уделяется недостаточно внимания. Отчасти, это связано с тем, что непроизвольная память дошкольников имеет высокую продуктивность и в условиях ДОУ образовательная деятельность не является учебной и полной по своей структуре, в отличие от школы.

Таким образом, проблемой нашего исследования является поиск возможностей развития мнемических приемов в дошкольном возрасте в условиях ДОУ.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что развитие памяти детей дошкольного возраста может осуществляться за счет использования мнемических приемов, по сложности и строению адекватных возрастным особенностям психического развития дошкольников.

Цель нашего исследования: научить старших дошкольников в условиях ДОУ пользоваться различными мнемическими приемами при запоминании различной информации. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

a) выявить особенности развития мнемических способностей дошкольников;

b) определить виды мнемических приемов, наиболее подходящих для развития в старшем дошкольном возрасте в связи с их возрастными особенностями;

c) подобрать методики диагностики продуктивности мнемических способностей дошкольников;

d) разработать обучающую программу формирования определенных мнемических приемов у дошкольников в условиях ДОУ;

e) проверить эмпирически эффективность данной программы развития памяти;

f) разработать психолого-педагогические рекомендации по организации развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ.

Рассмотрим возрастные особенности памяти дошкольников. Память дошкольников развивается очень активно и опережает другие психические функции. Запоминание является непроизвольным. В достаточной степени развита эмоциональная память. События, действия, образы, материал, которые вызывают у ребенка эмоциональное впечатление, легко запоминаются. На всем протяжении дошкольного детства увеличивается эффективность непроизвольного запоминания.

В старшем дошкольном возрасте процесс формирования произвольной памяти только начинается. Целенаправленный процесс запоминания проявляется эпизодически. Чаще всего он присутствует во время игры, при выполнении поручений взрослых, и во время непосредственной образовательной деятельности. Более сложную для запечатления информацию, ребенок может воспроизвести во время игровой деятельности. В дошкольном возрасте преобладает образная память. Следовательно, при обучении дошкольников приемам запоминания необходимо использовать способы запоминания, использующие образное мышление и образную память.

Таким образом, наше исследование будет посвящено развитию мнемических приемов, по своей структуре и сложности соответствующих возрастному развитию дошкольников.

Литература:

1. Зотова Т. В. Развитие интеллектуальных операций познавательных способностей школьников в учебной деятельности//Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ярославль. 2015. — 58–59 с.

2. Зотова Т. В. Формирование у младших школьников мнемического действия классификации в учебной деятельности/ Психологическое обозрение. 1996, № 2 (3). 30–36 с.

3. Макарова К. В., Яздовская П. В. Способности и одаренность младших школьников//Педагогика профессионального образования. Вестник РМАТ. 2015, № 3. 113–117 с.

4. Суворова Г. А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма. М.: Прометей. 2006. — 356 c.

5. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов — Ярославль: Академия развития, 2005. — 240 c.

6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. — М.: Логос, 1996. — 320 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle