Организация физкультминуток на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 1555 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, В. А. Организация физкультминуток на уроках в начальной школе / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 704-705. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35898/ (дата обращения: 19.04.2024).



The article considers the problem of organization of physical exercises in primary school, their impact on the body of pupils and as a consequence on the learning process, examples of physical exercises.

Keywords:primary school, physical exercises, juniorpupils, exercise, physical exercise, classification physical exercises

Продолжительная и относительно однообразная умственная деятельность вызывает длительное возбуждение определённых участков головного мозга, при утомлении это возбуждение сменяется внутренним торможением, в результате чего внимание детей ослабевает и они отвлекаются. Справится с этим помогут короткие физические упражнения — физкультминутки, которые усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам головного мозга, находящимся в перенапряжении. После такого отдыха внимание школьников повышается и улучшается восприятие учебного материала.

Физкультминутки представляют собой комплекс физических упражнений для разных групп мышц, направленный на оздоровление организма ребёнка — снятие утомления, повышение умственной работоспособности и внимания, предупреждение нарушения зрения и осанки. Наиболее благоприятное время для проведения физкультминутки — вторая половина занятия, когда дети начинают утомляться.

Не любое физическое упражнение можно провести на уроке, поэтому учителю необходимо придерживаться ряда условий при подборе физкультминуток. Их содержание необходимо варьировать в зависимости от преобладающей на уроке деятельности. Следует помнить, что упражнения должны проводиться на начальном этапе утомления, быть короткими, знакомыми детям и простыми в исполнении, удобными для выполнения в ограниченном пространстве, связанными с подтягиванием и выпрямлением позвоночника, нельзя забывать о разминке глаз, кисти рук, шеи. Важно учесть и то, как быстро дети смогут вернуться к учебной деятельности, поэтому не стоит выбирать упражнения, которые не только приведут в тонус мышцы, но и перевозбудят класс, который надо будет успокаивать и только потом продолжать урок.

Стоит отметить, что физкультминутки проводятся по определённой схеме, в основе которой лежит принцип постепенного возрастания физической активности и чередования работы отдельных мышечных групп. Разминку лучше начать с подтягивающих упражнений, а закончить успокаивающими, направленными на постановку правильной осанки или концентрацию внимания. Движения должны отличаться от привычных школьнику движений и положений, выполняемых при учебной деятельности, это вовлекает в работу мышцы, находящиеся в статической нагрузке. Упражнения следует выполнять одно за другим, без остановок, сопровождать их выполнение счётом, звуками на вдохе и выдохе, специальной музыкой.

Существует классификация физкультминуток: оздоровительные — танцевально-ритмические, упражнения для глаз и пальцев рук; двигательно-речевые — дыхательная и артикуляционная гимнастики; физкультурно-спортивные — общеразвивающие упражнения, подвижные игры; когнитивные — дидактические игры с движениями, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие игры, двигательные действия и задания; креативные — гимнастика ума, пантонимимическая и пальчиковая гимнастики, сюжетно-ролевые игры. Все они могут быть тематическими, подобранными для конкретного урока с определённой темой. Приведём примеры таких физкультминуток.

Например, двигательно-речевая физкультминутка «Кошка», в ходе которой младшие школьники проговаривают текст и выполняют указанные в нём движения, будто они и есть кошки.

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

Лёгкая для запоминания и не требующая тяжёлых физических нагрузок, она нравится детям, которые с лёгкостью могу повторить простые слова и движения и при этом быстро успокоиться.

Чтобы отдохнули глаза, можно предложить школьникам не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Положительным фактором является использование стихотворного текста, который сопровождает разминку.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Затем быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Такие задания необходимо повторить 4–5 раз.

Примером креативной физкультминутки может быть сюжетно-ролевая игра «Волшебный цветок» — детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов, они выбирают, кто каким цветком будет, далее под музыку показывают, как цветок распускается, при этом ребята медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном». Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает, что любит и так далее.

Упражнения для пальцев рук также эффективно сопровождать стихотворным текстом.

Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули.

В приведённых примерах физкультминуток для учащихся младших классов нами были рассмотрены некоторые возможности учителя по организации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Физические упражнения помогают снять эмоциональное и физическое напряжение, взбодриться и с новыми силами взяться за работу, но важно помнить, что всё хорошо в меру, поэтому к организации физкультминуток следует подходить также осознанно, как и к организации урока, частью которого она и является. Младшие школьники порой гиперактивны и поэтому проходящие на занятии физические нагрузки вызывают у них большой интерес, но учитель должен учитывать степень напряжённости и интенсивности урока, применять те упражнения, которые направлены на разминку всех групп мышц или тех частей тела, которые задействованы меньше всего.

Организация учебной деятельности с использованием физкультминуток позволит обеспечить наиболее комфортные условия для личностного и физического развития каждого ученика, также это снизит влияние негативных факторов, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Литература:

  1. Андржеевская И. Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы / И. Андржеевская. — М.: Вита-Пресс, 2012.–32 с.
  2. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М. Диченскова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014.–62 с.
  3. Гараева Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Е. А. Гараева; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2013. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, учебная деятельность, артикуляционная гимнастика, головной мозг, группа мышц, кисть рук, палец рук, ребенок, стихотворный текст, физкультминутка.


Похожие статьи

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!»...

упражнение, рука, физкультминутка, движение, ребенок, профилактика плоскостопия, кисть рук, плечевой пояс, непосредственная образовательная деятельность, развитие речи.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

У детей поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Пальчиковую гимнастику «Швы» проводим как один из элементов физкультминутки на каждом занятии по швейному делу, при

Содержание обучения пальчиковой гимнастики составляют разнообразные положения кистей и пальцев рук с применением элементов...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных

Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение навыком письма. Пальчиковые игры и упражнения — это подвижные физкультминутки прямо за столом или...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

пальчиковая гимнастика, ребенок, палец, игра, палец рук, развитие, рука, мелкая моторика рук, педагогический процесс, головной мозг.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений» / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.

Похожие статьи

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!»...

упражнение, рука, физкультминутка, движение, ребенок, профилактика плоскостопия, кисть рук, плечевой пояс, непосредственная образовательная деятельность, развитие речи.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

У детей поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Пальчиковую гимнастику «Швы» проводим как один из элементов физкультминутки на каждом занятии по швейному делу, при

Содержание обучения пальчиковой гимнастики составляют разнообразные положения кистей и пальцев рук с применением элементов...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных

Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение навыком письма. Пальчиковые игры и упражнения — это подвижные физкультминутки прямо за столом или...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

пальчиковая гимнастика, ребенок, палец, игра, палец рук, развитие, рука, мелкая моторика рук, педагогический процесс, головной мозг.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений» / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.

Задать вопрос