Библиографическое описание:

Губанихина Е. В. Решение проблемы здоровьесбережения учителя в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 646-648.



This article discusses various ways to preserve the health of the teacher in the conditions of a modern comprehensive school. Attention is drawn to a set of measures necessary in a primary school teacher for health preservation. The possible outcomes of health-activity.

Keywords: zdorovesberezheniya, primary school, secondary school, teacher, teacher

Профессиональное здоровье учителя настолько значимо в настоящее время, что появляется необходимость создания специального направления восстановления и профилактики здоровья педагога.

Ключевым понятием данного направления становится профессиональное здоровье. Концепция Никифорова Г. С. говорит о том, что профессиональное здоровье — это свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Если обратиться к определениям Пономаренко В. А., Разумова А. Н., Пискунова В. А., то можно заметить сходство: все они определяют профессиональное здоровье как процесс развития и сохранения регуляторных свойств человеческого организма, его психологического, физического и социального благополучия, обеспечивающий высокую продуктивность профессиональной деятельности и максимальную продолжительность жизни.

Сформулируем определение, включающее в себя значимые компоненты выше представленных, и ориентируем его на учителя начальных классов. Профессиональное здоровье учителя — это совокупность свойств организма, позволяющая активизировать и сохранять защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивать высокую продуктивность педагогической деятельности, а также развитие личности педагога.

Основой профессионального здоровья учителя является его психическое здоровье как средство реализации себя автономным, активным субъектом жизнедеятельности. Психологическая работа с учителем имеет следующую цель — запустить новые механизмы, способные обеспечить формирование новых способностей к саморазвитию, к созданию интересов и мотивов быть здоровым.

Важно, достаточно ли осведомлен и грамотен учитель в вопросах здоровья и здоровьесбережения, ведет ли он здоровый образ жизни. Влияние учителя на ученика будет очень мало, если сам педагог не будет являться примером для подражания в ситуациях преодоления стресса, в рациональном подходе к питанию, в осуществлении и организации учебного процесса, в рациональном распределении учебной нагрузки, в предотвращении недостаточной физической активности.

Политика, направленная на сохранение физического благополучия педагога, требует реализации двух основных направлений здоровьесбережения:

  1. Сохранение здоровья учителей, более благополучных в этом отношении (физически крепких, молодых, ведущих здоровый образ жизни).
  2. Проведение целенаправленной профилактической работы с педагогами, имеющими хронические заболевания.

Каждому педагогу необходимо грамотно оценивать опасности, как своего здоровья, так и здоровья учеников, которые могут быть связаны с:

– нарушением гигиенических условий образовательного процесса (тепло, освещение, соответствие школьной мебели, чистота и порядок);

– невысоким качеством питания (в его содержательном и финансовом плане);

– ненормированным расписанием;

– недостаточной здоровьесберегающей направленностью технологий образовательного процесса;

– невысокой компетентностью учителя в вопросах здоровьесбережения;

– невозможностью в современных условиях организации учебного процесса реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая их физиологические, психологические особенности, состояние здоровья.

Тем не менее, следует отметить первостепенную значимость некоторых мероприятий, свойственных только образовательным учреждениям:

– расширение спектра двигательной активности;

– рациональная организация образовательного процесса и нормирование учебной нагрузки ученика и учителя; акцент при нормировании делается не столько на уменьшение или увеличение объема нагрузки, сколько на изменение характера образовательной деятельности в сторону преобладания активности взрослого и ребенка в самопознании, самообразовании, самостоятельной деятельности;

– внедрение в учебный процесс систематической информации (теоретической и практической) о человеческом здоровье на разных этапах его жизни, формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни;

– повышение роли психологической помощи учителям и школьникам в обучении, в создании определенной среды, благоприятной в плане психического, физического и социального благополучия всех участников учебного процесса;

– создание условий для систематической научно-методической работы со специалистами, педагогами и родителями, целью которой является повышение уровня умений и знаний в области здоровья и здоровьесбережения.

При этом значимая роль в руках педагогического состава образовательного учреждения, который обладает информацией, необходимой для совершенствования школьной программы «Здоровье педагога — здоровая нация», где важным и обязательным фактором становится интеграция благополучия взрослых и детей во всех области здоровья: психического, физического и социального.

Программа должна обеспечивать:

  1. Физическое развитие учеников и учителей (через культуру спорта, труда, игры, регламентацию жизни).
  2. Психологическоее благополучие (формирование определенного климата уважения, понимания, доверия и одобрения интересов и деятельности друг друга).
  3. Продуктивное социальное взаимодействие (через коммуникацию и сотрудничество как в школе, так и за ее пределами).

Согласно школьной программе «Здоровье учителя» модель здорового педагога представляется таким образом:

http://noshisplp.ru/images/stati/osnovi-zdorovesberezheniya-uchitelya.png

Современные школы ставят перед собой следующие цели, помогающие учителям:

– создание комплекса рекомендаций по сохранению здоровья учителя;

– формирование у учителя потребности к ведению здорового образа жизни;

– помочь каждому педагогу в организации своей деятельности в пределах рабочего дня без нанесения вреда его состоянию здоровья.

Для поддержки и сохранения здоровья учителя важно применять:

– Оздоровительные упражнения: для осанки, для позвоночника, для шейного отдела позвоночника.

– Наблюдать за своим физическим здоровьем: достаточный сон; правильное полноценное питание; соблюдение норм личной гигиены; верное соотношение отдыха и труда; занятия различными видами спорта.

– Контролировать психоэмоциональный баланс: оптимизм, позитивное мышление, доброжелательное отношение к окружающим; управление собственными эмоциями; любовь к самому себе.

Учитель, сохраняющий свое физическое и психологическое здоровье с успехом решает проблемы воспитания и обучения, подготавливает подрастающее поколение, удовлетворяющее социальному заказу общества (конкретным психологических качествам), мотивирован к педагогическому труду, открыт для постоянного самосовершенствования в профессии.

Анализ теоретических данных здоровьесбережения в условиях школьной среды позволяет нам сделать вывод, что реализация всех вышеперечисленных целей, задач и планов существенно сможет повысить шансы эффективного здоровьесбережения учителя, а также повысить эффективность его педагогической деятельности.

Литература:

  1. Губанихина Е. В. Здоровьесберегающий аспект профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детский сад: теория и практика. — 2014. — № 11(47). — С.92–97
  2. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2006. — с. 607

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle