Автор: Смагулова Касиет Бактияровна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Смагулова К. Б. Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №26.

Препринт статьи



В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.

Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуации характера, видами психопатических расстройств личности, подростковый возраст

В современном мире, в том числе и в Казахстане, обнаруживается резкое увеличение числа подростков, имеющих различные девиантные формы поведения или отклонения от общепринятых социальных норм. При этом девинтность в подростковом возрасте преимущественно проявляется в пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, наркомании и токсикомании, а так же в суицидальном поведении.

В социально-психологической науке с этим выделяются три основных типа девиантного поведения среди подростков [1]:

– конформное поведение — приспособление подростка к требованиям референтной для него группы, отличающейся от приятых в обществе норм, взглядов;

– импульсивное поведение — поступки подростка, возникающие под влиянием сильного возбуждения, вопреки свойственным стандартам поведения и сопровождаемое временной утратой самоконтроля со стороны сознания;

– «компульсивное» поведение — особый вид принудительного поведения подростка, возникающий под воздействием систематических оскорблений, либо наркотиков как защитная реакция организма.

Часто в психолого-педагогической литературе наряду с термином «девиантное поведение» используются такие понятия как «патологическое поведение», «аморальное поведение» «асоциальное поведение» и т. д. Данный факт свидетельствует о том, что на современном этапе развития общества понятие «девиантное поведение» заметно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых, тик и у психически больных людей. Но в любом случае, термин «девиантное поведение» связан с понятием «социальная норма», т. е. с ее нарушением.

В самом общем виде «социальная норма» трактуется как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет та или социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления поведения (деятельности) установленного типа (образца) [2].

Следует подчеркнуть, что девиантное поведение в подростковом возрасте имеет свою специфику, обусловленную рядом разнонаправленных факторов, среди которых можно выделить: социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические.

На наш взгляд, наиболее значимую роль среди перечисленных факторов играют особенности характера подростка, определяющие его особенности поведения, так как именно в характере закрепляются привычные формы поведения личности по отношению к социуму, самому себе, к вещам и деятельности.

Важной характеристикой подросткового возраста служит завершение процесса формирования характера с заострением некоторых его черт, так как именно в данный возрастной период чаще всего проявляются акцентуации характера, которые представляют собой крайние варианты нормы.

В обычных условиях, наличие какой-либо акцентуации характера, может и не проявляется в повседневном поведении подростков, но под влиянием различных стрессовых и проблемных ситуаций поведение подростков с акцентуациями характера может стать девиантным [3].

Различные аспекты акцентуаций характера в подростковом возрасте были изучены такими учеными как Э. Кречмер, К.Леонгард, П. Б. Ганнумкина, В. В. Ковалева, А.Е Личко и др.

В рамках данной статьи, рассмотрим определение акцентуации характера А. Е. Личко. Автор под акцентуацией понимает крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Следует отметить, что к подростковому возрасту, акцентуации характера, как правило, со временем компенсируются, но при сложных стрессовых ситуациях, длительно воздействующих на подростка, могут не только стать основой для острых аффективных реакций, но и послужить условием формирования психопатического развития в будущем [4].

Так как акцентуации характера граничат с соответствующими им видами психопатических расстройств личности, их типология базируется на предложенной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и свойства характера психически нормального индивида.

В психологической науке выделяют две степени акцентуации характера: явная акцентуация (крайний вариант нормы) и скрытая акцентуация (обычный вариант нормы).

Явная акцентуация характеризуется наличием выраженных черт определенного типа характера и выраженность черт какого-либо типа акцентуации в характере подростка, как правило, не препятствует его успешной социальной адаптации. Часто подростков данной категории относят к группе «трудных» детей.

Скрытая акцентуация характера отличается тем, что в обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем в поведении подростка, но в то же время черты этого типа ярко проявляются под воздействием сложных жизненных ситуаций. Кроме того, подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска», так как они очень чувствительны к определенным негативным влияниям окружающей социальной среды или стрессовым ситуациям, при этом нормализация травмирующей ситуации, как правило, возвращает их в обычное нормальное состояния. Но неразрешенная длительный отрезок времени стрессовая ситуация, может привезти к повторению психопатических реакций у подростка и перерасти в психопатию характера в целом [5].

У современных подростков отмечаются частые нарушения на фоне акцентуаций характера в транзиторных непсихологических девиациях. К таким нарушениям можно отнести деликвентность, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, суицидальное поведение и т. д.

Существует множество спорных мнений о причинах возникновения психопатии характера в подростковом возрасте. Так, например, В. М. Бехтерев отмечал, что психопатию характера могут вызывать как отрицательная наследственность, так и неблагоприятные социальные условия, т. е., неправильное воспитание, отрицательный пример родителей.

П. Б. Ганнушкина выделила следующие факторы возникновения и развитие акцентуаций характера в подростковом возрасте:

1) биологические факторы:

– действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных негативных воздействий (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, соматические заболевания);

– неблагоприятная наследственность (алкоголизм или наркомания родителей);

– органические повреждения головного мозга (черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т. д.);

– «пубертатный кризис» (неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, повышенная активность эндокринной системы, гормональные нарушения).

2) социально-психологические факторы:

– нарушения воспитательных норм подростка в семье (гиперопека, попустительство, авторитаризм и т. д.);

– школьная дезадаптация (депрессивное состояние, тревожность, эмоциональное напряжение и т. п.);

– подростковый кризис (усиленное развитие самосознания, стремление к самоутверждению, наличие межличностных и внутриличностных конфликтов);

– психические травмы (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т. д.) [6].

Кроме того, данные группы факторов воздействуют на подростка не по отдельности, а тесно взаимодействуют.

В психологической науке предложены две классификации типов акцентуаций характера, авторами которых являются К. Леонгард и А. Е. Личко. Данные классификации отличаются своими названиями групп акцентуаций, но имеют в своем содержании много общего. Так, например, в классификации предложенной К. Леонгардом отсутствуют достаточно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый, конформный и астено-невротический типы, а в классификации А. Е. Личко не встречаются дистимический и застревающий типы.

Надо отметить, что у подростков кроме «чистых» наблюдаются и смешанные (промежуточные) типы акцентуации характера. Например, конформно-гипертимный, лабильно-циклоидный, шизоидно-сенситивный типы акцентуации и т. д. Промежуточный тип акцентуации характера может сформироваться как результат накладывания черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу каких-либо постоянно действующих психогенных факторов.

Российский ученый А. Е. Личко [7] считает, что именно акцентуации характера определяют «трудности» подросткового возраста. Следовательно вопрос о распространенности того или иного типа акцентуации среди подростков является очень актуальным в современной психолого-педагогической науке.

В исследованиях И. А. Горьковой [8] отмечается, в конце ХХ века акцентуации характера фиксировались у 52–62 % социально-адаптированных подростков, XXI века уже у 96 % подростков. Таким образом, можно говорить о том, что наличие акцентуаций характера являются характерной особенностью современных подростков.

Как было отмечено выше, именно акцентуации характера вызывают девиантное поведение в подростковом возрасте. По результатам исследований проведенных А. А. Реан [9], наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.

Следует констатировать, что в динамике акцентуаций характера в подростковом возрасте существует такой феномен как заострение определенных черт в характере и наличие на этом фоне девиаций в поведении подростков.

Литература:

1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1987. — 309 с.

2. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2007. — 140 с.

3. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. — М.: Просвещение, 1995. — 124 с.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: изд-во Логос, 1981. — 439 с.

5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 240 с.

6. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — М.: Наука, 2003.- 348с.

7. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. — М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 416 с.

8. Горькова И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. — 1994.- № 2.- С.44–47.

9. Реан А. А. Характерологические особенности подростков — деликвентов. // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 139–144.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle