Библиографическое описание:

Семененко Н. М. Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 694-696.



Великая цель образования — это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование современных образовательных технологий на уроках физики, которые окажут помощь: развитию навыков самостоятельного успешного усвоения новых знаний, формированию ключевых компетентностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию умения объяснять физические явления, способность к саморазвитию, и самосовершенствованию, то есть умения учиться, включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач.

Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, компетентностный подход, универсальные учебные действия, современные образовательные технологии, метод проектов, мини-проекты

В настоящее время возрастает ценность людей, способных создавать новое. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), ключевых компетенций. Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование технологии проектов. Учебный проект — это совместная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, направленную на достижение конечного результата. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат. Проектная технология позволяет перейти на личностно — ориентированное обучение и даёт возможность развивать все системы УУД. Обучающиеся выполняют различного рода проекты: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные. Процесс работы над проектом продвигается по этапам: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Наряду с долгосрочными проектами по физике существуют и мини-проекты, которые реализуются в рамках одного урока. Их особенностью, является необходимость включения в работу всего класса. Данный вид проектной деятельности представляется наиболее ценным на начальном этапе изучения физики, когда обучающиеся только знакомятся с новым предметом, и необходимо сформировать интерес к физике.

Урок мини-проект может представлять собою фронтальную лабораторную работу. Лабораторные работы по физике — основные виды учебных занятий, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и практических умений.

При выполнении мини-проектов (фронтальные лабораторные работы) помогают учителю оживить процесс обучения, создать атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной, пробудить у обучающихся тягу к знаниям, решить проблему постановки обучающегося в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя и развитию логического мышления.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки: химии, биологии, физики, родного языка, иностранных языков, техники, творческих областей.

Особенностью метода проектов является создание продукта деятельности, и представить результаты проекта:

  1. Описание явления.
  2. Таблица.
  3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его важнейших деталей.

Выводы: __________________________________________

Работа над мини — проектом — это учебная деятельность, поэтому она проводится под руководством учителя. Роль учителя в данном случае заключается в организации, корректировке самостоятельной деятельности обучающегося. Проектная технология изменяет систему общения учителя и ученика, делает ее диалогичной и предоставляется возможность учитывать не только возрастные возможности обучающегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы.

При выполнении мини-проектов одним из важнейших направлений, является внедрение информационных средств, в процесс обучения.

Привлечение информационных технологий на всех этапах проведения исследования обучающимися является естественным процессом их приобщения к деятельности в окружающей реальности.

«Цифровая лаборатория» НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ — это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных с использованием реального оборудования, состыкованного с цифровыми датчиками сигнал с которых поступает на компьютер и обрабатывается соответствующей программой. Обучающийся для получения количественных данных должен осознать смысл сигнала выводимого на экран. Освоение программы и работы с датчиками может позволить использовать это оборудование для проведения собственных исследований в мини — проектах. Компьютерная программа только ускоряет получения количественных данных: создание и заполнение таблиц, построение графика по табличным данным, подбор теоретической прямой (кривой), проходящей через все экспериментальные точки. Результаты эксперимента обучающиеся воспринимают как открытие.

Можно ожидать, что результатом выполнения мини — проекта будет развитие разностороннего, оригинального, не скованного узкими рамками мышления.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у обучающегося будут заложены:

‒ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

‒ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

‒ основы ценностных суждений и оценок;

‒ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание;

‒ рост познавательного интереса обучающихся к физике;

‒ положительная динамика роста уровня облученности по физике;

‒ рост мотивации обучающихся учебной деятельности;

‒ рост прочных навыков проектно-исследовательской деятельности;

‒ развитие ключевых компетенций обучающихся;

‒ умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру;

‒ умение защищать свои убеждения:

‒ способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Будущему гражданину России недостаточно одних только знаний, считаю особо важным формировать и развивать творческую личность, человека, который будет адаптирован к нелегким условиям современной действительности, ум и талант, которого не пропадет для общества и для него самого, который будет находить нестандартные решения проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций, используя в обучении обучающихся метод проектов.

Литература:

  1. Быков А. А. Анализ готовности учителей физики к проведению физического эксперимента // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3131 (дата обращения: 22.09.2016).
  2. Лабораторные работы по физике [Электронный ресурс]. URL: http://fizmet.org/ru/L10.htm(дата обращения: 22.09.2016).
  3. Методика преподавания физики. [Электронный ресурс]. URL: http:// bibliofond.ru/view.aspx?id=652173 (дата обращения: 22.09.2016).
  4. Ступницская М. А. Что такое учебный проект? — Москва; Первое сентября 2010 — С 17
  5. Как организовать учебно-исследовательскую и проектную...URL: http://www.ug.ru/appreciator/58 (дата обращения: 15.10.2016).
  6. Проектная деятельность при изучении физикиhttp://journal.preemstvennost.ru/.../443-proektnaya-deyatelnost-pri-izuchenii-f... (дата обращения: 15.10.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle