Автор: Доронина Полина Андреевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Библиографическое описание:

Доронина П. А. Платежная инфраструктура как фактор развития рынка пластиковых карт // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 281-284.



В современных экономических условиях развитие рынка банковских пластиковых карт является одним из ключевых факторов роста банковской системы любого государства. Сложно переоценить значимость для национальной экономики как платежных систем в целом, так и банковских карт в частности.

Уровень развития безналичных операций, проведенных с использованием банковских платежных карт, определяет степень интегрированности банковской системы и общества, степень развитости экономики и степень доверия населения к банковской системе. Банковские платежные карты являются сравнительно новым платежным инструментом для России, тогда как в мире накоплен значительный опыт их использования. Однако, тенденции последних лет свидетельствуют о том, что в России активно развивается рынок банковских пластиковых карт, ежегодно наблюдаются высокие темпы роста количества эмитированных карт и количества операций по оплате товаров и услуг.

В большинстве развитых стран Северной Америки и Западной Европы, пластиковые карты плотно вошли в жизнь населения, постепенно вытесняя наличные из денежного оборота. Рассматривая динамику российского рынка пластиковых карт, можно заключить, что уровень его развития пока не достиг показателей европейского, однако, с полной уверенностью можно отметить его ежегодное активное развитие по многим параметрам.

Так, за шесть рассматриваемых периодов с 01.01.2011 по 01.01.2016, общее количество операций с использованием платежных карт выросло с 3115,5 млн. операций до 12318,3 млн. операций. За пять лет темп прироста составил 295,39 %, т. е. в целом число операций выросло практически в три раза. Население более активно пользуется пластиковыми картами, поэтому ежегодно число операций с их использованием увеличивалось на 27–35 %.

Проанализировав число операций по получению наличных денежных средств можно отметить, что их доля значительно снизилась за последние пять лет. Если в 2011 г. доля таких операций составляла подавляющую часть — 66,62 %, то в 2015 г. снизилась до 26,75 %.

Соответственно, за последние 5 лет доля количества операций по оплате товаров и услуг стремительно выросла с 33,38 % на 01.01.2011 до 73,25 % на 01.01.2016, ежегодно темп прироста составлял от 41,95 % в 2015 г. до 70,70 % в 2011 г. Активное ежегодное увеличение количества операций по оплате товаров и услуг говорит о том, что банковские карты прочно входят в повседневную жизнь российских граждан и становятся привычным и удобным платежным инструментом, наравне с наличными деньгами.

Рассмотрим также объем операций, совершенных физическими лицами на территории России и за ее пределами с использованием платежных карт. Несмотря на значительный рост количества операций по оплате товаров и услуг с использованием банковских карт, доля объема операций по оплате товаров и услуг выросла не в столь значительной степени. На 01.01.2011 держатели карт произвели операций по оплате товаров и услуг на 1346,2 млрд. руб., что составляло 11 % от общего объема операций, совершенных с помощью пластиковых карт. На 1.01.2016 данное значение составило 9002,8 млрд. руб., что составляет 27,32 % от всего объема операций. Таким образом, за пять лет объем данного вида операций вырос на 7566,6 млрд. руб. или увеличился в 5,26 раз, что является хорошим показателем активного развития использования банковских карт среди населения. Ежегодно темп прироста объемов постепенно снижается, хотя динамика остается положительной: в 2011 г. прирост составлял 64,34 %, в 2012–55,06 %, в 2013–41,44 %, в 2014–37,87 %, в 2015–26,15 %.

Принимая во внимание вышеизложенные данные о количестве операций, совершенных физическими лицами с использованием банковских карт, можно сделать выводы о том, что несмотря на положительную динамику по использованию пластиковых карт в качестве инструмента оплаты товаров и услуг, наибольший объем операций по прежнему приходится на снятие наличных денежных средств с карт.

Полученные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что еще пять лет назад банковские карты были по своей сути инструментом для снятия наличных — в основном заработной платы. Это связано с активным внедрением зарплатных проектов, т. е. банковские карты были «навязаны» держателям работодателями и сотрудниками банками. В силу общей невысокой финансовой грамотности, население было плохо знакомо с данным банковским продуктом, поэтому предпочитало использовать банковские карты исключительно для снятия денежных средств. Можно предположить, что одним из факторов, положительно повлиявшим на динамику операций по оплате товаров и услуг стало общее улучшение платежной инфраструктуры обслуживания банковских карт.

Платежная инфраструктура включает в себя все электронные устройства, призванные обслуживать различные операции по банковским пластиковым картам. В основном это банкоматы и платежные терминалы, электронные терминалы (установленные в организациях торговли (услуг), электронные терминалы удаленного доступа, а также установленные в пунктах выдачи наличных) и импринтеры (установленные в организациях торговли (услуг), в пунктах выдачи наличных). Рассмотрим, что представляют собой эти устройства.

Банкомат — это программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизированных выдачи и приема наличных денежных средств как с использованием платежных карт, так и без, а также выполнения других операций, в том числе оплаты товаров и услуг, составления документов, подтверждающих соответствующие операции. Основное различие между банкоматом и платежным терминалом состоит в том, что платежные терминалы не выдают наличные, а только принимают их. Банкоматы же, как упоминалось ваше, как принимают, так и выдают наличные денежные средства.

Для осуществления покупок по банковским картам используются электронные терминалы и импринтеры. Электронные терминалы эквайринга (или POS-терминалы) представляют собой особые электронные устройства, устанавливаемые в точках торговли и осуществляющие постоянную связь с банковской системой в он-лайн режиме, через интернет [1].

Операция торгового эквайринга осуществляется в несколько этапов. Сначала клиент вставляет карту в считывающее устройство POS-терминала или подносит ее к нему (бесконтактная технология PayPass). Затем происходит считывание данных с магнитной полосы или чипа карты, сразу же осуществляется проверка платежеспособности и подается запрос в банк на разрешение оплаты. В заключении клиенту выдается чек, подтверждающий успешный факт проведения транзакции с информацией об операции [1].

Также для проведения покупки по банковской карте может быть использован импринтер. Это механическое устройство позволяет оформить так называемый слип — особый чек, который выдается клиенту при использовании карты. В этом случае кассир должен связаться с банком по телефону, проверить карту и получить разрешение на транзакцию. Затем он делает оттиск карты на слип с помощью импринтера и заносит данные клиента в слип. Естественно, эта процедура занимает гораздо больше времени. Поэтому, как правило, импринтер является запасным средством осуществления оплаты для случаев, когда по каким-то причинам технически невозможно наладить онлайн связь с банком [1].

Во всем мире, в том числе и в России, банкоматы являются одной из важнейших частей системы самообслуживания клиентов банка. В целом, можно отметить, что в 2011 г., 2012 г. и 2013 г. наблюдалось ежегодное увеличение количества банкоматов: на 17,59 %, 19,92 % и 7,48 % соответственно. Однако, начиная с 2014 г. наблюдается тенденция к постепенному снижению числа банкоматов: в 2014 г. их число снизилось на 3,04 %, а в 2015 г. на 7,23 %.

Можно выделить ряд факторов, которые повлияли на сокращение сети банкоматов коммерческих банков.

Во-первых, последние несколько лет в связи с активным внедрение скоростного мобильного интернета, а также повсеместным использованием смартфонов, банки все больше ориентируются на дистанционное банковское обслуживание, набирают популярность такие сервисы, как мобильный банкинг и интернет банкинг, которые позволяют осуществлять значительную долю операций, составляющих функционал банкоматов.

Во-вторых, как показал анализ количества операций, осуществляемых держателями банковских карт, в связи с изменением в поведении держателей банковских карт, использование пластиковых карт как инструмента снятия наличных перестает быть ключевой тенденцией, соответственно, необходимость расширения сети банкоматов в определенной степени снизилась за последние годы. Кроме того, многие банки обеспокоены тем, что банкоматы приносят меньше дохода и становятся нерентабельными, так как большинство банковских операций осуществляется дистанционно, а спрос на наличные деньги постепенно снижается.

В то же время, объем банковских операций по снятию наличных денежных средств показывают, что банкоматы все еще остаются актуальными и востребованными у держателей, через них проходит значительный объем денежных средств, а значит в ближайшие годы кредитные организации будут по прежнему поддерживать их число и расширять их функциональные возможности.

Количество электронных терминалов за последние пять лет показывает положительную динамику. Так, с 01.01.2011 их число выросло на 1046 тыс. ед. и на 01.01.2016 составляло 1481 тыс. ед., т. е. их число выросло увеличилось практически в 2,5 раза. Темп прироста ежегодно увеличивался и составлял 21,63 % — в 2011 г., 31,5 % — в 2012 г., 37,22 % — в 2013 г. И 34,22 % — в 2014. Однако, в 2015 г. темп прироста показал значительное снижение и составил всего 15,72 %, при этом в абсолютном выражении прирост количества электронных терминалов составил довольно значительное число — 201 тыс. ед. Снижение темпов в прироста в этот период можно связать с общим ухудшением в сфере торгово-розничного бизнеса, особенно это касается мелких торговых точек, для которых банковская комиссия за услуги эквайринга является слишком высокой, несмотря на то, что использование систем платежей с помощью банковских пластиковых карт является серьезным конкурентным преимуществом для малого и среднего бизнеса.

Как уже упоминалось выше, импринтеры являются довольно устаревшим и неэффективным устройством для обслуживания клиентов по банковским пластиковым картам, поэтому их число на рынке незначительно и ежегодно сокращается. Так, за 5 лет (с 2011 г. по 2015 г.) их количество сократилось с 29 тыс. ед. до 8 тыс. ед., т. е. снизилось на 70 %.

Принимая во внимание все вышеупомянутые данные, можно заключить, что одним из ключевых факторов развития рынка безналичных розничных платежей, является эффективная и удобная платежная инфраструктура как для клиентов, так и для представителей розничного бизнеса.

Если еще несколько лет назад даже продвинутые пользователи банковских технологий были вынуждены периодически использовать наличные денежные средства, т. к. далеко не во всех торговых точках была возможность расплатится картой, то сейчас магазин без платежного терминала — это скорее исключение, чем правило, т. к. использование торгового эквайринга позволяет повысить имидж предприятия, предоставив клиенту возможность выбора способа оплаты и сократив время обслуживания клиента; расширить клиентскую базу за счет платежеспособных потребителей; снизить риски, связанные с использованием наличных денежных средств (фальшивые монеты, мошенничество, ограбление и т. д.).

Кроме того, согласно опросам MasterIndex [2], респонденты, не пользующиеся пластиковыми картами, давая ответ на вопрос, что мешает им расплачиваться банковскими картами, чаще всего упоминали неуверенность в том, что места, где они обычно совершают покупки, принимают оплату картами: в 2011 году этот вариант ответа выбрали 32 %. В 2013 году этот фактор вышел из числа самых «популярных»: его назвали препятствием 22 % респондентов.

Также интересно рассмотреть, где именно держатели чаще пользуются банковскими картами: большинство участников опроса расплачиваются картами в супер- и гипермаркетах − 93 % (в 2014 91 %). Достаточно популярна безналичная оплата и в магазинах шаговой доступности (45 % в 2015 году и 44 % в 2014 году). Кроме того, 31 % (в 2014 году 29 %) указали, что оплачивают безналично покупки в онлайн магазинах. Чаще всего россияне оплачивали картой покупку одежды и обуви: − 55 % в обычных магазинах и 45 % в интернете. Вторым по популярности видом покупок является приобретение электроприборов и бытовой техники (24 %), на третьем и четвертом местах — оплата авиа– и ж/д билетов (22 %) и продуктов питания (20 %) [3].

Итак, рынок безналичных банковских платежей в России сегодня находится в стадии активного развития. Использование банковской карты является удобным, быстрым и безопасным способом оплаты товаров и услуг для держателей карт, а также дает возможность получать бонусы и скидки. Развитая инфраструктура приема банковских карт является залогом дальнейшего активного развития безналичных платежей в целом. Поэтому, основная цель банков не только продвигать карточные продукты для физических лиц, но и предлагать бизнес-сообществу высокотехнологичные и экономически выгодные схемы обслуживания безналичных платежей

Следует отметить, что несмотря на новые технологии, карточная инфраструктура будет стремительно расти только в динамично развивающейся экономике, где спрос на банковские инструменты будет стабильным [4].

Литература:

  1. Услуги торгового эквайринга. Организация приема платежей банковскими картами на предприятии // Комсомольская правда. URL:http://www.kp.ru/guide/torgovyi-iekvairing.html (дата обращения: 25.11.2016).
  2. Исследование MasterIndex: все больше россиян оплачивают покупки банковскими картами // MasterCard. URL: http://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/иссл. (дата обращения: 25.11.2016).
  3. MasterCard: платежные инновации востребованы россиянами // MasterCard. URL:http://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/mast. (дата обращения: 25.11.2016).
  4. Ивлева Г. И., Тишина В. Н. Анализ рынка банковских карт России // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 309–311.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle