Библиографическое описание:

Ишмухаметов Р. Р., Ильин В. А., Яцук К. В. Экологическое обеспечение безопасности военной службы // Молодой ученый. — 2016. — №26.

Препринт статьи



Экологическая безопасность — определение всеобщее, вне ранговое оно распространяется на всю нашу планету, а в частности на отдельные государства и регионы, на определенные виды хозяйственной, военной или другой деятельности. Обеспечение экологической безопасности в ходе повседневной деятельности войск является основной частью обеспечения безопасности России и если не соблюдать установленные требования, то признанные защищать люди, будут приносить вред мирному населению. [2]

Экологическая безопасность Вооруженных Сил — состояние и условия жизнедеятельности Вооруженных Сил и их структур; совокупность организационных мер и технических средств, осуществляемый для минимизации воздействия вредных факторов природного или техногенного характера на окружающую среду, людей, личный состав, ВВТ и военные объекты.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах и воинских формированиях. [1]

Военная служба во все времена считалась почетным обязательством перед народом и святым долгом, наиболее важным и необходимым для государства и его населения. Выполнение обязательств военной службы в ВС РФ предполагает ведение боевых действий, участие в несении боевого дежурства, внутренней и гарнизонной службы, поддержание боевой готовности и проведение повседневной боевой подготовки.

Основная задача военной службы — это постоянная и целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории РФ.

Военное формирование от отдельного подразделения до оперативно-стратегического объединения рассматривается как конкретная экологическая система, со своими особенностями для каждого рода войск.

Элементы экологической системы для каждого конкретного рода войск:

  1. Военнослужащие и гражданский состав
  2. Окружающая среда
  3. Среда на месте расположения подразделения

Особенностью деятельности такой экологической системы является явный приоритет боевой подготовки и боевых действий, что сложно совместить с природоохранными мероприятиями. И с тем существуют пути их решения этой задачи.

В военной службе есть отличия от других видов государственной службы. Она требует от военнослужащих самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования по состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и физической подготовленности.

Безопасность военной службы — это обеспечение защищенности военнослужащих, населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих в ходе выполнения деятельности ВС РФ.

Безопасность военной службы осуществляется в соответствии со следующими принципами:

‒ при организации повседневной деятельности войск наиболее важным является жизнь и здоровье человека;

‒ деятельность должна быть законной;

‒ адекватность принимаемых мер угрозам безопасности военной службы;

‒ комплексность и непрерывная профилактическая направленность проводимых мероприятий;

‒ конкретное разъединение функций, полномочий и поручительства органов военного управления и воинских должностных лиц;

‒ не ущемления государством прав и социально–экономического обеспечения военнослужащих при нанесении урона их жизни и здоровью.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» это нормативный акт который управляет природоохранными взаимоотношениями в России. Данный акт позволяет сформировать и укрепить экологический правопорядок, и обеспечить безопасность людей в экологическом отношении. [2]

Источником загрязнения природной среды это объект извергающий отравленные вещества, энергетические излучения и информацию в экосистему.

Источники загрязнения на военных объектах:

‒ центр извержения отравленного вещества (дымопровод, фонарь строения, вентиляция и т. п.);

‒ хозяйственный или природный объект извергающий отравленное вещество;

‒ область появления отравленного вещества.

Источниками отравления природной среды на военных объектах выступают:

‒ объекты жилищно-бытового предназначения;

‒ объекты обеспечения жизни персонала;

‒ области боевой подготовки;

‒ вооружение и военная техника

Обеспечение экологической безопасности деятельности войск в ВС РФ выполняется по направлениям:

‒ выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды при эксплуатации ВВТ, в ходе боевой подготовки и иных видов деятельности войск;

‒ систематическая оценка экологического ущерба, выполнение работ по восстановлению качества окружающей природной среды в районах расположения и действий войск;

‒ ремонт, реконструкция, строительство и эксплуатация природоохранных сооружений;

‒ экологически безопасная утилизация ВВТ;

‒ создание новых образцов вооружения и техники, строительство военных объектов, соответствующая требованиям экологической безопасности;

‒ экологическое воспитание и обучение военнослужащих ВС РФ.

Устав внутренней службы ВС РФ определяет, что каждый военнослужащий обязан беречь и охранять природу в ходе своей повседневной деятельности.

Экологические правонарушения — это противоправные действия, которые нарушают природоохранительное законодательство и причиняют вред природной среде и здоровью человека. [2]

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Экологические правонарушения могут совершаться как по неосторожности так и с умыслом.

В соответствии с природоохранным законодательством РФ, военнослужащие за экологические правонарушения могут привлекаться к ответственности:

‒ дисциплинарной

‒ административной

‒ материальной

‒ уголовной

К дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения привлекаются должностные лица за невыполнение или ненадлежащее выполнение их профессиональных обязательств, связанных с охраной природы, кроме того за неисполнение требований природоохранных законов. Также к экологическим проступкам относят: неисполнение планов и действий по защите окружающей среды и применению природных ресурсов; несоблюдение нормативов качества природной среды; нарушения соответствующих требований и положений общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации, правил внутреннего распорядка и других нормативных актов, действующих в ВЧ и подразделениях. [2]

К материальной ответственности привлекаются командиры ВЧ и подразделений, начальники служб, сержанты и солдаты, по вине которых воинская часть понесла расходы по возмещению ущерба. Материальная ответственность военнослужащих указана Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству. [2]

Административная ответственность за экологические нарушения прав существует, в виде штрафа, который возлагается на воинскую часть в административном порядке.

Основные экологические нарушения прав в ВЧ и подразделениях:

‒ Не надлежащее соблюдение стандартов, норм и иных нормативов особенностей окружающей среды;

‒ Не надлежащее соблюдение экологических стандартов при постройке, ремонте, вводе в пользование сооружений, строений и других объектов;

‒ засорение природной среды и причинение, вследствие этого, вреда здоровью людей, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

‒ порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

‒ невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

‒ неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

‒ нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению различных отходов, в том числе и бытовых;

‒ несоблюдение экологических требований в ходе использовании радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

‒ превышение допустимых уровней радиационного и химического воздействия;

‒ превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий;

‒ превышение допустимых уровней биологического влияния на природную среду;

‒ предъявление информации не вовремя, предоставление видоизмененной информации или воздержание от предъявления своевременной, полной и подлинной информации о положении экологической обстановки. [2]

Материальная ответственность за экологические правонарушения существует в объемах, обозначенных приказом Министра обороны, и не может быть выше стопроцентного объема нанесенного убытка; регистрироваться должен именно прямой урон природе. Материальная ответственность исполняется лишь при присутствии вины должностного лица работавшего на военном объекте. [2]

Для воинских частей устанавливается величина штрафа в каждом реальном прецеденте согласно настоящему законодательству и устанавливается службой, его наложившей, и имеет зависимость от его характера и вида совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и величины причиненного ущерба. Взыскание штрафа не освобождает виновного от обязанности возместить причиненный ущерб. Величины штрафов переводятся на специализированные счета экологических фондов Российской Федерации.

Уголовную ответственность за преступления в области экологии лица, совершившие их, обязаны понести наказание в соответствии с УК РФ глава «Экологические преступления». При этом наказываются уголовно только те действия или проступки, которые нарушают или могут нарушить экосистему, либо же представляют опасность жизни или здоровью людей и причиняющие вред природной среде.

Кроме Закона РФ «Об охране окружающей среды» и природоохранных государственных актов деятельность вооруженных сил в области экологии, а так же организаций, учреждений и каждого человека состоящего на военной службе контролируется и дополняется приказами и директивами Министра обороны, а так же лиц его замещающих, в которых указаны конкретные обязанности командиров, начальников и подчиненных им солдат и сержантов по охране природной среды.

Устав внутренней службы РФ устанавливает обязанности военнослужащих по охране окружающей среды. Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в подразделении, и строго соблюдать и выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, по сохранению животного и растительного мира. Военнослужащие, допускающие в ходе своих действий или бездействия загрязнение окружающей среды, привлекаются к ответственности.

Сержанты и солдаты обязаны:

‒ знать положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», требования руководящих документов по вопросам охраны природы и строго выполнять их;

‒ беречь природу и охранять ее богатства;

‒ следить за выполнением правил эксплуатации и поддерживать в исправном состоянии технические устройства, обеспечивающие очистку, обеззараживание и обезвреживание от вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух, землю, канализационные системы и водные объекты;

‒ не допускать утечки нефтепродуктов на складах ГСМ, в автопарках, при заправке боевых машин и другой военной техники, при работе на ней и при ее обслуживании;

‒ следить за выполнением мер безопасности и предотвращать утечку агрессивных жидкостей, моющих растворов, лаков и красителей на пунктах обслуживания аккумуляторных батарей, технического обслуживания и ремонта военной техники;

‒ не допускать долгой работы автомобильного транспорта и другой техники на холостом ходу в расположении автопарков, жилого и казарменного фонда;

‒ докладывать о всех случаях нанесения вреда природной среде и своевременно принимать меры по возможному предотвращению (ликвидации) последствий загрязнения окружающей среды, нанесению ей ущерба. [2]

Предотвращение загрязнения окружающей среды вследствие деятельности военных объектов в значительной мере может осуществлено мерами как организационного, так и технического характера.

Меры организационного характера включают в себя мероприятия:

‒ планирование мероприятий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду при несении службы;

‒ планирование мероприятий по поддержанию технических средств предотвращения загрязнения в исправном состоянии;

‒ соблюдение режимов функционирования указанных технических средств;

‒ соблюдение правил работы с потенциальными загрязнителями в соответствии с действующими инструкциями;

‒ исключение утечек нефтепродуктов;

‒ утилизацию и сбор масел, кислот, щелочей и других технических жидкостей;

‒ сортировку, сбор и удаление производственных и бытовых отходов;

‒ исключение нарушений растительно-почвенного покрова и загрязнения водных источников при передвижениях и действиях войск на местности;

‒ установление режимов и направлений излучения при работе радиотехнических систем, навигации и систем связи;

‒ прекращение работы источников электромагнитного, лазерного, радиационного излучения и исключение выбросов опасных химических веществ, превышающих установленные пределы.

К мерам технического характера относятся инженерные методы и способы очистки выбросов и сбросов работающих энергетических, производственных, коммунально-бытовых объектов и систем от вредных компонентов до поступления их в окружающую среду. Для очистки применяются механические, физико-химические, химические, биохимические, термические методы и различные средства. Для очистки и обезвреживания отходящих газов используются различные технические устройства и установки: «сухие» и «мокрые» механические пылеулавливатели, фильтрационные установки, камеры для осадки пыли, центробежные конструкции, пылеулавливатели ударно-смывного действия, ультразвуковые аппараты, инерционные пылеулавливатели.

В целях очистки сточных и канализационных вод применяются технические устройства: водные отстойники, решеточно-процеживающие установки, нефтеловушки, барабанно-вакуумные фильтрующие установки, центробежные конструкции, дисперсные установки, пенные сепараторы, ультрафиолетовые установки, дегазаторы удаления растворенных газов, окислительные установки.

Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по направлениям:

‒ уничтожение, обезвреживание и утилизация жидких и тверлых бытовых отходов;

‒ уничтожение, утилизация и обезвреживание отходов сельскохозяйственных предприятий;

‒ рекультивация земель.

Наиболее опасными в экологическом отношении являются потенциально опасные военные объекты. К ним относятся:

‒ радиационно-опасные — энергетические ядерные установки; склады и базы с элементами ядерного оружия; хранилища жидких радиоактивных отходов; ядерные исследовательские реакторы; хранилища твердых радиоактивных отходов; хранилища отработанного ядерного топлива; места захоронения радиоактивных отходов;

‒ химически опасные — хранилища и склады химических веществ, в том числе химических боеприпасов (кассет) с боевыми химическими веществами; хранилища и склады боевых химических веществ; места уничтожения и захоронения боевых химических веществ; хранилища и склады компонентов ракетного топлива;

‒ взрывоопасные и пожароопасные базы, арсеналы, хранилища и склады различного рода боеприпасов, ВВТ; хранилища, склады и базы горючего и смазочных материалов, агрессивных жидкостей, объемов сжатого воздуха.

С функционированием данных объектов, с нарушениями технологических процессов и авариями на них связаны негативные воздействия на окружающую среду.

Для уничтожения твердых отходов применяются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механические дробилки и специальные печи. Жидкие отходы, утилизируются на так называемых полях запахивания. Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта

Мероприятиями по охране окружающей среды от угроз, возникающих в ходе повседневной деятельности воинской части, и рациональному природопользованию являются:

‒ изучение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации об охране окружающей среды, экологическая подготовка и воспитание личного состава;

‒ предупреждение загрязнения окружающей среды в районе дислокации и местах выполнения мероприятий повседневной деятельности воинской части (подразделения);

‒ восстановление окружающей среды, загрязненной при выполнении мероприятий повседневной деятельности воинской части (подразделения), а также в случае аварий;

‒ рациональное природопользование (внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, рекультивация земель, рациональное использование водных ресурсов и т. д.).

При разработке и выполнении данных мероприятий учитываются требования законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, которые необходимо соблюдать при размещении, строительстве и эксплуатации гражданских объектов, в полной мере распространяются на военные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению таких требований.

В настоящее время деятельность человека является главным источником всех процессов, приводящих к негативным последствиям, на нашей планете. Использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды стали причинами той сложившейся опасной ситуации, когда возникла угроза самому существованию человеческой цивилизации. Осознание опасности и своевременное принятие мер должны лечь в основу обеспечения надежной защиты нынешних и будущих поколений людей от воздействия неблагоприятных факторов антропогенного (техногенного) и природного характера, соответственно необходимо внести в законодательство РФ необходимые поправки, позволявшие минимизировать и без того огромные негативные влияния на природу.

Литература:

  1. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации — Москва: 2016.
  2. Экологическая подготовка. Учебное пособие для солдат и сержантов (2013)
  3. Михалков В. В. Управление подразделениями в мирное время: учебно-методическое пособие М, 1998. № 14
  4. Федеральный закон «Об Охране окружающей среды» РФ 2016 года (N 7-ФЗ 2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle