Библиографическое описание:

Глазунова Е. В. Театр и школа (на примере театра «Подсолнух» МОУ СОШ №47 г.Читы) // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 261-263.

Данная статья посвящена созданию школьного франкофонного театра. Рассматриваются функции, которые выполняет театр, его педагогическая составляющая в жизни школьников.

Любое дело начинается с единомышленников. Хорошо, если есть несколько взрослых, готовых собраться в команду. Желательно, чтобы эти люди были связаны как дружескими, так и профессиональными, в нашем случае – педагогическими, интересами. Не менее важно, чтобы они не представляли собой собрание исключительно гуманитариев. Если среди тех, кто решил поддержать ваше начинание, есть учитель физкультуры, физик, математик, педагог по трудовому и профессиональному образованию, то скорее всего вас ждет успех. Если же таковых нет, то постарайтесь найти способ заинтересовать самых разных людей, работающих рядом с вами. Театр в школе не может начинаться со взрослых. Даже если мы, педагоги, думаем, что в школе все определяют учителя, их желания или возможности, то на самом деле все в школе определяют дети. Их отношения, их проблемы, их запросы и их возможности.

Школьный театр может и должен имитировать взрослый театр в его лучших аспектах. Например, принцип коллективности как ответственность за то дело, которое выполняешь лично ты. Этот принцип может быть реализован как в большом школьном коллективе, так и в маленькой группе, созданной для постановки одного-единственного представления. И тогда становится не столь важно – выходишь ты на сцену как главный герой трагедии или рассаживаешь малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли.

В профессиональном театре существует понятие «актерское раскрытие»,  когда спектакль, или режиссер, или собственные усилия (а возможно, все вместе) позволят актеру максимально проявить свой творческий потенциал. Часто именно с таких «раскрытий» у актера начинается успешная карьера. Есть этому аналог и в школьном театре. Именно аналог, потому что говорить о серьезном актерском раскрытии, по моему убеждению, в школьном театре не следует, даже если и произошло такое чудо. Но следует обязательно говорить о личностном раскрытии. Об открытых возможностях, о том труде, который был вложен, о том пути, который был проделан в преодолении себя, начиная с простых механических усилий по освоению текста и своевременной явке на репетицию и заканчивая созданием цельного сценического образа и прочими театральными премудростями. Успех должен быть замечен не только взрослыми, но и сверстниками.

Ребенок, попав в положение актера, работая над ролью, по всем законам театра сам становится его творцом. Но еще он и организатор самого себя, и опора для других в общей работе, и человек обучающийся, и человек обучающий. Возможно ли все это постичь единовременно, без серьезного личностного участия, без включения внутренних ресурсов, без настоящего волевого усилия. Создание условий для проявления этого усилия, для возможности узнать о себе то, что «я в состоянии проявить это усилие», и есть одно из множества, «зачем» существует школьный театр.

В нашей школе театральная труппа была создана в 2003 году. Это был не просто театр, а театр на французском языке. Организаторами этого театра были учителя французского языка Поликовская Лариса Анатольевна и Голубев Дмитрий Олегович. Этому предшествовало участие в семинарах «Французская Театральная Мастерская» в 2003 году под руководством Мари-Жозе Нарье. Целью данных семинаров было обучение учителей французского языка основам театрального мастерства для проведения театрализованных мероприятий на французском языке.

Франкофонный театр нашей школы «Подсолнух» был открытым театром для всех желающих, кто изучал французский язык. Дополнительные уроки, факультативы, драматические кружки, ежегодные конкурсы на лучшую постановку  предполагали глубокую работу над текстом и развитие художественно-выразительных способностей учащихся.

Школьный театр становится средством для более глубокого изучения французского языка, что определяет его цели и задачи:

-приобщение к сокровищам французской поэзии и культуры в целом;

-привитие художественного вкуса;

-совершенствование французского языка, приобщение к чужой культуре.

Нужно помнить, что игра на сцене это колоссальная эмоциональная нагрузка. Большинство детей, которые занимаются в театре, посещают другие кружки, и мы не вправе требовать от них заниматься только у вас, хотя мне было бы удобнее, если бы дети никуда не торопились, а все силы отдавали театру, тем самым повышая качество постановок. Но в школьный театр приходят в основном дети, которые не собираются становиться профессиональными актёрами, им хочется попробовать ими побыть, им вообще хочется многое попробовать, потому что их влечёт детская любознательность. Они посещают с удовольствием и спортивные секции и факультативы. Наличие в школе разных кружков, студий даёт возможность ребёнку разобраться, что же ему всё-таки нужнее, в чём он может проявить себя наиболее полно. Вообще, посещение нескольких кружков нужно только поощрять, чем разнообразнее будут творческие проявления ребёнка, тем более гармоничным человеком он вырастет.

Главное - предоставить детям возможность творческой реализации, создать им условия для этого, раскрепостить, высвободить ту творческую энергию, которая в них до поры до времени дремлет.

Смотреть на спектакли школьного театра, как на произведения искусства, предназначенные для любого зрителя, думаю, неправомерно. Наш театр адресует свои работы людям, которые нам близки - нашим родителям, друзьям, учителям, одноклассникам, всем ребятам нашей школы. Они - наши зрители, они - наши судьи. И, кстати, довольно строгие судьи, как это ни покажется странным. Мы очень хорошо знаем, как трудно удержать внимание большого зала, наполненного детьми, как трудно заставить их переживать вместе с героями наших пьес. И если нам это удаётся - это для нас высшая награда и главное удовольствие. Такой спектакль мы считаем хорошим.

Наш театр - репетиционный. Нам нравится долгий процесс подготовки к спектаклю… Изготовление костюмов и декораций - тоже долгий процесс и кто-то из ребят лучше всего проявляется в этом. Нам нравится делать спектакли с яркими декорациями и костюмами, в этом есть свой резон. Чтобы красиво спеть песню, тоже требуется время. Зачем торопиться, ведь театр - это ещё и место нашего общения. Пока мы всё придумываем, шьём и рисуем, спектакль потихонечку созревает, как бы сам собой, подходим к финалу. А финал - это долгожданная премьера, кульминация нашего долгого действа, которой заждались родители, друзья, одноклассники, а, главное, сами артисты.

Но премьерой спектакль не кончается. Мы его показываем ещё несколько раз, у нас остаются видеокассеты с его записью, фотографии. Но самое главное - мы сами становимся немного другими, этот наш опыт никогда уже нас не покинет. И значит, школьный театр для его артистов является не "дополнительным образованием", а самым что ни на есть главным - образованием человека.

Хотелось бы поделиться некоторыми основными достижениями нашего театра «Подсолнух».

ГОД УЧАСТИЯ

МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ, НАЗВАНИЕ КОНКУРСА

РЕЗУЛЬТАТ

2004Г.

Г. Иркутск, региональный фестиваль театра на французском языке

Номинация «Лучший французский»

2004г.

Г.Чита, фестиваль детского творчества» Мы изучаем французский»

1 место

2005г.

Г. Иркутск, региональный фестиваль театра на французском языке

2 место, номинация «Лучшая актриса»

Бумажкина Ирина

2005г.

Г. Екатеринбург, Восточно-Сибирский театральный фестиваль

2 место, номинация «Лучший актер»

Вараксин Никита

2006г.

Г. Иркутск, театральный фестиваль

1 место

2006г.

Г. Санкт-Петербург, международный фестиваль

2 место, поездка во Францию

2008г.

Г. Иркутск, региональный фестиваль французского театра

1 место, номинация «Лучший актер»

Мусихин Никита

2008г.

Г. Казань, всероссийский фестиваль театра на французском языке

Сертификат участия

 

Одна из самых серьезных проблем школьного театра – это выбор репертуара. Как и из чего его выбирать, каждый коллектив решаем сам.

Очень часто репертуар легко выявить, поговорив с ребятами о том круге чтения, который для них актуален сегодня. Возможно, будут названы те произведения, которые были культурным событием и в вашей жизни.

Проблема не в том, чтобы найти нужного автора (в конце концов, проведя время в читальном зале библиотеки, вы найдете большое количество материалов). Проблема в том, как актуализировать найденное произведение.

Результат общих усилий – готовое представление, праздник или спектакль – коцентрирует в себе все удачи, неудачи, усилия, старания, открытия, слезы, смех, ночные бдения над декорациями и афишами, выяснения отношений между родителями и учителями...

Хотелось бы закончить свою статью словами В. А. Сухомлинского: «Без творческой жизни личность не может быть воспитанной, без творчества немыслимы духовные -интеллектуальные, эмоциональные, эстетические взаимоотношения между людьми. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».

В чем, собственно, прелесть театра? Не в том ли, что театральный спектакль подобен живому организму и постоянно развивается? Театр – это никогда не прекращающееся творчество.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle