Библиографическое описание:

Палачева Т. И., Жиляев А. Г. Исследование личностных оттенков респондента по отношению к наркотическим веществам у подростков и юношества // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 194-200.

                                

Проблема диагностики психологических факторов риска наркотизации в детско-подростковой среде является мало разработанной. Рассматриваются имеющиеся способы получения психологической информации при выявлении риска наркотизации несовершеннолетних. Описанные способы позволяют лишь косвенно изучать психологические характеристики девиантного поведения.

В статье представлена специализированная методика, направленная на выявление  личностно значимых факторов дезадаптации у подростков и юношества, способных стать причиной развития наркотизма детей этих возрастных категорий.

Продуктивным методическим решением стала разработанная модель предъявления материала для изучения картины личностных оттенков респондента по отношению к наркотическим веществам, выявления видов поведенческих  реакции на заданные ситуации и установление  специфики отношения к наркотикам.

Достоинством методики является то, что включение анкетируемого в заданную проблемную ситуацию позволяет получить информацию о сознаваемых и неосознаваемых реакциях респондента на ситуацию, связанную с употреблением наркотических веществ, преодолеть сопротивление при анкетировании, выявить специфику личностных оттенков респондента по отношению к наркотикам.

Приводятся результаты исследования личностных оттенков респондента по отношению к наркотическим веществам, которое  было проведено среди учащихся среднего и старшего школьного возраста общеобразовательных школ Республики Татарстан в 2007 году.

Ключевые слова: диагностика психологических факторов риска наркотизации, личностно значимые факторы дезадаптации, поведенческие реакции, картина личностных оттенков респондента по отношению к наркотикам.

 

В настоящее время мало разработанной является проблема диагностики психологического содержания детского наркотизма.

Из методик, направленных на детско-подростковую популяцию, рекомендуется использовать стандартизированные тесты, как, например, детский вариант ТАТ, детский вариант теста фрустрации Розенцвейга, подростковый вариант опросника Кеттела, которые лишь косвенно позволяют изучать психологические характеристики девиантного поведения.

Для диагностики отдельных аспектов отклоняющего поведения, правда, существуют специализированные психодиагностические методики, например, патохарактерологический опросник, разработанный  А.Е. Личко, Н.Я. Ивановым [5], который более ориентирован на клиническую область применения, чем на психологическую реальность, которая стоит за феноменом отклоняющего поведения.

Другой путь получения диагностических данных о психологических факторах риска наркотизации  – использование тестов и контролируемых экспериментальных ситуаций.

Разработчиками стандартизированного тест-опросника склонности к отклоняющему поведению для подростков [9] предпринята попытка конструирования психодиагностической методики, объектом внимания которой являются социальные и личностные установки. Явным недостатком этого теста является очевидная для испытуемого оценочная загруженность большинства шкал.

Одним из механизмов диагностики наркоситуации в группе подростков специалистами является экспресс-метод выявления подростков, склонных к наркотизации, разработанного в Институте специальной педагогики и психологии А.В. Ивановым и С.В. Ивановой. Метод включает в себя анкету, состоящую из десяти вопросов наркотической тематики и метод семантического дифференциала, дающий возможность оценить характер внутреннего отношения и переживаний к данной проблеме. Метод позволяет выделить следующие показатели, по которым несовершеннолетний может входить в «группу риска»: «окружения», «опасения», «личного опыта», «отношения» [12].

В последнее время все большее распространение получает проективная психологическая диагностика.  Суть проективной техники состоит в том, что обследуемый помещается в ситуацию, на которую он реагирует, прежде всего, в зависимости от личностного смысла этой ситуации, от собственного видения сложившейся обстановки, от своего психического состояния, от прошлого жизненного опыта, своей мотивационной структуры и доминирующего актуального мотива. Уникальность проективных методик заключается  главным образом в возможности изучить целостную личность, включая неосознаваемые механизмы поведения, а также вытесняемые из сферы сознания социально не приемлемые личностные свойства.

Диапазон  применения  проективных методик расширяется за счет ряда особенностей их построения и организации самого обследования. Отличительная особенность проективного исследования заключается в предъявлении  мало структурированного стимула, например, чернильного пятна, эпизода взаимодействия  между людьми, вырванного из общего контекста событий и т.п. Тем самым обеспечивается вариативность индивидуальных ответов на один и тот же стимул. Психодиагностический прием проективной техники приближаются к раскрытию индивидуальности, раскрепощает человека в проявлении своего «Я».

Многозначность проективного метода обеспечивается специально сформулированная инструкция, которая максимально маскирует цель исследования и предоставляет человеку возможность на неосознаваемом уровне включать механизмы идентификации себя с «героем» теста.

Проективная техника  способна вскрыть механизмы психологической защиты, создаваемые человеком для сохранения собственной целостности, затронуть болезненные отношения с самим собой и окружающими его людьми, обострить страхи, тревоги, подавляемые и неудовлетворенные потребности. Интерпретация результатов проективной психодиагностики  не бывает однозначной и многое в ней принадлежит научной позиции диагноста, той концепции механизмов проекции, которую он разделяет.

Проблема использования проективных техник для психологической диагностики риска наркозависимости детей, подростков и юношества является мало изученной.

Н.А. Гусева [2] в практике работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике курения и злоупотребления алкоголем и наркотиками, предлагает использование проективной методики «Приключение Кузи и Фани» для оценки поведенческой готовности  детей в наркогенных ситуациях, выявления некоторых особенностей  актуального состояния ребенка, наиболее значимых для него конфликтных сфер взаимоотношений, позволяющих сделать вывод об уровне агрессивности в общении, сформированности копинг-ресурсов и стратегий преодоления стресса.

Р.С. Романова предлагает использование проективной пробы «Мой мир» («Картина мира») для выявления личностных ориентации, в том числе на наркотики, на выздоровление, для определения эмоционального фона отношения к жизни и самоидентификации [11]. Однако методика не направлена непосредственно на выявление отношения тестируемого к проблеме потребления психоактивных веществ, основная ее цель – изучение индивидуальных особенностей «картины мира» тестируемого, исходя из видов изображения «образа мира» отражение находят знания о планетарном строении, собственные ощущения тестируемого, либо в рисунке имеет место желаемая картина мира и т.д.

Проективную методику «Несуществующее животное» М.З Дукаревич чаще всего используют в качестве ориентирующей методики, данные которой позволяют выдвинуть гипотезы об особенностях личности, в том числе предположить по наличию дополнительных деталей рисунка, например, изображения сигареты, рюмки, имеющиеся у обследованного антисоциальные тенденции [1]. Н.Ю. Максимова при анализе рисунков несуществующего животного обращает внимание на наличие следующих показателей у подростков «группы риска»: изображение шприцей, маковых головок; «вмонтированные» в живую ткань существа предметы (электрическая лампочка вместо носа, два шприца вместо ног и т.п.); наличие алкогольно-наркотической тематики в ответах на вопросы об образе жизни животного: живет в конопле, питается таблетками [8].

В определении риска наркозависимости в различных возрастных группах детей специалисты довольно часто используют метод анкетирования. Значительное количество анкет предназначено для выявления отношения подростков и юношества к проблеме злоупотребления наркотиков. Результаты, получаемые с помощью анкетного опроса, как правило, выясняют следующие факты и аспекты проблемы:

-                          что знают подростки об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков и откуда получают эту информацию;

-                          как оценивают причины, по которым люди используют одурманивающие вещества;

-                          как оценивают использование одурманивающих веществ с позиции «допустимо-недопустимо»;

-                          имеют ли подростки опыт использования каких-либо одурманивающих веществ и др.

В некоторых анкетах выделяется ряд показателей для отнесения подростка к группе риска. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» [10] выявляет следующие показатели, позволяющие отнести опрашиваемого к группе риска, именно: отношение к семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуации характера. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.

Недостатки предлагаемых  анкет в использовании сленга наркоманов: «отмороженный»,  а также выражений «поднять настроение», «снять напряжение при общении» [8],  способных вызвать интерес к потреблению наркотиков, и т.д.

В анкетах имеет место перегруженность вопросами, так, методика оценки ситуации по выявлению факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении [6] включает в себя 82 вопроса, где в числе других вопросов для определения  факторов риска и факторов защиты рассматривается уровень образования родителей, смена места жительства, «лозунг жизни», участие в общественной жизни, отношение к религии и др.

Таким образом, анализ имеющейся литературы об использовании  психологического диагностического инструментария для оценки психологического риска наркотизации детей и подростков показал явную недостаточность методов и методик, позволяющих выявлять психологические мотивации поведения детей школьного возраста, влияющих на развитие наркотизма.

В этих целях для подростков и юношества к наркотикам была разработана  методика определения личностных оттенков респондента по отношению к наркотическим веществам. По данной методике в 2007 году было проведено исследование на выявление  особенностей отношений подростков и юношества к наркотическим веществам, в котором приняло участие 514 учащихся  общеобразовательных школ  Республики Татарстан в возрасте от 11 до 17 лет.

Цель исследования заключалась  в изучении поведенческих реакций учащихся в возрасте от 11 до 17 лет по отношению к наркотическим веществам для выявления личностно значимых факторов дезадаптации, являющихся причиной развития наркотизма в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотеза исследования состояла в следующем: для каждого возрастного периода развития личности свойственна своя система психологических ценностей: для подростков – потребность в расширении коммуникативных связей, для юношества - стремление занять более высокую социальную нишу, лучше адаптироваться, соответствовать ожиданиям. Эта система психологических характеристик обусловливает мотивацию поведения ребенка и, являясь динамичной,  может определять личностное отношение к наркотизации, т.е. может быть фактором, способствующим, либо препятствующим наркотизму. Картина личностных оттенков респондента по отношению к наркотическим веществам неоднородна. В ней могут иметь место различные проявления поведенческих реакций.

Методика исследования

Методика направлена на выявление  личностных оттенков в отношении к наркотизму в подростковом и юношеском возрастах.

Эффективным методическим решением стала разработанная модель предъявления материала респонденту, выявления видов поведенческих реакций на заданные ситуации и установления динамики (тенденций),  специфики отношения к наркотикам.

Предлагаемая методика включает 10 смоделированных ситуаций, связанных с проблемой наркотических веществ, предполагающих получение информации по следующим основным блокам: друзья и наркотики, информация о проблемах употребления наркотических веществ, проба наркотика, эпизодический прием наркотика и др.

Каждая смоделированная ситуация методики содержит четыре варианта ответов, семантическое значение которых отражает четыре типа реакции - реакции отторжения, интереса, активности и пассивности по отношению к наркотическим веществам:

-реакция активности подразумевает активную позицию респондента по отношению к наркотикам, соответствующая принципу «хочу»;

-реакция пассивности отражает равнодушное отношение анкетируемого к потреблению наркотических веществ;

-реакция интереса  определяется  позицией  «что бывает?»;

-реакция отторжения характеризуется сформированной установкой на неупотребление одурманивающих средств, соответствующая принципу «не хочу», «не буду».

Методика предполагает выбор предпочитаемых респонденту вариантов ответов без каких-либо ограничений.

Достоинством методики является то, что включение анкетируемого в заданную проблемную ситуацию позволяет получить  глубокую информацию об осознаваемых и  неосознаваемых реакциях респондента на ситуацию, связанную с употреблением наркотических веществ.

Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Результаты исследования

1. Отношение к  друзьям, употребляющим наркотики

Анализ данного блока показал, что получение информации об употреблении наркотиков друзьями вызвало у респондентов обоего пола реакцию интереса, что свидетельствует о недостаточной их информированности о психоактивных веществах и последствиях их употребления,  может стать темой, вокруг которой будет строиться общение. В ситуации «Если я знаю, что кто-то из моих друзей принимает наркотики, то я..» только половина опрошенных подростков и 19% старшеклассниц определили свое неприятие к употреблению наркотиков друзьями позицией: «сокращу время общения с ним», более 50% из общего количества респондентов поинтересовались бы, зачем он это делает.

Пассивная позиция в этой ситуации оказалась характерной для 16% подростков и юношей, они будут продолжать общаться, как и прежде, если узнают, что кто-то из их друзей принимает наркотики.

Активную позицию в этой ситуации проявили 12% респондентов подросткового возраста, они захотели бы увидеть, как меняется друг, приняв наркотик.

Таким образом, получение информации от друзей, попробовавших наркотик, может привести к вовлечению в наркогенную среду.

2. Отношение к информации о  наркотиках

Подростки и юношество неоднозначно относятся к информации о наркотиках. Девушки больше, чем юноши в разговоре о проблемах наркотических веществ, имеют высокие количественные показатели отторжения. Так, 80% респонденток обоих возрастов подтвердили бы вред наркотиков известными им фактами, у юношей этот показатель соответственно составил 55% в подростковом возрасте и 38% в юношеском возрасте.

Пассивную реакцию на ситуацию «Когда со мной говорят о проблемах наркотических веществ, я..»  проявили 16% девушек, которые в этой ситуации будут скучать и ждать, когда обсуждение закончится. Более 10% респондентов мужского пола заняли активную позицию по отношению к наркотикам, они будут искать факты, чтобы поколебать позиции отговаривающего от употребления наркотиков.

3. Отношение  к информации об употреблении наркотиков без вреда для себя

На ситуацию «Если мне кто-либо говорит о том, что он пробовал наркотики без вреда для себя, я..» обозначились следующие мнения респондентов. В этой ситуации с возрастом  наблюдалось снижение числа респондентов, желающих предупредить о возможных негативных последствиях употребления наркотиков без вреда для себя: с 70% в подростковом возрасте до 50% в юношеском возрасте.

Хотели бы поинтересоваться ощущениями после приема наркотика более 10% респондентов обоего пола старшего школьного возраста. Активную позицию по отношению к наркотическим веществам проявили 7% подростков и старшеклассников, которые поинтересовались бы, откуда взят наркотик и как его готовят; 1/3 юношей и респонденток подросткового возраста выразили пассивную позицию, ответив, что  разговор о пробе наркотика без вреда для себя их оставляет равнодушными.

4. Отношение к эпизодическому приему наркотика

В ходе опроса большинство респондентов показало, что эпизодический прием наркотика может иметь место только при назначении врача для обезболивания при операции; однако, в группе обследованных девушек 11-15 лет этот показатель оказался сниженным на 15% по сравнению с другими показателями и составил 68%. Положение «прием наркотика эпизодически может снимать стрессы в трудных ситуациях» поддержало  8% опрошенных респондентов мужского пола в возрасте 16-17 лет и  11% респонденток подросткового возраста.

Посчитали, что наркотик может облегчать общение в среднем до 5% опрошенных. За положение «прием наркотика эпизодически не влияет на поведение и состояние человека»   высказалось   18% респонденток 11-15 лет.

Таким образом, в группе обследованных девушки 11-15 лет по отношению к заданной ситуации были выявлены  проблемы в общении, готовность принять наркотик в ситуации стресса.

5. Отношение к успеху в жизни

Достижение успеха в жизни при полном отсутствии приема наркотиков допускает большинство респондентов без различия по полу и возрасту.  С возрастом наблюдается  снижение количественных показателей реакции отторжения у юношей всех возрастов  на 13%, девушек - на 26%. Мнение «прием наркотиков не влияет на достижение успеха в жизни» поддержала 1/3 подростков и девушек-старшеклассниц.

            Около 6% респондентов 16-17 лет допускают  возможность потратить время и средства на прием наркотиков и потом бросить. Реакция интереса к позиции «эпизодический и недлительный прием «легкого» наркотика  может способствовать успеху в жизни» не выявлена в исследуемых группах.

6. Отношение к наркоманам

В отношении к наркоманам были обнаружены следующие мнения. Сочувственное отношение к наркозависимым оказалось характерным для 46% девушек 16-17 лет, отстраненную пассивную позицию к наркоманам заняла ¼ часть опрошенных.

Реакция отторжения по отношению к наркоманам с возрастом имела тенденцию к снижению, так, подростки ее показали в 60% случаев, респонденты 16-17 лет – в 32% случаев, таким образом имеет место позиция сочувствия и любопытства к ним.

7. Решение проблемы наркомании

В решении проблемы наркомании за  полный запрет на наркотики и строгий их контроль выступило большинство опрошенных. Около 1/3  старшеклассниц при решении проблем наркомании высказалось за отказ от покупки наркотиков, тем самым, занимая пассивную позицию по отношению к этой проблеме.

За разрешение «легких» наркотиков выступили лишь  старшеклассники, больше юноши, чем девушки (15% против 3%); за предоставление полного свободы выбора «делай, что хочешь»  высказались в среднем  около  5%  респондентов во всех возрастных группах.

8. Основные задачи по преодолению наркомании

В выполнении основных задач по преодолению наркомании взяли бы на себя ответственность более 40% подростков и старшеклассников.

Более полагаются на врачей, проявляя интерес к наркотикам 33% девушек. Активную позицию к наркотикам в этом блоке выразили 20% респондентов, которые ответили, что основные задачи по преодолению наркомании, должны выполнять органы правопорядка. В решении этой проблемы 24% подростков и 18% юношества  переложили ответственность на родителей и близких, обозначив,  таким образом, свою пассивную позицию.

9. Отношение к просьбе знакомого о помощи в ситуации, возникшей у  него тяги после эпизодического случайного приема

В  ситуации «Если ко мне за помощью обратился знакомый, впервые почувствовавший тягу к наркотику после эпизодического случайного приема, я дам ему (ей) совет»  большинство опрошенных,  особенно девушки, высказались, что необходимо убедить знакомого  обратиться к врачу и пойти вместе с ним для лечения.

В этой ситуации  20% юношей  и более 10% девушек посчитали, что можно  попробовать самостоятельно заглушить тягу с их помощью и использованием известных им средств, что свидетельствует об определенной информированности  респондентов о способах совладания с тягой. До 10% опрошенных решили положиться на ситуацию «ждать, пока пройдет само состояние и отлежаться»; «выяснить, чего хочет знакомый и попытаться помочь, выполнив его просьбу» предпочли больше 16% старшеклассниц.

10. Отношение к возможностям здорового человека

Большинство респондентов  высказались, что здоровый человек может избегать приема наркотиков в любых ситуациях. Интерес к  позиции «принимать иногда наркотики, если предлагают, и избежать появления тяги и зависимости» был характерен для  3% старшеклассниц.

 «Попробовать что-то из разряда наркотиков, чтобы  знать, что при этом бывает» захотели 3% девушек 11-15 лет и респонденты-старшеклассники. Активное отношение «при  необходимости и по желанию принимать любые наркотики и бросить, когда захочет» выразили 3% подростков и более 6% старшеклассников.

Картина

личностных оттенков отношения исследуемой группы

 к наркотическим веществам

Картина личностных оттенков отношения исследуемой группы к наркотическим веществам по проявленным реакциям выглядит следующим образом:

Таблица № 1

Картина личностных оттенков исследуемой

 группы к наркотическим веществам

п/п

Виды

реакций

Частота ответов, %

 

11-15 лет

16-17 лет

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

1.

отторжение

65%

62%

59%

58%

2.

интерес

15%

13%

15%

24%

3.

активность

4%

5%

8%

5%

4.

пассивность

15%

20%

18%

15%

Согласно таблице, приведенной выше, реакция отторжения с возрастом у исследуемой группы  имела тенденцию к снижению количественных показателей без различия по полу.

Реакция интереса в структуре ответов респондентов составила более 10%, однако, с  возрастом  у девушек отмечалась повышение данной реакции  с 13% до 24%, у юношей изменений было не отмечено.

Пассивная реакция к обозначенной проблеме имела место у 1/5  респондентов без различия по полу и возрасту.

Активная реакция респондентов, определяемая принципом «хочу», составила в картине личностных оттенков исследуемой группы к наркотическим веществам от 3% до 8%.

В ходе комплекса мер, используемых в рамках антинаркотической профилактической программы, данные показатели могут быть изменены в сторону положительной динамики по отношению к реакции отторжения [1,2].

 

Выводы. Таким образом,  на основании изложенного выше были выявлены следующие особенности отношения подростков и юношества к наркотическим веществам:

1.                 По всем  заданным ситуациям было отмечено преобладание реакции отторжения, однако, отношение к наркотикам оказалось неоднозначным.

2.                 Для исследуемых групп значимыми факторами, являющимися предикторами инициации наркотизма, являются недостаточная информированность о психоактивных веществах, последствиях их употребления, что может стать темой, вокруг которой будет строиться общение

3.                 Допускают прием наркотика, чтобы успокоиться и снять трудности в общении более 20% респондентов без различия по полу; положение «прием наркотика эпизодически не влияет на поведение и состояние человека» поддержало 18% респонденток подросткового возраста.

4.                 По отношению к наркоманам с возрастом обозначилось сочувственное отношение у 50% девушек-старшеклассниц.

5.                 В решении задач по преодолению наркомании с возрастом наблюдалось в ответах респондентов снятие ответственности с себя и перекладывание этой ответственности у  девушек  больше на врачей, у 20% юношей - на органы правопорядка.

6.                 На просьбу знакомого, впервые почувствовавшего тягу к наркотику после эпизодического случайного приема, большинство опрошенных посоветовало бы ему обратиться к врачу и пойти вместе с ним для его лечения. Однако 1/5 часть опрошенных юношей  попыталось бы помочь знакомому самостоятельно заглушить тягу с их помощью и использованием известных им средств, что является выражением активной позиции к наркотикам и определенном личном опыте респондентов в данной ситуации.

7. В отношении к возможностям здорового человека высок процент ответов на утверждение «избегать наркотиков в любых ситуациях».

 

Список литературы

1.                Венгер А.Л., Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ А.Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159с.

2.                Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Программа профилактики злоупотребления ПАВ у младших школьников «Волшебная страна чувств»./ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2008.- 256 с.

3.                Жиляев А.Г. Программа «Линия жизни». Дифференцированная профилактика наркозависимости в общеобразовательном учреждении / А.Г. Жиляев, Т.И.  Палачева, А.Т. Кулагин - Казань, 2002. С.22

4.                                 Жиляев А.Г. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков/ А.Г. Жиляев, Т.И.  Палачева - Казань, 2006. С.212

5.                                                        Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования. СПб, Изд-во Инст. Им. В.М. Бехтерева. 1992.

6.                           Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ. Работников подростковых клубов и социальных педагогов. – М.: медицина, 1991.

7.                Макеева А.Г., Лысенко И.В. Программа педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. – Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для учителей младшей школы / Под ред. М.М. Безруких. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1999. – 120 с.

8.                                 Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2000.

9.                                 Орел А.Н. Методика диагностики склонности к отклоняющему поведению. Руководство. - Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 1999.

10.           Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учебн. метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 144 с.

11.           Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт, 1992. - 256 с.

12.                      Шипицына Л.М. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под научн. ред. Л.М. Шпилени и Л.С. Шпилени. – СПб., 2003.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle