Библиографическое описание:

Ланина Т. М. Манипуляция в информационном обществе // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 300-302.

Общество пронизано целой сетью различных информационных каналов и коммуникационных систем, насыщенно собственной информационной индустрией как неотъемлемой частью жизни общества. Информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.

Политика, производство и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой информации – все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности информации.

Стремление человека обладать информацией как мерой организации окружающего мира и устранения неопределенности знания о мире обусловлено его подсознательным, инстинктивным стремлением, во-первых, выжить, осуществлять все присущие ему процессы жизнедеятельности, а во-вторых, повысить свой социальный, материальный статус, обогатиться в духовном и культурном плане, получить новые знания.

В то же время, в связи с возрастанием информационного компонента в коммуникативных процессах наблюдается увеличение роли приемов манипулятивного воздействия. 

Манипулирование личностью стало достаточно обычным явлением. Большую роль в этом играют средства массовой коммуникации, непосредственные носители знаний и информации. СМК являются источником формирования образцов социальной реальности и важнейшим ресурсом власти.

Именно средства массовой информации выступают важнейшим инструментом современного общества и важнейшим фактором влияния на общественное мнение, кратким путем к корректировке общественных процессов.

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления. В данной сфере сложилась достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, наработанные во многих демократических странах, имиджевые технологии и приемы коммуникационного воздействия были адаптированы к российским социально-политическим, социокультурным и психологическим условиям. С другой - они были развиты и дополнены, в том числе и в русле пресловутых «грязных технологий», которые в массовом сознании утвердились своеобразным брендом-клеймом деятельности российских политтехнологов и PR-специалистов.  Не случайно понятие «пиарить» для большинства российского населения несет негативный смысл и синонимично понятию манипулировать общественным мнением. Это нашло отражение во многих публикациях авторов, исследующих роль  коммуникационных процессов - Булгакова Л.Н., Захаренко И.В., Красных В.В.; Максимова А.А.; Маркова С.; Чумикова А.Н.; Гусева Д.Г.; Брайанта  Д., Томпсона С.; Э. Райса [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12].

В их трудах представлены различные аспекты формирования общественного мнения и целенаправленного воздействия на массовое сознание для достижения конкретных целей различных субъектов социально-политических отношений. В отличие от западных специалистов Public Relations, делающих акцент на двусторонней направленности коммуникации и каналах обратной  связи от общества к структурам, большинство российских авторов исследуют реально сложившуюся в России практику коммуникационных технологий для управления обществом.

Современное состояние культурных и социальных процессов, происходящих в России, характеризуется огромным влиянием массовой культуры. Особое место среди проявлений массовой культуры занимают общественные связи. Специалисты по связям с общественностью в своей деятельности используют различные PR-технологии, прямо или косвенно влияющие на общественное сознание. В то время как воздействие на социум чревато и последствиями в функционировании и развитии социальной системы.

На основе анализа представленных в литературе приемов имиджевого коммуникационного воздействия можно выделить следующие признаки манипулирования:  подмену понятий; неконтролируемый источник информации; абсолютизацию конкретных явлений; выборку фактов; отождествление манипулятора и манипулируемого; использование эмоций вместо аргументов;  концентрацию внимания на быстротечном; дробление явления на изолированные элементы; повторение недоказанного вывода как установленного факта; безальтернативность мнений.

В этой связи особую актуальность в современных российских условиях приобрела проблема коммуникационного манипулирования как обществом в целом, так и отдельными социальными группами и индивидами. Занимая одно из важных мест в вариантном поле культуры, PR-коммуникация является инструментом организации общественных отношений, методом конструирования социальной реальности. Несмотря на постоянное внимание к проблеме коммуникации, вопросы ее сущности в сфере общественных связей, ее роли в деятельности специалистов по связям с общественностью и воздействии их на массовое сознание остаются открытыми.

Однако исследователи отмечают, что ни одним человеком нельзя манипулировать до бесконечности, так как существует целый ряд механизмов психологической защиты:

·           эффект «замедленного действия» - непопулярная идея как сильный раздражитель;

·           эффект «спящего человека» - информация забывается быстрее, чем источник;

·           эффект «бумеранга» - противоположный результат;

·           эффект «реактанс» - человек, не имея собственной позиции, противостоит противоположной;

·           эффект «приватизации» - чем сильнее поток информации, тем меньше он на нее реагирует.

В соответствии с теорией коммуникаций манипулирование индивидом предполагает подмену интересов реципиета интересами коммуниканта.

В повседневной жизни и управленческой деятельности широко используются средства, методы и приемы тайного принуждения. Способы скрытого психологического принуждения человека как межкультурного социально-психологического феномена социального взаимодействия издавна широко распространены в различных культурах. Они во многом связаны с национальными, социокультурными нормами, с ментальностью, являясь интегральной характеристикой отношений человек и культуры.  Ментальность может препятствовать или способствовать распространению манипуляций. Различные культуры, общественные устройства, социально-экономические условия создают предпосылки для манипулятивной деятельности.  Манипуляция порождает ситуация, когда присутствует внешняя для коммуникации цель и отсутствует ее открытое объяснение для всех участников коммуникации. Это инструмент психологического воздействия, который нацелен на изменение направления активности других людей, ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Специфической особенностью манипулятивного воздействия является его тайный, скрытый для адресата характер. Это управление людьми путем навязывания идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных манипулятору. Эффективность манипулятивного воздействия определяется наличием ряда преимуществ у манипулятора над адресатом. Существует множество способов манипулирования, например: дозирование информации, вследствие чего происходит искажение картины реальности; ложь или смешивание истинных фактов; затягивание времени; возвратный удар и т.д.

Специализированная литература пронизана мыслью о том, что реклама, имиджмейкерство, как и Public Relations  –  это области искусного манипулирования доверчивой публикой. И СМК умело использую умолчание, селекцию и искажение фактов, конструирование версий, распространение слухов.

Коммуникация как инструмент специалиста по связям с общественностью и необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и обмен информацией, чувствами, оценками, значениями, смыслами, ценностями, занимает ведущее место в сфере социальных процессов. Именно социальная коммуникация подразумевает движение знаний, умений,  стимулов, эмоций в социальном пространстве.

Социальная коммуникация – это коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. В данном контексте социальная коммуникация выступает в качестве системообразующего фактора развития общества.

Социальная коммуникация в сфере общественных связей представляет собой передачу информации, которая содержит равнозначный смысл для получателя и отправителя сообщения. Происходит выбор из многих возможностей с помощью эффективно налаженной коммуникации.

Следовательно, эффективной можно считать коммуникацию, если она представляет собой целенаправленную передачу информации, а также получение и интерпретацию ее именно в том виде, в котором она передавалась. Важно и то, чтобы при последующем использовании информации первоначальный характер не искажался, принимая участие в формировании и изменении ценностей, интересов и целей. Коммуникация эффективна тогда, когда существует обратная связь между всеми сторонами коммуникации и каждая из них является субъектом коммуникации, а не выступает лишь в роли ее объекта.

Составной частью социального регулирования выступает социальное управление, представляющее собой процесс достижения оптимизации и гармонизации общественных отношений [13, с. 157]. Социальное управление относится к социальным процессам, к осознанному поддержанию и изменению социального порядка, представляя собой систему продуманных последовательных процедур, позволяющих диагностировать изменения.

Таким образом, способ коммуникации отражает состояние социальной системы. Если происходят сбои способов передачи информации, ее искажение, то связь между сферами общества может быть катастрофически нарушена. 

 


Литература

1.        Булгакова Л.Н., Захаренко И.В., Красных В.В. «Пиар»: миф или реальность, или Кто Кем виляет // Политический дискурс в России. Выпуск 4. - М., 2000.

2.        Технологии изготовления предвыборных миражей: Учебно-практическое пособие / Автор-составитель Максимов А.А. – М.: Изд-во «Дело», 2003.

3.        Марков С. PR в России больше чем PR. Технологии и версии. – М., 2001.

4.        Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000.

5.        Уши машут ослом: современное социальное программирование. 2-е издание, перераб. / Д.Г. Гусев и др. – Пермь: ООО «Зебра», 2006.

6.        Брайант Д., Томпсон С.  Основы воздействия СМИ. – М., 2004.

7.        Быкова О.Н. Языковое манипулирование // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Выпуск 1 (8). - Красноярск, 1999.

8.        Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. – М., 1996.

9.        Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. – Екатеринбург, 1995.

10.    Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. – М., 2001.

11.    Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. – М., 2000.

12.      Расцвет пиара и упадок рекламы / Э. Райс, Л, Райс; Пер. с англ. Т. Китаиной. – М.: ООО «АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.

13.    Связи с общественностью как социальная инженерия / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. – Спб.: Речь, 2005.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle