Библиографическое описание:

Канаева Н. А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 200-202.

Завершающийся XX век вывел проблему осмысления ценно­стей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап раз­вития науки. Однако ценности и ценностные ориентации чело­века всегда являлись одним из наиболее важных объектов ис­следования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей зна­ния [1, с.63].

Структура ценностных ориентаций личности зависит от социально-экономического развития общества. В современных условиях социально-экономической нестабильности механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему деформированы. Ценности, которыми руководствовались подростки 40-х или 70-х гг., отличны от ценностей, декларируемых подростками 90-х г.г. Если первым были присущи ценности коллективистского характера, то сегодня декларируются индивидуалистические ценности. Первые годы XXI в. в этом отношении мало что изменяют.

Вместе с тем в условиях новых социально-экономических отношений рынок труда диктует повышенные требования к качеству подготовки конкурентоспособных специалистов. Обществу не безразлично, смогут ли специалисты-профессионалы всесторонне проявить себя на работе, окажутся ли полезными организации, востребованными жизнью. Ценность буквально означает нечто, имеющее стоимость, дорогое, драгоценное или достойное, является ориентиром в профессиональной деятельности.

Ценности – это обобщённые представления о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности [2, с.21].

Категория «ценность» исследователями понимается как выражение субъективности индивида, которая базируется на его потребностях, выражает его избирательное отношение к объекту-носителю ценности и выполняет функцию побуждения и активности (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, М.С. Каган). Ценностные ориентации представляют собой иерархическую совокупность ценностей индивида, которая отражает систему его представлений об окружающей действительности и определяет стратегическую направленность деятельности и поведения.

Ценности, накопленные всеми предыдущими поколениями, становятся культурным опытом, традициями. Для конкретного индивида эти ценности первоначально являются чем-то внешним, выступают в роли отчуждённых культурных «значений». Индивид способен понять, что культурные достижения значимы для кого-то другого, однако чтобы самому принять их ценности, этого недостаточно. Духовное развитие личности осуществляется через установление связи с высшими ценностями, такими как Истина, Добро, Красота [4, с.11].

Система индивидуальных ценностных ориентаций создаётся на основе общественных, культурных систем ценностей (А.Н. Леонтьев)[8, с.11].

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [2, с.21].

Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей.

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, формируются в определённых социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, детерминируют поведение человека. Таким образом, ценностные ориентации являются важнейшей составляющей характеристики личности человека, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулирует его поведение.

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает своё особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Ценность означает для человека значимость чего-то в мире, выполняет функцию ориентира поведения, считал С.Л. Рубинштейн. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определённой направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. По С.Л. Рубинштейну, в основе удовлетворения человеком непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу, соотношение личностного и общественно значимого[2, с.12].

С возрастом увеличивается влияние системы ценностных ориентаций на поведение личности, к началу юношеского возраста ценностные ориентации окончательно оформляются в целостную, интегрированную систему, которая тесно связана с другими характеристиками личности. Исследованиями мотивационной сферы и ценностных ориентаций детей, подростков и юношей посвящены работы Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной, Д.А. Леонтьева и др.

Существующие у индивида потребности и интересы служат основой образования мотивов деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей и интересов. Ценностные ориентации взаимодействуют со всеми компонентами структуры личности, находится в тесной связи с познавательными и волевыми процессами[8, с.12].

Сказанное ранее даёт основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность. В данном случае следует ориентироваться на возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения. В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения в упрощённом виде означает выбор альтернативы из числа возможных, находящихся в определённой иерархической зависимости как отражение в сознании стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров.

В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л.С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. Такая ориентация, по справедливому замечанию И.С. Кона, отличается противоречивым характером. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирования собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали. В доподростковом периоде дети не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого, так как не обладают соответствующими когнитивными способностями [2, с.13].

Создание собственной системы ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. По мнению Е.Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счёт включения в систему его ценностных ориентаций различного рода нравственных качеств [9].

Осознание несоответствия провозглашаемых родителями нравственных принципов реальной действительности проявляется в резкой и категоричной критике, «бунтарстве», в ряде случаев – в идеализации морали своего поколения, выступающего для подростка образцом «совести общества». Эти и подобные им особенности подросткового возраста, описываемые А.В. Личко как проявления реакций группирования со сверстниками и эмансипации, чаще не воплощаются в реальные дела, основываясь на уровне общих рассуждений.

Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л.И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем всё их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» [3,321]. В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера лежит осознание человеком личностного смысла жизни. Именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого возраста. Как отмечает И.С. Кон, характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, возникающих в результате обобщения личностных целей, иерархии мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. Появление жизненных планов, выступающих, по его мнению, как явления одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения [5, 136]. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности.

Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве регулятора социального поведения личности, в значительной степени определяя выбор деятельности и строение мотивационной сферы личности. Они формируются в процессе социализации личности, т.е. в процессе усвоения социального опыта, и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности [2, с.22]  

Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своём развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создаёт свою собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития.

Система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Применительно к динамике системы ценностей в зрелом возрасте более адекватным является не термин «формирование», предполагающий некий конечный итог, а термин «развитие», как имеющий, по нашему мнению, более широкое значение. Мы полагаем, что по отношению к взрослому человеку, система ценностей которого уже в основном сформирована, следует, вероятно, говорить не о четко разграниченных стадиях формирования, а, скорее, об индивидуальном уровне её развития [10].

Обращаясь к ценностным ориентациям, необходимо уточнить, что они являются производными от ценностей личности (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). При этом ценностные ориентации являются не просто добровольным принятием неких социальных норм, а внутренним побуждением, которое выступает в форме переживания смысла всей жизни [7].

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутрен­ний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структу­ры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции.

Ценностные ориентации – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщённых человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, творчество, труд и т.п.) [6].

 

Литература

 

1.        Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер с англ./Фонд «За экономическую грамотность». – М., 1995. – 296с.

2.        Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие/ А.В.Батаршев. – М.: «Академия», 2009. – 185с.

3.        Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.:Просещение, 1968. – 464с.

4.        Коковина Л.Н. Формирование ценностно-смысловых ориентаций старшеклассника во внеурочной деятельности.// Автореф. дис….канд.псих.наук. Кострома, 2009. – 23с.

5.        Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 192с.

6.        Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп.М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440с.

7.        Рамазанов И.Р. Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников.// Автореф. дис….канд псих.наук. Самара, 2006. – 23с.

8.        Реттгес С.В. Ценностные ориентации как психологический фактор склонности к агрессивному поведению в юношеском возрасте.// Автореф. дис. …канд.псих.наук. Вологда, 2002. – 24с.

9.        Рыбалко Е.А. Становление личности// Социальная психология личности. – Л.,1974. – С.20-31.

10.    Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204с.

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle