Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе Э. Фромма «Бегство от свободы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 4654 раза

Библиографическое описание:

Нестеров, А. В. Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе Э. Фромма «Бегство от свободы» / А. В. Нестеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 1. — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1172/ (дата обращения: 25.04.2024).

«В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода — бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма «бегства» (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садисткой страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все». Третий — в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению» [3].

Прежде чем разбирать эти механизмы «бегства» от свободы, необходимо понять, почему вообще они возникают. Эрих Фромм считает, что любой человек, эволюционируя в индивида, должен непременно определить свое отношение к миру и к другим людям, как к объектам, находящим вне сферы его личности: «Человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится «индивидом» - и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность» [1, 26]. «Бегство» от свободы как раз и происходит по пути уничтожения индивидуальности в человеке.

Первый механизм «бегства» присущ личности авторитарного характера. Этот механизм «состоит в тенденции отказаться от независимости своей личности, слить свое «я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду… Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлениях к подчинению и к господству или - если использовать другую формулировку - в мазохистских и садистских тенденциях, существующих в той или иной степени и у невротиков, и у здоровых людей… Наиболее частые формы проявления мазохистских тенденций - это чувства собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Анализ людей, испытывающих подобные чувства, показывает, что, хотя сознательно они на это жалуются, хотят от этих чувств избавиться, в их подсознании существует какая-то сила, заставляющая их чувствовать себя неполноценными или незначительными… Часто они попросту не способны испытывать чувство «я хочу», чувство собственного «я». Жизнь в целом они ощущают как нечто подавляюще сильное, непреодолимое и неуправляемое» [1, 140 - 141].

В качестве иллюстрации подобного психического заболевания Фромм приводит следующие примеры: «Встречаются люди, которые упиваются самокритикой и возводят на себя такие обвинения, какие не пришли бы в голову их злейшим врагам. Другие - больные неврозом навязчивых состояний - истязают себя принудительными ритуалами или неотвязными мыслями. У определенного типа невротиков мы обнаруживаем склонность к физическому заболеванию, причем эти люди - осознанно или нет - ждут болезни, как дара Божьего. Часто они становятся жертвами несчастных случаев, которые никогда бы не произошли без их бессознательного стремления к этому» [1, 142].

Фромм пишет, что все разнообразные формы мазохистских стремлений направлены к одному: избавиться от собственной личности, потерять себя; иными словами, избавиться от бремени свободы.

«Кроме мазохистских тенденций, в том же типе характера всегда наблюдаются и прямо противоположные наклонности - садистские. Они проявляются сильнее или слабее, являются более или менее осознанными, но чтобы их вовсе не было - такого не бывает… По очевидным причинам садистские наклонности обычно меньше осознаются и больше рационализируются, нежели мазохистские, более безобидные в социальном плане. Часто они полностью скрыты наслоениями сверхдоброты и сверхзаботы о других. Вот несколько наиболее частых рационализации: «Я управляю вами потому, что я лучше вас знаю, что для вас лучше; в ваших собственных интересах повиноваться мне беспрекословно» или «Я столь необыкновенная и уникальная личность, что вправе рассчитывать на подчинение других» и т.п.» [1, 142 - 143].

Таким образом, садизм нередко выступает под маской любви. Управляя другим человеком можно утверждать, что это делается в его интересах, и это часто выглядит как проявление любви; но в основе такого поведения лежит стремление к господству.

Следующий механизм «бегства» от свободы называется конформизмом. «Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием» [1, 182].

Представим себе среднего посетителя музея, рассматривающего картину знаменитого художника, скажем Рембрандта. Он находит ее прекрасной и впечатляющей. Если проанализировать его суждение, то оказывается, что картина не вызвала у него никакой внутренней реакции, но он считает ее прекрасной, зная, что от него ожидают именно такого суждения.

Подобных примеров, характеризующих шаблонное мышление можно привести множество, и все они будут свидетельствовать об отказе от своего мнения и от своего «я». А потеря своей позиции есть, в конечно счете, потеря свободы.

Еще один механизм «бегства» можно обозначить как разрушительность или деструктивность. Его необходимо отличать от садистско-мазохистских стремлений, хотя они имеют много общего. Разрушительность отличается тем, что ее целью является не активный или пассивный симбиоз, а уничтожение, устранение объекта. Но корни у нее те же: бессилие и изоляция индивида. «Я могу избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению с окружающим миром, разрушая этот мир – пишет Фромм. – Конечно, если мне удастся его устранить, то я окажусь совершенно одинок, но это будет блестящее одиночество; это такая изоляция, в которой мне не будут угрожать никакие внешние силы. Разрушить мир - это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня…

Каждого, кто наблюдает личные отношения в нашей социальной обстановке, поражает колоссальный уровень разрушительных тенденций, которые обнаруживаются повсюду. По большей части они не осознаются как таковые, а рационализируются в различных формах. Пожалуй, нет ничего на свете, что не использовалось бы как рационализация разрушительности. Любовь, долг, совесть, патриотизм - их использовали и используют для маскировки разрушения себя самого и других людей. Однако необходимо делать различие между двумя видами разрушительных тенденций. В конкретной ситуации эти тенденции могут возникнуть как реакция на нападение, угрожающее жизни или целостности самого индивида либо других людей или идеям, с которыми он себя отождествляет. Разрушительность такого рода - это естественная и необходимая составляющая утверждения жизни. Но мы рассматриваем здесь не эту рациональную враждебность, а ту разрушительность, которая является постоянно присутствующей внутренней тенденцией и ждет лишь повода для своего проявления» [1, 176 – 177].

Фромм считает, что чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению. Разрушительность - это результат непрожитой жизни.

Итак, мы кратко рассмотрели механизмы «бегства» людей от свободы. Какой же выход предлагает Фромм? Как обрести подлинную свободу, сохранить свою личность и при этом не впасть в состояние одиночества и бессилия?

«Единственным конструктивным путем связи индивидуализированного человека с миром является, по мысли Фромма, активная солидарность с другими людьми, спонтанная деятельность (у Фромма – труд и любовь), соединяющие его с миром как свободного и независимого индивида. Однако если экономические, политические и социальные условия не способствуют такой позитивной реализации личности, то свобода, согласно Фромму, становится невыносимым бременем, источником сомнений, лишает жизнь цели и смысла» [2, 89].

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: «Культурный и политический кризис наших дней объясняется не тем, что индивидуализма стало слишком много, а тем, что наш так называемый индивидуализм превратился в пустую оболочку. Свобода может победить лишь в том случае, если демократия разовьется в общество, в котором индивид, его развитие и счастье станут целью и смыслом; в котором жизнь не будет нуждаться в каком бы то ни было оправдании, будь то успех или что угодно другое; в котором индивидом не будет манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или экономическая машина; и, наконец, в котором сознание и идеалы индивида будут не интериоризацией внешних требований, а станут действительно его собственными, будут выражать стремления, вырастающие из особенностей его собственного «я»… Проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, состоит в такой организации социальных и экономических сил, чтобы человек - член организованного общества стал хозяином этих сил, а не их рабом» [1, 257 – 258].

 

Список литературы

1.      Эрих Фромм Бегство от свободы / М.: АСТ, 2009. – 284 с.

2.      Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов // М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. – 1312 с.

3.      http://www.psychology-online.net/articles/doc-161.html

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, мир, тенденция, жизнь, окружающий мир, разрушительность, самый индивид, стремление, чувство.


Похожие статьи

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Ведь свобода ощущается индивидом прежде всего как личное чувство, как субъективное явление

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, власть, свобода воли, человеческое существование, воля, позитивная свобода, природа, Жизнь, общество, мир.

Проблема отчуждения личности в истории философии

Отчуждение от самого себя ведет к неадекватности и презрению, экстремизму, ослаблению чувства ответственности, зависти, неудовлетворенности жизнью

Человек, почувствовав себя господином природы, вдруг обнаружил в себе поразительный синдром разрушительности.

Феномен самоутверждения в граффити | Статья в журнале...

Четвертая объяснительная концепция интринсивного поведения принадлежит Чармсу Р.: «Подобно Уайту [10], он [Чармс – Б. А.] видит первичную мотивацию в том, чтобы чувствовать свою эффективность, ощущать себя источником изменений в окружающем мире.

Влияние образования на формирование толерантности...

В системах образования всех стран мира произошли чрезвычайно грандиозные изменения, вызванные качественным изменением условий жизни человечества, как на уровне цивилизации, так и на уровне отдельной личности.

Новые педагогические тенденции и проблемы современного...

Одни тенденции из обозначенных в большей степени, другие в меньшей — видны в наших образовательных системах разного уровня, включая уровень

Данная модель не предполагает опору на наглядно-образное мышление, исключает апелляцию к эмоциям и чувствам учащихся.

Идея взаимосвязи конструктивного и деструктивного...

Философы Нового времени, особенно просветители, в целом в человеческой истории и в поведении индивидов наблюдают больше конструктивного, чем

Нет, милостивые государи, зло причиняемое нашим суетным любопытством, старо как мир» [12, с. 559].

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...)

Отчество «Алексеевич», то есть сын Алексея (от греч. alexo – «защищать») означает стремление персонажа оберегать свой внутренний мир, свою свободу от

Деструктивным оказывается его влияние не только на окружающую среду, но и на свою собственную жизнь...

Свободный выбор в жизни человека | Статья в журнале...

Свобода и порожденный ей свободный выбор присущи только человеку как существу творческому, изменяющему мир и самого себя.

Чувство глубокой удовлетворенности течением жизни, вера в свои возможности, порождают чувство собственного достоинства...

Неомифологическая антропология декадентствующего...

При этом окружающий мир все чаще изображается через призму его восприятия и

Я тогда не постиг, какую великую свободу духа дают они. Их я не умел вызывать по воле.

Он наказан за свое стремление искусственно управлять миром сна, существовать сразу в двух пространствах.

Похожие статьи

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Ведь свобода ощущается индивидом прежде всего как личное чувство, как субъективное явление

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, власть, свобода воли, человеческое существование, воля, позитивная свобода, природа, Жизнь, общество, мир.

Проблема отчуждения личности в истории философии

Отчуждение от самого себя ведет к неадекватности и презрению, экстремизму, ослаблению чувства ответственности, зависти, неудовлетворенности жизнью

Человек, почувствовав себя господином природы, вдруг обнаружил в себе поразительный синдром разрушительности.

Феномен самоутверждения в граффити | Статья в журнале...

Четвертая объяснительная концепция интринсивного поведения принадлежит Чармсу Р.: «Подобно Уайту [10], он [Чармс – Б. А.] видит первичную мотивацию в том, чтобы чувствовать свою эффективность, ощущать себя источником изменений в окружающем мире.

Влияние образования на формирование толерантности...

В системах образования всех стран мира произошли чрезвычайно грандиозные изменения, вызванные качественным изменением условий жизни человечества, как на уровне цивилизации, так и на уровне отдельной личности.

Новые педагогические тенденции и проблемы современного...

Одни тенденции из обозначенных в большей степени, другие в меньшей — видны в наших образовательных системах разного уровня, включая уровень

Данная модель не предполагает опору на наглядно-образное мышление, исключает апелляцию к эмоциям и чувствам учащихся.

Идея взаимосвязи конструктивного и деструктивного...

Философы Нового времени, особенно просветители, в целом в человеческой истории и в поведении индивидов наблюдают больше конструктивного, чем

Нет, милостивые государи, зло причиняемое нашим суетным любопытством, старо как мир» [12, с. 559].

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...)

Отчество «Алексеевич», то есть сын Алексея (от греч. alexo – «защищать») означает стремление персонажа оберегать свой внутренний мир, свою свободу от

Деструктивным оказывается его влияние не только на окружающую среду, но и на свою собственную жизнь...

Свободный выбор в жизни человека | Статья в журнале...

Свобода и порожденный ей свободный выбор присущи только человеку как существу творческому, изменяющему мир и самого себя.

Чувство глубокой удовлетворенности течением жизни, вера в свои возможности, порождают чувство собственного достоинства...

Неомифологическая антропология декадентствующего...

При этом окружающий мир все чаще изображается через призму его восприятия и

Я тогда не постиг, какую великую свободу духа дают они. Их я не умел вызывать по воле.

Он наказан за свое стремление искусственно управлять миром сна, существовать сразу в двух пространствах.

Задать вопрос