Библиографическое описание:

Сайымова М. Д. Основные факторы по реализации стратегии индустриально-инновационного развития в регионах Казахстана // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 253-256.

Перед регионами, в частности, городами, самостоятельно выходящими на мировое экономическое пространство, встает множество вопросов, связанных с модернизацией их экономики. Города, обладая огромным  производственным и научным  потенциалом, выступают как центры информационно-технологических связей. От эффективного использования индустриально-инновационного потенциала малых  городов, правильного определения стратегии и направлений их развития во многом зависит конкурентоспособность национальной экономики.

Инновационная экономика в регионе формируется под  влиянием двух основных факторов: 1) создания условий для перехода на инновационный путь развития и 2) появления мотиваций у субъектов рынка для активизации инновационных процессов. К первому фактору можно отнести процесс образования инновационной сферы как самостоятельной отрасли хозяйствования. Во втором случае речь идет о предпринимательском факторе, который имеет возможности для инициации инноваций снизу. Оба рассмотренных фактора могут проявляться в полной мере и требуют формирования благоприятных условий для развития инновационной сферы. Одним из элементов достижения поставленной цели является проведение постоянного мониторинга инновационного потенциала региона.

В настоящее время существует множество интерпретаций понятия "потенциал". В большинстве работ отмечается важность исследования проблем оценки потенциала и указывается на значительные различия в определении его сущности, состава и соотношения с другими категориями. В широком смысле потенциал (от латинского potentia - сила, мощь) означает "совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области"2.

Понятие инновационного потенциала выступает концептуальным отражением развития инновационных процессов, оно развертывалось и уточнялось в результате теоретических, методологических и эмпирических исследований и получило развитие с начала 80-х годов ХХ века. В последнее время это понятие находит все большее распространение, появляются самостоятельные исследования, посвященные анализу различных подходов к этой дефиниции. Укрупненно можно выделить четыре наиболее распространенные из них.

Экономическая жизнь города складывается под влиянием факторов различной природы, подобное многообразие резко затрудняет задачу экономического анализа. Возникает необходимость предварительной группировки этих факторов. Наиболее наглядно все многообразие факторов проявляется при рассмотрении инвестиционных проектов, связанных с покупкой, продажей, арендой объектов городской недвижимости, или прав, связанных с такими объектами. В широком смысле слова под объектами городской недвижимости мы понимаем как здания и сооружения различного назначения, размещенные на территории города, так и участки земли, на которых подобные здания и сооружения располагаются или могут располагаться. Пространственно-временная конкретизация инвестиционных проектов, как правило, приводит нас к необходимости достаточно детального рассмотрения соответствующих объектов на территории города.

            Так, например, при разработке инвестиционного проекта, связанного со строительством и эксплуатацией крупного отеля, мы должны изучить следующие проблемы территориального характера. Покупка или долгосрочная аренда соответствующего участка городской земли (с учетом имеющихся на нем зданий и сооружений) требует сведений о возможной цене или ставке арендной платы, стоимости возможных работ по сносу и подготовке участка для нового строительства, возможных ограничениях на подобное строительство и т.д. Для строительства здания необходимо выяснять возможности строительного комплекса города (принимая во внимание пространственные особенности его размещения) и предполагаемый объем затрат на строительно-монтажные работы.

Само название курса «экономика города» предполагает, что основное внимание мы уделяем факторам экономического характера. Однако нередко для понимания проблем города требуется рассмотрение самых различных аспектов его жизни, которые имеют вполне конкретные экономические последствия. Так, например, при разработке инвестиционного проекта мы сталкиваемся с вопросами инженерно-геологического характера, определяющими возможности строительства тех или иных зданий или сооружений на рассматриваемом участке. При строительстве отеля нам крайне важно знать экологическую обстановку на примыкающей к нему территории (химические, биологические, физические аспекты загрязнения окружающей среды). Соответственно мы можем выделить группу факторов природного (не социального) характера, действие которых необходимо принять во внимание при проведении экономического анализа.

            Другой важный аспект связан с социальной жизнью города, которая оказывает огромное влияние на все экономические процессы и при этом не всегда может быть описана в терминах экономической теории. Так, например, привлекательность некоторых районов города для туристов в существенной степени связана с их общим культурным значением, которое может зависеть от архитектурных особенностей зданий, их исторической ценности и т.д. На различных участках пространства города могут действовать различные правила застройки, различные ограничения на функционирование тех или иных предприятий и т.д. Таким образом, весьма важен подобный правовой статус различных зон города. В целом можно выделить достаточно широкую группу факторов социального (внеэкономического) характера.

            Итак, при самом грубом рассмотрении мы получили три основные группы факторов:

1)      экономические;

2)      природные;

3)      социальные (внеэкономические).

В соответствии с принятыми в Концепции региональной политики критериям к малым городам с депрессивной экономикой в настоящее время можно отнести такие малые города, такие как Абай, Алга, Аркалык, Аральск, Державинск, Каркаралинск, Степняк, Форт-Шевченко, Шалкар.

Промышленность малых городов с депрессивной экономикой характеризуется ярко выраженной отраслевой специализацией на одной-двух отраслях, а другие отрасли развиты незначительно. Крупные промышленные предприятия простаивают или частично загружены из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, отсутствия спроса, удаленности рынков сбыта и высоких тарифов на транспортировку. Их положение усугубляется физически и морально устаревшим оборудованием, потерей квалифицированных кадров в результате миграции.

Целью развития малых городов с депрессивной экономикой является создание на их территории условий, обеспечивающих выход из депрессивного состояния и переход к саморазвитию на рыночных началах.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

модернизация и оздоровление производства, возобновление экономического роста;

создание новых долгосрочных качественных рабочих мест и повышение занятости населения;

развитие производственной инфраструктуры: транспортных, топливно-энергетических, коммуникационных систем;

развитие производственных и торговых связей с другими регионами республики и соседних государств;

привлечение инвестиций;

социальная защита определенных групп населения города;

обеспечение экологической безопасности города.

Для вывода малых городов из депрессивного состояния по каждому городу должна быть разработана целевая комплексная программа его социально-экономического развития, предусматривающая разносторонние меры поддержки, осуществляемые при помощи центральной и областной власти. Ее разрабатывают и осуществляют все заинтересованные стороны: правительство, акиматы области и города, руководство предприятий. В программе должны быть четко определены ответственность каждого из них и принципы их взаимодействия.

Финансовая поддержка Правительства республики и акимата области будут осуществляться преимущественно в инвестиционной форме:

инвестирование развития экономики таких городов из бюджетных средств;

выделение субсидий, ссуд, гарантий на льготные кредиты через Банк развития;

предоставление налоговых льгот предприятиям для инвестирования производства;

долевое участие в создании Фонда развития депрессивных городов и др.

создание свободных экономических зон и технополисов;

формирование государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

Приоритетными направлениями инвестирования правительством республики и акиматом области являются развитие производства и социальной инфраструктуры, туризма, а также реализация проектов и программ, направленных на решение республиканских, межрегиональных и регионально-отраслевых проблем.

По итогам отчета акима области  2008 году показывают, что области удалось противостоять влиянию глобального финансового кризиса. Этому способствуют, созданные за последние годы в процессе модернизации и диверсификации экономики  новые производства и рабочие места.

Успешно выполняется Стратегия индустриально-инновационного развития, ряд проектов реализуется по программе «30 корпоративных лидеров». В рамках Стратегии в течение 2004-2008 г.г. в области реализованы 297 инвестиционных проектов стоимостью 439,5 млрд. тенге, создано 12,6 тыс.новых рабочих мест.

Знаковым событием 2008 года стало проведение Пятого форума  руководителей приграничных регионов России и Казахстана с участием  Президентов  двух стран. И основным аргументом при выборе места проведения Форума на актюбинской земле стали позитивные достижения в экономике и социально-культурном развитии региона.

Сегодня социально-экономическое развитие области осуществляется на устойчивой и динамичной основе и  полностью соответствует стратегическим установкам  Главы государства.

В результате мобилизации внутренних резервов и возможностей 2008 год стал для актюбинцев, еще одним годом созидания, благополучия и  экономического роста.

Текущее состояние экономики области характеризуется стабильной динамикой. В 2008 году введено 200 объектов промышленного и социального назначения.

За годы реализации Стратегии, начиная с 2004 года, в области введены в общей сложности 297 промышленных и инфраструктурных объектов стоимостью 439,5 млрд.тенге. Запущено в эксплуатацию 39 объектов в горнодобывающем секторе экономики, 192 - в обрабатывающем, а также - 66 инфраструктурных объектов.

В 2008 году реализовано 54 проекта стоимостью 156,7 млрд.тенге. Создано дополнительно около 5,0 тыс. рабочих мест.

                                                          

Показатели

реализации Стратегии индустриально-инновационного развития

за 2004-2008г.г.

 

Активную инвестиционную позицию занимает АО «ФНБ «Самрук-Казына», который объединил все государственные  активы страны.

В настоящее время приняты к финансированию и находятся на рассмотрении в различных структурах холдинга  17 проектов на сумму 665,2 млн. долларов США.

Ведется проработка вопросов по строительству в Актюбинской области двух химических заводов:  по производству калийных и азотных удобрений общей стоимостью 1800,0 млн.долларов США.

Одним из основных  приоритетов в развитии промышленности является  создание высокотехнологичных производств на основе кластерного подхода. Сегодня в области наиболее интенсивно развивается кластер «Строительные материалы», который является основным поставщиком широкого спектра строительных материалов на строящиеся объекты всего Западного Казахстана. Сформирован и активно развивается кластер «Пищевая промышленность». В рамках реализации кластерных инициатив ведутся работы по развитию кластера «Горно-металлургический кластер» и «Транспортно-логистические услуги».

Внедрению новых производств и опережающему росту промышленности способствовал интенсивный рост капитальных вложений. В 2008 году было вложено инвестиций в основной капитал на сумму 275,3 млрд.тенге, что на 14,1% больше чем в предыдущем году, из  них только в промышленность области за истекший год инвестировано  172,1 млрд. тенге, что превышает уровень 2007 года   на3,4%

Льготы предоставляются тем предпринимателям, которые будут производить новые виды товаров, реализуемые преимущественно за пределы города и тем самым создавать дополнительные доходы для города, а также тем предпринимателям, которые рационализируют производство и этим добиваются роста производительности труда на предприятиях и повышение конкурентоспособности продукции.

Все эти условия и механизмы поддержки должны быть отражены в специальной программе, разрабатываемой для каждого города, и узаконены принятием специального Закона «О поддержке городов с депрессивной экономикой».

Литература

1. Назарбаев Н. «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира». Послание Президента РК народу Казахстана- Астана: Елорда, 2006, 10 с.

2. Есентугелова А..Е  и Кулекеева Ж.А.  Книга «Основные направления развития и размещения производительных сил Казахстана на период до 2015г./Под ред.– Алматы:РГП «Институт экономических исследований»,2002-656 с.

3. Среднесрочный план области на 2008 – 2010 годы утвержден решением  сессии областного маслихата, 5 декабря 2007 года №18, г.Актобе.
4. О Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2008-2010 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2007 года N 753, САПП Республики Казахстан, 2007 г., N 32, ст. 354

5. Тезисы отчета Акима области Сагиндикова Е.Н. «Об итогах социально-экономического развития Актюбинской области за 2008 год и задачах на 2009 год» 23.01.2009г.55- ст.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle