Повышение квалификации учителей церковно-приходских школ Тверской губернии в конце XIX – начале XX вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Симора, В. А. Повышение квалификации учителей церковно-приходских школ Тверской губернии в конце XIX – начале XX вв. / В. А. Симора. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1125/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье рассматривается образовательный ценз учителей церковно-приходских школ Тверской губернии в начале XIX в. Акцентируется внимание на проблемах профессиональной компетентности учителей. Говорится о способах восполнения пробелов в педагогических знаниях педагогов. Особое внимание в исследовании уделяется одному из таких способов – краткосрочным летним педагогическим курсам, которые проводились в губернии 7 раз – в Твери (1897, 1899 и 1910 гг.), в г. Бежецке (1900 г.), в г. Старице (1901 г.) и г. Красном Холме (1902 и 1908 гг.).

Ключевые слова: церковно-приходские школы, краткосрочные летние курсы, образовательный уровень учителей, Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, арифметика.

С усилением светской и профессиональной направленности в образовании, с появлением различных типов школ в период XVIII – XIX вв. возникают такие новые категории преподавателей, как «народный учитель», «учитель средней школы». К середине XIX в. образовательный уровень народных учителей оставался чрезвычайно низким. В начале 70-х гг. даже отсутствовал экзамен на звание учителя народного училища и при острой нехватке педагогических кадров его место мог занять любой грамотный человек. Стремясь пополнить недостаток в учительских кадрах, государство освобождало лиц, обладавших учительскими свидетельствами, от несения воинской повинности.

Для церковно-приходской школы практически единственным учителем вплоть до середины 80-х гг. XIX в. являлся священник. Причем, русское православное духовенство представляло такой запас просветительных сил, какое не имело тогда ни одно ведомство, не исключая и министерство просвещения. Появление в 1884 г. «Положения о церковно-приходских школах» коренным образом изменило ситуацию. Параграф 10, указанного документа, расширил круг людей, обладающих правом преподавать в данном типе учебных заведений: «Обучение в церковно-приходских школах производят местные священники или другие, по надлежащей по соглашению, члены притча, а равно особо назначаемых для того, с утверждения епархиального архиерея, учителя и учительницы, под наблюдением священника» [13]. Причем, должность учителя, согласно параграфу 12, получали, преимущественно, лица, окончившие учебные духовные заведения — академии и семинарии. Как отмечал журнал «Церковные Ведомости», духовный семинарист владеет таким образованием, которое превосходит все, что может потребовать народное образование. Светские же лица допускались к преподаванию в церковно-приходские школы в том случае, если те смогли «освоиться с ее духом или даже пройти курс преподавания наук в духовных школах» [14].

В первые 10 лет своего существования церковно-приходские школы Тверской губернии (с 1884 по 1894 гг.), несмотря на отсутствие специальных средств и на то, что в большинстве случаев они находились в непригодных помещениях (церковных сторожках, избах), росли, крепли и развивались.

Учебное дело в большинстве церковно-приходских школах, как показывают отчеты уездных отделений епархиального училищного совета, было поставлено согласно с требованиями и указаниями изданных для них Св. Синодом программ [1, с. 105-114].

Учебные годы в церковно-приходских школах заканчивались выпускными экзаменами, проходившими с 9 апреля до 10 мая. Успеваемость по предметам школьного курса вообще была вполне удовлетворительной. Кроме занятий по образовательным предметам в некоторых школах, в особые часы, проводились дополнительные уроки по рукоделию для девочек [12, с. 6-9].

Образовательный ценз учителей, с постепенным развитием церковно-школьного дела в губернии, более и более улучшался. Пробелы в педагогических знаниях учителей были восполнены краткосрочными летними курсами для учителей. Такие курсы в Тверской губернии, устраиваемые в летнее каникулярное время под общим руководством епархиального наблюдателя, проводились семь раз – в г. Твери (1897, 1899 и 1910 гг.), в г. Бежецке (1900 г.), в г. Старице (1901 г.) и г. Красном Холме (1902 и 1908 гг.). На них слушали методические разъяснения по предметам начальной школы, присутствовали на «типичных» уроках руководителей и сами занимались во временных начальных школах, а также знакомились с церковными напевами и с приемами преподавания пения в школах. На курсах обучалось свыше 500 учителей и учительниц.

Для учителей в церковных школах Бежецкого и Весьегонского уездов в 1900 г. были открыты курсы в г. Бежецке, которые продолжались с 20 июня до 20 июля 1900 г. Курсы прослушали 60 человек. В числе их были 24 учителя ЦПШ, 3 учительских помощника, 1 учитель школы грамоты, 1 кандидат на учительство, 18 учительниц ЦПШ, 11 учительских помощниц и 2 учительницы грамоты. В период проведения курсов было дано 56 практических уроков в начальной школе. Из них 8 «образцовых» даны руководителями, 2 – законоучителями и 46 – учителями и учительницами. Из 56 уроков 3 проведено по Закону Божьему, 9 – по церковному пению, 3 – по церковно-славянской грамоте, 24 – по русскому языку и 17 – по арифметике [4, с. 522-532]. На содержание курсов из средств Св. Синода израсходовано 1776 руб., в том числе: а) на вознаграждение инспекции и руководителей – 751 руб. 50 коп.; б) на приобретение методических руководств и пособий – 36 руб. 64 коп.; в) на вызов учителей и учительниц – 321 руб. 46 коп.; г) на содержание слушателей и слушательниц – 471 руб. 79 коп.; д) на хозяйственные расходы 151 руб. 44 коп.; е) на случайные и мелочные расходы – 43 руб. 17 коп. [5, с. 568].

С 1-го июля до 1-го августа 1902 г. в г. Красном Холме, с разрешения училищного Совета при Св. Синоде, учреждены были курсы для учащих в церковно-приходских школах Весьегонского, Калязинского и Кашинского уездов. На курсы явились, по назначению уездных отделений училищного Совета, 15 учителей церковно-приходских школ, 1 учитель школы грамоты, 3 учительских помощника, 30 учительниц и 2 кандидатки на учительство. Из учителей, слушавших курсы, только один окончил полный курс духовной семинарии, другие вышли из низших классов духовной семинарии или окончили курс в духовном училище. Из учительниц, слушавших курсы, 12 получили полное образование в Царскосельском или епархиальном училище, 3 – в гимназии, 14 – в прогимназии и 1 – с учительским званием.

Значительное количество учителей и учительниц, явившихся на курсы, только один год и даже менее года работали в школе (31%); таких же, которые посвятили школьной деятельности более 5 лет, было сравнительно немного (13 %).

Курсы посещали в здании духовного училища, при этом учителя жили в учебном корпусе, а учительницы – в училищном интернате.

Во время курсов учителя и учительницы посещали практические уроки во временной начальной школе и сами по очереди давали уроки, слушали разбор уроков и из бесед руководителей усваивали запас необходимый для их школьной практики методических приемов. Затем на курсах учителя и учительницы обучались церковному пению и приемам организации школьных хоров. Урокам по пению предавалось особое значение, и по окончании курсов производился экзамен по пению. [6, с. 462-468].

За время курсов слушателям дано было 174 урока. Из них по Закону Божьему – 1, по церковно-славянскому языку – 2, по русскому языку – 17, по арифметике – 22 и по пению – 3. На методические беседы руководителей было употреблено 25 уроков; на занятия по пению – более 80 уроков. Практических уроков в начальной школе было проведено 50. 31 июля был произведен экзамен по церковному пению, получили свидетельства на право организовать хор 12 лиц (7 учителей и 5 учительниц) и удостоверений на право обучать одноголосному церковному пению в школе 26 лиц (9 учителей и 17 учительниц) [7, с. 491-497].

В 1908 г. (от 25 июня по 26 июля) устроены были в г. Красном Холме певческие педагогические курсы для учителей и учительниц церковной школы 5-ти уездов: Бежецкого, Весьегонского, Калязинского, Кашинского и Корчевского. Всех слушавших курсы лиц было 82 (18 учителей и 64 учительницы); 64 лица были командированы на курсы уездными отделениями Епархиального Училищного Совета, другие явились по собственному желанию. Курсы закончились 27 июля совершением литургии и благодарственного молебна, после чего были выданы учителям и учительницам документы о прослушивании курсов и об успехах их в церковном пении. На устройство курсов Синодальным Училищным Советом было отпущено 3000 руб., которые почти все были израсходованы [8, с. 964-967].

В г. Твери 1 июля 1899 г. для учащих в церковных школах были открыты краткосрочные певческие и педагогические курсы, продолжавшиеся до 1 августа. На курсах присутствовали 32 учителя и 48 учительниц, из которых 5 учителей и 5 учительниц явились по собственному желанию. Всех уроков в продолжение курсов было дано 152. Из них 30 состояли в практических занятиях во временной образцовой школе, 78 – в ознакомлении слушателей и слушательниц с теорией пения и изучения церковных песнопений по изданной Училищным Советом при Св. Синоде программе, 13 – в хоровом пении (спевках), 8 – в игре на скрипке и 23 – в разборе практических уроков и беседах по методике предметов начального обучения [2, с. 435-442]. Во внеклассное время слушатели занимались пополнением своих педагогических познаний чтением методических руководств и пособий, к руководителям относились с должным уважением и доверием.

На содержание курсов из сумм Училищного Совета при Св. Синоде отпущено было 3 тыс. руб. Из них 960 руб. истрачено на вознаграждение инспекции и руководителей, 90 руб. – на библиотеку, 90 руб. – на проезд учителей и учительниц, вызванных на курсы, 850 руб. – на продовольствие их в продолжение месяца и 200 руб. – на хозяйственные расходы [3, с. 453-454].

С 25 июня по 25 июля 1910 г. в г. Твери были организованы курсы для учителей и учительниц церковно-приходских школ епархии. Курсы проходили в здании епархиального женского училища. Здесь проводились курсовые занятия, здесь же обедали командированные уездными отделениями епархиального училищного совета. Всех слушавших курсы было 164 лица. Из них 92 (23 учителя и 69 учительниц) были назначены уездными отделениями, остальные явились на курсы по собственному желанию. В числе последних были 10 учителей и 30 учительниц церковно-приходских школ, 3 учителя и 9 учительниц школ Министерства Народного просвещения, 20 кандидатов и кандидаток на учительство [11, с. 525-528].

По сведениям за 1908 г., на учительской службе во всех церковных школах (исключая воскресные) значилось 816 учителей, не считая законоучителей. Из этого количества 765 лиц были в светском звании, другие – члены причта (5 священников, 39 дьяконов, 7 псаломщиков). Из общего числа учащих 343 – лица мужского пола и 473 – женского [9, с. 1059-1062].

В 1908 г. учительский персонал церковно-приходских школ по образовательному цензу был представлен в таком виде: а) 292 лица (около 36%) с полным средним образованием, б) 273 (около 34%) со званием начального учителя или учительницы, в) 16 (около 2%) со специальным педагогическим образованием, г) 74 (около 9%) со званием учителя школы грамоты, д) 161 (около 20%) не имеющих педагогической правоспособности. В школах второклассных – учительских – в 1908 г. преподавали 23 лица (20 учителей и 3 учительницы) со средним образованием, 2 – со специально-педагогическим образованием и только 2 лица со званием начального учителя. Для развития учащихся и пополнения их знаний при школах существовали библиотеки для внеклассного чтения. По статистическим сведениям Тверского Епархиального Училищного Совета за 1908 г., таких библиотек значилось 450 с 99068 названиями книг [9, с. 1068].

Кроме занятий по общеобразовательным предметам, в некоторых церковно-приходских школах (по отчету за 1907-08 у.г. – в 39) с успехом преподавалось рукоделие для девочек, проводились другие дополнительные занятия. Наглядным показателем успехов церковных школ Тверской епархии служат результаты участия их на выставках. Так в 1896 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Н. Новгороде были представлены экспонаты от церковных школ Тверской губернии. Это были фотографии, планы и фасады школьных зданий, письменные и рукодельные работы учащихся, исторические очерки состояния церковно-школьного дела. По окончании выставки Комитетом по устройству был выдан Тверскому Епархиальному Училищному Совету диплом №6174, «за отчетность по уездам, свидетельствующую о заботах по распространению народного образования в епархии и за заботы о постановке обучения рукодельным предметам в церковно-приходских школах».

На Всероссийской церковно-школьной выставке в С.-Петербурге, проходившей 11 мая – 20 июня 1909 г., от Тверской епархии находилось свыше 550-ти экспонатов, а именно: ученические письменные работы – от 60-ти школ, фотографии школьных зданий, отдельных школьных помещений и групп учащихся в разные моменты школьной жизни – свыше 140, рукодельные работы девочек – свыше 250, планы и фасады школьных зданий – свыше 80, исторические записки, описания школьных праздников, экскурсий – до 50, образцовые ученические работы по ремеслам и пчеловодству – свыше 15 и др. [10, с. 11-17].

Как видим, образовательный ценз учителей, с постепенным развитием церковно-школьного дела в губернии, улучшался. Наглядным показателем успехов церковных школ Тверской губернии служат результаты участия их на Всероссийских церковно-школьных выставках, которые проходили в 1896 г. в Н. Новгороде, и с 11 мая по 20 июня 1909 г. в С.-Петербурге.

 

Литература

1. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 15 февраля 1896. №4 Часть неоф.. Год двадцатый. С. 105-114.

2. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 1 сентября 1899. №17. Часть неоф. Год двадцать третий. С. 435-442

3. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 15 сентября 1899. №18. Часть неоф. Год двадцать третий. С. 453-454

4. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 15 октября 1900. №20. Часть оф. Год двадцать четвертый. С. 522-532

5. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 1 ноября 1900. №21. Часть оф. Год двадцать четвертый. С. 568.

6. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 15 сентября 1902. №18. Часть неоф. Год двадцать шестой. С. 462-468.

7. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 1 октября 1902. №19. Часть неоф. Год двадцать шестой. С. 491-497.

8. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 10 ноября 1908. №46. Часть неоф. Год тридцать второй. С. 964-967.

9. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 28. декабря. 1909. №51-52. Часть неоф. Год тридцать третий. С. 1059-1062, 1068.

10. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 4-11. января. 1910. №1-2. Часть неоф. Год тридцать четвертый. С. 11-17.

11. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 12-18 сентября 1910. №37. Часть оф. Год тридцать четвертый. С. 525-528.

12. Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии за 1906-907 учебный год. Тверь: Типография губернского правления, 1907. С. 6-9.

13. Правила о церковно-приходских школах. Вязники. 1889.

14. Церковные Ведомости. СПб., 1885. С. 56-73.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, учитель, учительница, школа, церковное пение, Ведомость, красный Холм, тверь, урок, Училищный Совет.


Похожие статьи

Служебная и общественная деятельность священников...

и нотного пения в Тобольском приходском училище; преподаватель священной истории; наблюдатель церковно-приходских школ по

и отчетов, подчиненных ревизионному контролю при св. Синоде, делопроизводитель училищного правления; член комитета по устройству...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Однако, по факту во многих школах за неимением средств у сельских обществ и в епархиальных училищных советах строительство общежитий затягивалось

Второй учитель А. П. Соседов, окончил курс церковно-учительской школы, преподавал арифметику, геометрию и физику.

Обучение церковному пению как фактор развития...

Именно хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично

11. Смоленский С.В. Курс хорового церковнаго пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии.

«Солнечный листик». Учебно-методическое пособие для...

Преподавание сольного пения в нашей стране традиционно предполагает три этапа: Детская музыкальная школа или Детская школа искусств — Музыкальное училище — ВУЗ или Консерватория.

Развитие профессиональной школы на Урале: Обучение...

Общее количество профессиональных школ в дореформенный период увеличивалось достаточно медленно.

В соответствии с обозначенной целью членами школьного совета

Тем не менее, при этом допускались «общие уроки этого предмета для III и IV классов».

Социальное значение повышения образованности крестьян...

Наблюдение за их работой осуществлял в уезде училищный совет, в который входили

Специально для них были изданы начальные уроки закона Божьего, букварь

Учебные руководства и пособия для учителей церковно-приходских школ выпускались...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме...

Девушки, успешно прошедшие полный курс обучения, приобретали звание учительницы народных училищ [1, с. 9].

Воспитанники основательно изучали латинский и греческий языки, географию, кроме того обязательным предметом было церковное пение [6, с. 117].

Модернизация системы подготовки педагогических кадров...

В церковно-учительских школах трехгодичный курс включал закон Божий, историю церкви, церковнославянский язык, церковное пение

учителя, повторением училищного курса и чтением указанных им книг и помогают ему в классном преподавании, повторяя, по его...

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»

ученик, ребенок, познавательный интерес, начальная школа, учитель, урок, задание, познавательный интерес учащихся, педагогическое мастерство.

Похожие статьи

Служебная и общественная деятельность священников...

и нотного пения в Тобольском приходском училище; преподаватель священной истории; наблюдатель церковно-приходских школ по

и отчетов, подчиненных ревизионному контролю при св. Синоде, делопроизводитель училищного правления; член комитета по устройству...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Однако, по факту во многих школах за неимением средств у сельских обществ и в епархиальных училищных советах строительство общежитий затягивалось

Второй учитель А. П. Соседов, окончил курс церковно-учительской школы, преподавал арифметику, геометрию и физику.

Обучение церковному пению как фактор развития...

Именно хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично

11. Смоленский С.В. Курс хорового церковнаго пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии.

«Солнечный листик». Учебно-методическое пособие для...

Преподавание сольного пения в нашей стране традиционно предполагает три этапа: Детская музыкальная школа или Детская школа искусств — Музыкальное училище — ВУЗ или Консерватория.

Развитие профессиональной школы на Урале: Обучение...

Общее количество профессиональных школ в дореформенный период увеличивалось достаточно медленно.

В соответствии с обозначенной целью членами школьного совета

Тем не менее, при этом допускались «общие уроки этого предмета для III и IV классов».

Социальное значение повышения образованности крестьян...

Наблюдение за их работой осуществлял в уезде училищный совет, в который входили

Специально для них были изданы начальные уроки закона Божьего, букварь

Учебные руководства и пособия для учителей церковно-приходских школ выпускались...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме...

Девушки, успешно прошедшие полный курс обучения, приобретали звание учительницы народных училищ [1, с. 9].

Воспитанники основательно изучали латинский и греческий языки, географию, кроме того обязательным предметом было церковное пение [6, с. 117].

Модернизация системы подготовки педагогических кадров...

В церковно-учительских школах трехгодичный курс включал закон Божий, историю церкви, церковнославянский язык, церковное пение

учителя, повторением училищного курса и чтением указанных им книг и помогают ему в классном преподавании, повторяя, по его...

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»

ученик, ребенок, познавательный интерес, начальная школа, учитель, урок, задание, познавательный интерес учащихся, педагогическое мастерство.

Задать вопрос