Библиографическое описание:

Кацев М. И. Сейм Латвийской Республики и институт референдума // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 141-144.

Сейм (лтш. Saeima) – высший орган законодательной власти, однопалатный парламент Латвийской Республики, вернувший свое историческое наименование. Его деятельность регулируется Конституцией (Главы 2. Сейм и 5. Законодательство), Регламентом работы Сейма 1994 г. (последняя редакция 16.07.2009 г.) и Кодексом этики депутатов 2006 г. (последняя редакция 16.07.2009 г.)[1].

По форме правления Латвия – парламентарная республика. Парламенту отведена ключевая роль в государственном механизме латвийского государства. Являясь единственным органом, полномочия которого исходят непосредственно от суверенного народа, Сейм доминирует в системе органов государства. Именно он избирает Президента Республики и имеет решающее влияние на формирование правительства. Конституция Латвии в полном соответствии с господствовавшей в момент ее принятия доктриной либерально-демократического государства детально прописывает не только порядок формирования, но и систему внутренней организации парламента, статус его членов, законодательную процедуру.

Каждый новый состав правительства должен получить вотум доверия со стороны Сейма. При выражении парламентом недоверия главе правительства в отставку должен уйти весь Кабинет Министров (ст. 59). Парламент активно использует предоставленные Конституцией инструменты контроля за правительством, в числе которых наиболее эффективными можно назвать депутатские вопросы и интерпелляции (ст. 27). По требованию не менее 1/3 депутатов Сейм создает следственные комиссии для рассмотрения конкретного вопроса.

Сейм формируется на основании всеобщего, равного, прямого, тайного голосования по пропорциональной системе[2]. Срок полномочий Сейма после изменений, внесенных в Конституцию в 1997 г., увеличен на год и равен четырем годам. Активное избирательное право принадлежит полноправным гражданам Латвии, достигшим 18 лет, а после достижения 21 года у них возникает и право быть избранными в члены парламента.

Статус депутата Сейма определен в традиционных для европейских конституций стандартах. Депутаты, выступая как представители всей нации, не связаны императивным мандатом и не могут быть отозваны избирателями (ст. 14). Они обладают иммунитетом от судебного, административного и дисциплинарного преследования за голосование или мнения, высказанные в ходе исполнения депутатских обязанностей. Все ограничения депутатской неприкосновенности (арест, обыск, судебное преследование) возможны только после получения согласия на эти действия со стороны Сейма (либо в период между сессиями – его президиума).

В связи с этим заслуживают внимания два положения Конституции, допускающие преодоление депутатского иммунитета. Первое вполне традиционно: застигнутый на месте совершения преступления депутат может быть арестован. А вот второе встречается реже. Конституция допускает привлечение депутата к судебной ответственности в случае распространения им ложных, порочащих честь сведений либо сведений, касающихся частной или семейной жизни. В таком случае депутат может быть привлечен к ответственности, даже если при этом находится при исполнении своих служебных обязанностей; последующая санкция Сейма также не требуется (ст. 28).

Сейм работает в сессионном порядке, причем его заседания могут проводиться лишь при участии не менее 1/2 депутатов.

Допускается совмещение депутатского мандата и членства в Кабинете Министров. Единственным ограничением для депутата Конституция называет запрет на получение заказов и концессий от государства (в т.ч. и на имя другого лица). Все остальные вопросы депутатского статуса решаются в регламенте Сейма.

Конституция не предусматривает возможности самороспуска Сейма. Роспуск парламента может быть инициирован только Президентом. Однако характер взаимоотношений этих органов по Конституции таков, что эта процедура имеет обоюдоострый характер и может стоить Президенту его поста. В полном соответствии с главенствующей ролью парламента вопрос о его роспуске может быть решен только избравшим его народом. По инициативе Президента проводится народное голосование (референдум), и только в случае одобрения решения о роспуске более чем 1/2 его участников Сейм считается распущенным. При ином исходе голосования (более 1/2 голосует против роспуска) со своего поста смещается Президент (ст. 48, 50).

Конституция определяет компетенцию парламента через призму его основной функции – осуществление законодательной власти, поместив соответствующие предписания именно в раздел о законодательстве. Парламент Латвии – орган с относительно определенной компетенцией. При этом Конституция устанавливает сферу исключительных законодательных полномочий Сейма, в пределы которой не может вторгаться второй субъект, наделенный правом осуществлять законодательную власть – народ. Так, на народное голосование нельзя выносить законы о бюджете, о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении действия режима исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами (ст. 73)[3].

Все остальные законопроекты могут быть предметом народного голосования, которое Конституция позволяет использовать и как своеобразный третейский суд в конфликте между государственными органами. Подобная ситуация вполне соотносима с принципом народного суверенитета.

Обратим внимание, к примеру, на механизм, предусмотренный ст. 72 Конституции. Президент Республики наделен правом задержать опубликование закона на два месяца (он также обязан это сделать по требованию не менее 1/3 депутатов). Закон, не подписанный Президентом, может быть вынесен на народное голосование, в ходе которого и решается конфликт между парламентом и Президентом (либо сторонниками и противниками закона среди депутатов). Однако сам референдум может состояться только по требованию не менее 1/10 части избирателей. При этом важно соблюдение следующих процедурных правил: Президент или депутаты могут воспользоваться своим правом лишь в течение семи дней после принятия закона. Избиратели могут инициировать проведение референдума только в течение двух месяцев. При нарушении указанных правил народное голосование не может состояться и закон подлежит безусловной публикации.

Закон может быть отменен, если в референдуме примет участие не менее 1/2 избирателей, участвовавших в выборах последнего состава парламента. При этом Конституция предусматривает два пути, по которым парламент в этой ситуации может защитить свое решение и не допустить отмены закона. Так, Сейм может повторно одобрить закон, но уже 3/4 голосов всех депутатов. Или же он может принять решение о срочности закона (ст. 75). Решение, принятое не менее чем 2/3 голосов, не только блокирует возможность отказать в его опубликовании, но и не позволяет Президенту требовать повторного его рассмотрения, т.е. блокирует право президентского вето.

Наличие механизма референдума в латвийской Конституции представляется весьма эффективным. Очевидно, что так же, как и большинство государств Восточной Европы, Латвия переживает сложнейший процесс становления политических институтов общества; правительственные кризисы здесь – привычное явление. Отношения как между парламентом и Президентом, так и между фракциями парламента, а также парламентом и правительством слишком сложны. Возможность выхода за пределы системы государственных органов для решения конфликта между ними иногда может сыграть и определенную профилактическую роль.

Рассмотренный механизм уже был несколько раз применен. Так, в результате референдума, проведенного в октябре 1998 г. в связи с отказом Президента Гунтиса Ульманиса опубликовать поправки к Закону «О гражданстве», значительно либерализирующие порядок его получения, последние все же вступили в силу.

Предыдущий Президент Республики Вике-Фрейберга приняла решение об отказе в опубликовании принятого Сеймом законопроекта, вносящего изменения в Закон о пенсиях, буквально в первые месяцы после избрания. Так, 5 августа 1999 г. Сейм поддержал правительственные поправки к закону о пенсиях, предполагающие повышение пенсионного возраста, запрет на получение пенсий работающими пенсионерами и отмену ряда социальных льгот (51 голос был подан «за» и 36 – «против» законопроекта). В качестве ответного шага 35 депутатов от оппозиции обратились к Президенту с просьбой о введении в действие механизма ст. 72 Конституции. Партнеры по правящей коалиции еще до окончания двухмесячного срока внесли в Сейм более либеральный вариант поправок. Однако к этому моменту Центральная избирательная комиссия уже назначила дату проведения референдума. В голосовании приняло участие только 25% имеющих право голоса, и его результаты признаны недействительными. Однако показательно, что 95% пришедших на голосование высказались за отмену поправок[4].

Важным документом, регулирующим работу парламента, является Регламент работы Сейма[5]. Он определяет положение и полномочия депутатов и должностных лиц, правила процедуры заседаний, деятельность комиссий, правила формирования бюджета парламента, участие Сейма в законодательной деятельности Европейского Союза, разделение депутатов на фракции и политические блоки.

Согласно Регламенту работы, латвийский парламент состоит из 100 депутатов, избираемых гражданами по 5 округам – Рижскому, Видземскому, Латгальскому, Земгальскому и Курземскому. Установленная периодичность выборов – раз в 4 года (до Шестого Сейма – раз в 3 года), выборы проходят в первую субботу октября (кроме выборов Пятого Сейма). Система выборов – пропорциональная. Для участия в распределении мест список должен преодолеть 5% барьер (до выборов Пятого Сейма этого барьера не было).

«Моральная сторона» работы Сейма регламентирована в т.н. Кодексе этики депутатов[6], принятом в марте 2006 г. В ст. 1 определена главная цель этого документа – «установить высокие стандарты поведения и таким образом повысить доверие общества к Сейму».

Кодекс этики включает в себя принципы профессиональной этики депутатов, которые необходимо соблюдать в отношении к работе, во взаимном общении, а также в отношениях с другими институтами и обществом (ст. 3) Согласно Кодексу, депутаты несут моральную ответственность за свои действия (речи, голосование и др.); они не могут ссылаться на давление со стороны представителей правительства, партий или других лиц, «чтобы оправдать голосование против своей совести». Депутат признает свои ошибки и старается исправить их (ст. 6).

Некоторые статьи Кодекса регламентируют публичные выступления депутата: в публичных высказываниях он должен избегать употребления слов, жестов и других действий, «несовместимых с достоинством Сейма»; депутат опирается на факты, их честную интерпретацию и аргументацию (ст. 7); депутат совершенствует свои навыки речи и государственного языка (ст. 18); депутат воздерживается от выставления себя напоказ на трибуне Сейма как самоцели (ст. 19).

В Кодексе затрагивается и личная жизнь депутата: «в своей личной жизни он не делает ничего такого, что подрывало бы престиж Сейма или вызывало бы сомнения в его способности добросовестно выполнять обязанности депутата» (ст. 20).

Всего, по мнению латвийских историков права, действовало девять Сеймов, включая нынешний («Народный Сейм» времен Латвийской ССР они не признают):

·         Первый Сейм 1922 – 1925 гг.;

·         Второй Сейм 1925 – 1928 гг.;

·         Третий Сейм 1928 – 1931 гг.;

·         Четвертый Сейм 1931 – 1934 гг. (распущен при государственном перевороте К. Улманиса);

·         «Народный Сейм» 1940 г., к выборам допущен только просоветский Блок трудового народа;

·         Пятый Сейм 1993 – 1995 гг.;

·         Шестой Сейм 1995 – 1998 гг.;

·         Седьмой Сейм 1998 – 2002 гг.;

·         Восьмой Сейм 2002 – 2006 гг.;

·         Девятый Сейм с 2006 г.

Действующим Председателем Сейма является Гундарс Даудзе (лтш. Gundars Daudze)[7], от Союза зеленых и крестьян.

Состав действующего Сейма по фракциям:[8]

·         Народная партия — 21, правящая;

·         «Новое время» — 14, правящая;

·         Союз зелёных и крестьян — 17, правящая;

·         Центр согласия — 18, оппозиция;

·         Латвийская первая партия/»Латвийский путь» — 10, оппозиция;

·         «Отечеству и свободе»/ДННЛ — 5, правящая;

·         ЗаПЧЕЛ — 5, оппозиция;

·         Гражданский союз - 7, правящая;

·         Общество за Другую Политику - 2, оппозиция;

·         Беспартийные – 1.

Таким образом, правящая коалиция состоит из 64 депутатов, оппозиция – из 35, 1 беспартийный.

Согласно Регламенту работы Сейма, действуют 16 комиссий:

·         По обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции;

·         По иностранным делам;

·         По бюджету и финансам (налогам);

·         По правам человека и общественным делам;


·         По европейским делам;


·         По образованию, культуре и науке;

·         Юридическая;

·         Мандатная, по этике и заявлениям;

·         По национальной безопасности;

·         По запросам;

·         По исполнению Закона о гражданстве;

·         По публичным расходам и ревизиям;

·         Хозяйственная;

·         По социальным и трудовым делам;

·         По народнохозяйственной, аграрной, экологической и региональной политике;

·         По государственному управлению и самоуправлениям.



[1] Тексты законов приводятся на сайте Сейма Латвийской Республики http://www.saeima.lv

[2] Первые выборы в латвийский парламент после признания государственной независимости страны были проведены 5 и 6 июня 1993 г. Выборы проводились на основании положений Закона от 9 июня 1922 г., что должно было подтвердить верность историческим традициям латышской государственности. Поскольку еще не были приняты законы о гражданстве и порядке натурализации, в голосовании могли участвовать только граждане Латвии по состоянию на июнь 1940 г. и их потомки (что составило примерно 71% от общей численности населения, обладающего избирательными правами). Однако поскольку латвийское гражданство до 1940 г. могли получить не только этнические латыши, приблизительно 1/3 современного нелатышского населения смогла участвовать в выборах.

Как и в большинстве государств, вышедших из состава СССР, в Латвии первые избирательные кампании тех лет были своеобразным смотром и проверкой на прочность для многочисленных политических движений и организаций. В парламентских выборах участвовали 23 партии и блока, но лишь восьми из них удалось преодолеть 4% барьер.

[3] Конституция еще раз очерчивает исключительную законодательную компетенцию парламента, когда определяет предмет постановлений Кабинета Министров, имеющих силу закона. Право на их издание правительство получает в период между сессиями Сейма при возникновении неотложной необходимости. Такие постановления не могут изменять законы, перечисленные в ст. 81 Конституции. Обращает внимание один из пунктов этого перечня - не могут быть изменены Кабинетом Министров, независимо от их предмета, законы, принятые действующим в тот момент Сеймом.

[4] Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. N 1., стр. 108

[5] Kārtības rullis, сайт Сейма Латвийской Республики http://www.saeima.lv/Likumdosana/likumdosana_kart_rullis.html   

[6] Saeimas deputātu ētikas kodekss, сайт Сейма Латвийской Республики http://www.saeima.lv/Likumdosana/likumdosana_kart_rullis.html

[7] Родился 9 мая 1965 г. в Риге.  В 1989 г. окончил ф-т Педиатрии Рижского медицинского института. Работал в районной больнице в г. Вентспилс. С 1996 г. – главный врач. С 1997 г. – заместитель Председателя Комитета здравоохранения Городской думы Вентспилса. С 2001 г. – член правления политической организации «Для Латвии и Вентспилса», вскоре был избран Председателем Комитета закупок.

В 2006 г. Даудзе был избран в Сейм девятого созыва от Союза зеленых и крестьян, в ноябре этого же года утвержден в должности парламентского секретаря Министерства здравоохранения. 24 сентября 2007 г. был избран Председателем Сейма.

 

[8] Сайт Сейма Латвийской Республики http://www.saeima.lv/deputati/1deputati_frakcijas.html

Основные термины: народное голосование, депутатов Сейм, Сейм Латвийской Республики, ·         Четвертый Сейм, ·         Третий Сейм, ·         Шестой Сейм, ·         Пятый Сейм, ·         Второй Сейм, работы Сейма, участников Сейм, этики депутатов, Председателем Сейма, полномочий Сейма, стороны Сейма, компетенцию парламента, этики депутатов 2006 г, предусмотренный ст, действие механизма ст, депутата Сейма определен, Президент Республики

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle