Предупреждение незаконной добычи водных биоресурсов (на примере Камчатского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 1848 раз

Библиографическое описание:

Бобкова, С. С. Предупреждение незаконной добычи водных биоресурсов (на примере Камчатского края) / С. С. Бобкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 124-130. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1100/ (дата обращения: 25.04.2024).

Для современных отношений в сфере использования и охраны водных биологических ресурсов характерны прогрессирующие процессы криминализации, ярко проявляющиеся в области добычи рыбы и иных водных животных. Ученые и практики, обобщившие опыт уголовно-правовой борьбы с незаконной добычей водных биоресурсов в отдельных регионах и в пределах всей России, справедливо констатируют: «Рыбная отрасль в последние годы на 30–40% стала «теневой». Ежегодный прирост регистрируемых преступлений составляет 30%, причиняемый ими ущерб возрос в 10–16 раз»[1].

Рост масштабов незаконного воднодобывающего промысла влечет катастрофические последствия для окружающей среды: нарастающие темпы незаконного хищнического уничтожения водных биоресурсов ведет к исчезновению ценных промысловых и экологически значимых видов водной фауны и флоры, лишает науку возможности объективно определять фактическую величину изъятия гидробионтов из среды обитания, прогнозировать перспективу их правомерного промысла, мероприятия по сохранению их запасов[2].

Хочется отметить, что в промысловых районах, прилегающих к Камчатскому полуострову, находятся запасы водных биологических ресурсов, равные 70% общих запасов дальневосточных морей и 30% ресурсов всей Российской Федерации. Зона контроля правоохранительных и рыбоохранных органов Камчатского края охватывает акваторию Тихого океана, Берингова и Охотского морей площадью более 1 млн км2.

Географическое положение Камчатского края и прогрессирующие процессы криминализации в сфере использования и охраны водных биологических ресурсов определяют в качестве приоритетного направления деятельности прокуратуры Камчатского края борьбу с незаконной добычей водных биологических ресурсов путем осуществления надзора за деятельностью правоохранительных органов, координации их деятельности и уголовного преследования нарушителей уголовного закона.

На наш взгляд, общая оценка обстановки, сложившейся в сфере промысла и сохранения водных биоресурсов на Камчатке, свидетельствует о том, что правоохранительные и контролирующие органы региона продолжают действовать в условиях широкомасштабного, имеющего тенденцию к росту, сверхлимитного вылова наиболее валютоемких объектов морского промысла. Одновременно имеет место неконтролируемый вывоз биоресурсов из исключительной экономической зоны Российской Федерации на внешний рынок как российскими, так и иностранными рыбопромышленными предприятиями различных форм собственности. В результате ежегодно увеличивается и без того высокий уровень правонарушений и преступлений в сфере промысла морских водных биологических ресурсов, что позволяет рассматривать нарушения законодательства в данной области как существенную угрозу национальной безопасности. По самым скромным оценкам, сумма ежегодного ущерба, наносимого браконьерством экономике России, оценивается в размере не менее 2,5 млрд долл. США[3].

С 2002 по 2008 г. в Камчатском крае возбуждено 194 уголовных дела о преступлениях, совершенных в сфере добычи и оборота морских биоресурсов. Число уголовных дел за указанный период выросло более чем в 3 раза: если в 2002 г. возбуждено 10 уголовных дел, то в 2007 г. - уже 33, а за 9 месяцев 2008 г. - 36. Только за 2007 г. судами удовлетворено 18 заявленных прокурорами исков в рамках уголовных дел на сумму 106 млн 82 тыс. руб. В текущем году уже заявлено 29 исков на сумму 45,8 млн руб.

Необходимо признать, что ежегодный прирост регистрируемых преступлений не свидетельствует об улучшении борьбы с преступностью, а лишь пропорционально отражает рост масштабов незаконного рыбодобывающего промысла.

Криминологически доказано, что необходимыми предпосылками организации эффективной борьбы с незаконной добычей биоресурсов является установление причин и условий, способствующих незаконной деятельности, определение особенностей детерминации преступных проявлений[4] - так называемых «криминогенных детерминант».

Следует отметить, что причины преступных посягательств, продуцирующие преступность в данной сфере, кроются в несовершенстве экономических отношений, а также в нерациональной государственной политике в рыбодобывающей отрасли российского национального хозяйства, что порождает криминализацию указанной сферы и дает возможность получения сверхприбылей. Промышленное морское и водное браконьерство рассматривается в качестве одного из высокодоходных экономических преступлений[5].

Процесс детерминации преступности определяют и условия, способствующие формированию, проявлению и реализации причин совершения преступлений данного вида, среди которых нельзя не выделить коррупционные проявления во всех звеньях природоохранной и рыбодобывающей деятельности - от процесса распределения квот до реализации биоресурсов, зачастую перерастающие в самостоятельную неконтролируемую деятельность; нерациональное использование конфискованного имущества - судов, осуществлявших браконьерский промысел; недостатки в организации деятельности правоохранительных органов, в том числе и прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.

Браконьерство по праву можно считать показательным примером организации теневой отрасли экономики, создавшей сложные иерархические системы, легко приспосабливающиеся к любым изменениям действующего законодательства. Незаконный промысел в России - это эффективно организованный бизнес, отлично встроившийся в современные экономические реалии и систему государственного управления. Масштабы этого явления косвенно можно оценить по объемам рыбы и морепродуктов в Японию и Корею, превышающим объемы допустимых уловов по некоторым видам биоресурсов в 1,5 раза и более[6].

Следует учитывать, что из общей добычи рыбы и морепродуктов только 20-40% реализуется в России, остальная масса продается в иностранных портах или иностранным судам непосредственно в районе промысла. При этом уничтожаются и выбрасываются за борт биоресурсы, не пользующиеся спросом за рубежом, сбиваются международные цены, что снижает налоговые поступления и способствует укрытию выручки и невозвращению в страну валютных средств[7].

В 2007 г. вынесен приговор суда по крупнейшему на Камчатке и в России «крабовому делу» учредителю ЗАО «Маримпекс» и «Чукотрыба» Алексею Козлову. Следствие прокуратуры Камчатского края собрало и представило в суд 120 томов доказательств широкомасштабной браконьерской деятельности этого предпринимателя, проживавшего на территории США, являвшегося фактическим собственником российских предприятий и рыбодобывающих судов. В период промысла краба на континентальном шельфе Российской Федерации он давал капитанам судов по спутниковой системе «Инмарсат» указания о сокрытии от учета фактического количества и вида выловленного сырца краба, произведенной из него крабовой продукции, планируемой к реализации на рынках США и Японии. В результате сокрыта добыча более 3 тыс. т сырца различных видов краба, чем причинен экологический ущерб природным ресурсам на сумму более 130 млн руб. По совокупности преступлений Козлов признан виновным в злоупотреблении полномочиями и легализации денежных средств и приговорен к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

По сути, единственным методом борьбы с таким способом незаконного лова считается проведение досмотровыми группами пограничных судов проверок в контрольных точках. Вместе с тем, в соответствии с Положением о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов, утвержденным в 1999 г. совместным приказом Федеральной пограничной службы и Госкомрыболовства, не предусмотрено постоянное нахождение патрульных кораблей в этих точках, а равно обязанность капитанов промысловых судов дожидаться их прихода с целью проведения контрольных мероприятий. Эффективность данного метода невелика и потому, что проведение проверочных мероприятий в море при неблагоприятных погодных условиях зачастую просто невозможно.

Практика показывает, что промысловые суда официально зарегистрированных и занимающихся легальным бизнесом предприятий осуществляют незаконную добычу биоресурсов, как правило, путем укрытия от учета части улова, с неотражением его в судовых журналах и судовых суточных донесениях, с искажением коносаментов, заменой видового состава рыбопродукции и соответствующей маркировки. Именно такие обстоятельства выявлены следователями Камчатской прокуратуры при расследовании уголовного дела в отношении капитана плавбазы «Курильская гряда». По данным следствия, незаконная деятельность на судне была организована по определенной схеме, позволяющей принимать с судов-добытчиков браконьерские уловы минтая, перерабатывать их и отгружать нелегально произведенную продукцию на транспортные суда. При каждой неучтенной отгрузке создавался «дефицит», который, в свою очередь, вновь пополнялся неучтенной продукцией до допустимых показателей. В схеме было задействовано 8 добывающих и 3 транспортных судна и произведено 1200 т продукции, не зарегистрированной в судовых документах и суточных донесениях.

На наш взгляд, мероприятия по установлению и задержанию браконьеров в Дальневосточном бассейне - не единственная мера. Желательны также действия, которые стимулировали бы заход отечественных рыбопромысловых судов в российские порты, продажу добытой рыбы на территории России. Считаем, что целесообразно законодательно запретить прямой вывоз из России морепродуктов, добытых в исключительной экономической зоне, введя обязательный учет и декларирование всех добытых биоресурсов в российских портах с тем, чтобы добытая рыбопродукция оформлялась на таможенной территории России. Таким образом, экспорт рыбопродукции должен быть разрешен только после захода судна в ближайший российский порт по пути следования и таможенного оформления груза. Принятие нормативной правовой базы, четко регулирующей порядок реализации продукции из водных биоресурсов, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, позволит упорядочить рыночные экономические отношения в данной сфере.

Однако указанные методы борьбы с браконьерством неприменимы по отношению к «пиратским» судам, откровенно ведущим незаконный промысел. Если в 90-е гг. незаконным промыслом, так или иначе, занимались почти все компании, то в настоящее время произошла достаточно четкая их сегментация. Часть компаний окончательно и бесповоротно ушла в тень, став браконьерами в классическом смысле этого слова. Именно они являются главными фигурантами знаменитых "морских гонок", заканчивающихся либо бегством в территориальные воды других стран, либо стрельбой, иногда даже и стрельбой на поражение. Это фирмы-однодневки, откровенно ведущие незаконный промысел с «пиратскими» судами, не внесенными в регистр, либо находящиеся в районах разрешенного лова суда-двойники с одинаковым названием и техническими характеристиками. Экономической основой их деятельности является повышенный спрос на валютоемкие водные биоресурсы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, и в первую очередь, в Японии. О широкомасштабной сдаче такими судами рыбопродукции в иностранных портах свидетельствуют данные российских консульств.

Ярким примером подобной деятельности является обнаружение пограничным патрульным кораблем 22.12.05 промыслового судна «Саурдоу», производящего незаконный вылов краба. Судно не имело приписки к портам Российской Федерации, разрешения, лицензии, судовой роли экипажа и других документов, регламентирующих ведение промысла водных биоресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Оно было остановлено только после применения бортового оружия, пуска ракет патрульным самолетом и получения пробоины в носовой части. Вместе с тем, после снятия досмотровой группы судно вновь пыталось скрыться. Следователи Камчатской природоохранной прокуратуры смогли осуществить задержание экипажа и руководителя только в порту Корсаков Сахалинской области, доставив подозреваемых в город Петропавловск-Камчатский самолетом пограничной авиации. В настоящее время уголовное дело рассматривается судом[8].

Как ни странно это звучит, но владельцем значительной части судов-браконьеров является Российская Федерация. Как показывают материалы прокурорского надзора, условием, способствующим совершению браконьерства, является передача конфискованных судов в аренду коммерческим структурам.

Например, в августе 2008 г. в результате широкомасштабной операции с использованием авиации и патрульных судов в территориальных водах Охотского моря на промысле живого краба задержан СТР «Гарус», находящийся в аренде у сахалинского ООО «Океанресурс». Ранее, в марте 2007 г. судно конфисковано по решению Петропавловск-Камчатского городского суда в доход государства с последующей передачей в аренду указанному предприятию. Аналогичная судьба у других браконьерских судов, собственником которых стала Российская Федерация: судна «Ария», по инициативе прокурора уже второй раз конфискованного судом, а также траулера «Амарель», краболовов «Сергач» и «Сильвер Фин». Все указанные суда были переданы территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в аренду коммерческим структурам. Это не нарушает действующего законодательства, но и не исключает дальнейшего использования судов на браконьерском промысле при невозможности их повторной конфискации. По нашему мнению, конфискованные суда после обращения в доход государства целесообразно продавать, что обеспечит реальное поступление денежных средств в федеральный бюджет и не будет препятствовать повторной конфискации в случае незаконного промысла новым собственником.

Следует отметить, что серьезнейшей проблемой является незавершенность формирования нормативной правовой базы на федеральном уровне. Достаточно сказать, что из более чем 30 нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в развитие Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», принят лишь один - «Типовые правила рыболовства». Отсутствует необходимая нормативная правовая база для закрепления рыбопромысловых участков за пользователями на конкурсной основе, а также типовые правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Наличие пробелов законодательства, прежде всего федерального, а также неправомерные действия федеральных и региональных органов исполнительной власти обусловили сложную экономическую ситуацию с распределением биоресурсов на Камчатке, что вызвало обострение социальной напряженности в обществе и массовые протесты рыбаков.

Прокуратурой Камчатского края в ходе общенадзорных проверок неоднократно выявлялись письма должностных лиц Министерства сельского хозяйства и Госкомрыболовства, адресованные органам исполнительной власти субъекта РФ, по вопросам распределения квот на биоресурсы. В нарушение Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009, они издавались в непредусмотренной форме (издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается), без согласования действий Министерства сельского хозяйства, Минэкономразвития и Минфина, и без обязательной государственной регистрации.

Одно из серьёзных препятствий в борьбе с браконьерством - коррупция, пронизывающая все стадии - от распределения квот на вылов биоресурсов, контроля за промысловой деятельностью судов в море, до процесса перемещения, транспортировки и реализации изъятой и конфискованной рыбопродукции, которая обусловлена обострением конкуренции в получении квот, растущим дисбалансом между количеством и мощностями флота и рыбными запасами[9]. Тем, кто не получил квот либо получил их в недостаточном количестве, приходится либо уходить из бизнеса, либо становиться браконьерами, чтобы компенсировать свои убытки.

Прокуратурой края предъявлено обвинение в халатности вице-губернатору Камчатского края, одновременно занимавшему пост председателя межведомственной комиссии по определению долей для прибрежного рыболовства, вследствие бездействия которого оказались не распределенными квоты на добычу краба (в 2006 г. - 1471 т, а в 2007 г. - 465 т), что, по заключению Счетной палаты РФ, повлекло причинение крупного ущерба государству на сумму 133 млн 740 тыс. руб. Расследование дела завершено, обвиняемый и его защитник знакомятся с материалами уголовного дела.

Полагаем необходимым в ближайшее время на федеральном уровне разработать нормативную правовую базу, обеспечивающую регулируемый «прозрачный» оборот долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов, поскольку отсутствие четких правил распределения квот и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами в условиях обострения конкуренции и сокращения сырьевой базы продуцирует браконьерство и порождает коррупцию во всех звеньях рыбодобывающей сферы.

Деятельность должностных лиц, находящихся непосредственно на рыбодобывающих судах и уполномоченных контролировать использование водных биологических ресурсов, также зачастую идет вразрез с интересами государства. Так, приговором Петропавловск-Камчатского городского суда признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), инспектор рыбоохраны Камчатской госморинспекции Северо-Восточного пограничного управления ФПС Виталий Химионов, ненадлежаще исполняющий свои обязанности по контролю за ведением промысла траулером «Тайко Мару 63», что повлекло причинение ущерба рыбным запасам на сумму свыше 5 млн руб.

Весьма неблагоприятно на состоянии законности в области обеспечения сохранности водных биоресурсов сказывается противоправная практика деятельности научных учреждений, когда под видом добычи для исследования фактически ведется незаконное промышленное рыболовство. Так, в июле текущего года в акватории Берингова моря по следственному поручению прокуратуры задержан СРТМ-К «Алгазея», работающий по научной программе исследования тихоокеанских лососей Федерального агентства по рыболовству и по рейсовому заданию проведения научно-исследовательских работ ФГУП «Нацрыбресурсы». По данным следствия прокуратуры, капитан судна и научные сотрудники почти троекратно занижали размеры суточных выловов лососей в официальных научных и рыбопромысловых судовых документах. Из 75 т находящейся на борту продукции, выпущенной из добытого сырца, по документам проведено немногим более 25 т. Таким образом, реализация научной программы имела фактически ничтожный результат, а экологический ущерб, причиненный государству, составил более 28 млн руб. Промысел и отгрузка продукции с судна велся под контролем инспекторов КГМИ и Россельхознадзора.

Заключительным звеном цепи коррупционных проявлений в сфере оборота водных биологических ресурсов являются нарушения при реализации изъятой правоохранительными органами незаконно добытой рыбопродукции. Прокуратурой края направлено в суд уголовное дело в отношении руководителя Камчатского регионального отделения Российского фонда федерального имущества (РФФИ) в совершении 3 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). По данным следствия, действия этого руководителя регионального отделения РФФИ, уполномоченного пополнять бюджет государства за счет продажи арестованного, изъятого и конфискованного имущества, шли вразрез с интересами государства. Через несколько месяцев после его назначения «заработала» схема незаконной реализации имущества, позволившая ее новому руководителю удовлетворить личные интересы. Нарушая порядок реализации арестованного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации и не получая полной оплаты стоимости указанного имущества, руководитель РФФИ заключил несколько договоров купли-продажи арестованного имущества, а также выдал доверенность предпринимателю на получение рыбопродукции, переданной для реализации в РФФИ. Особенность сделок была такова, что оплата данной рыбопродукции предпринимателями не производилась, и деньги в бюджет Российской Федерации не поступали, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в виде ущерба бюджету на сумму свыше 2 млн руб[10].

Другой проблемой, препятствующей искоренению или снижению числа преступлений, является огромная пропасть, лежащая между декларированием официальными лицами и средствами массовой информации того факта, что браконьерство в исключительной экономической зоне России представляет собой угрозу национальной и экономической безопасности, и имеющейся правовой действительностью.

Установленная законодателем ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 253 и 256 УК РФ, неадекватна их общественной опасности, поскольку закон относит эти преступления к категории небольшой тяжести. Даже за незаконную добычу водных животных, совершенных организованной группой (ч. 3 ст. 256 УК РФ), максимальное наказание виновным не может превышать 2 лет лишения свободы. Необходимо усилить контроль за исполнением законодательства о водных биологических ресурсах и обеспечить защиту интересов государства, чтобы и капитан судна, и директор компании, отправляясь на незаконный промысел, четко понимали - впереди их ждет лишение свободы, а браконьерское судно будет конфисковано. Для этого следует внести изменения в уголовное и административное законодательство, ужесточив ответственность за нарушение соответствующих норм[11].

Наряду с уголовно-правовыми мерами - привлечением к уголовной ответственности капитанов судов и организаторов преступного промысла, с целью предупреждения совершения преступлений в данной сфере следует применять административные меры воздействия на нарушителей закона. Органами прокуратуры Камчатского края активно используются полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц - владельцев рыбодобывающих судов. В 2007 г. по постановлениям прокуроров за нарушение правил промысла в доход государства конфисковано 11 крупнотоннажных морских промысловых судов, что вдвое больше, чем за все предыдущие годы со времени введения указанной административной санкции в июле 2002 г.; 11 судов обращено в доход государства в текущем году. Общая сумма штрафных санкций по указанным делам составляет 161 млн руб.

Полагаем, что конфискация судов, их оборудования, орудий незаконного лова в рамках производства об административном правонарушении в отношении юридических лиц, наряду с уголовным преследованием капитанов судов и иных должностных лиц, позволяет обеспечить комплексный подход в профилактике незаконной добычи и оборота биоресурсов.

Не секрет, что отсутствие упорядоченности и координации в деятельности правоохранительных органов в сфере контроля и надзора за использованием и охраной водных биологических ресурсов отрицательно сказывается на эффективности борьбы с преступными и иными нарушениями законодательства о водных биологических ресурсах. Средством ее устранения является регулярное проведение координационных совещаний. Прокуратурой Камчатского края они проводятся ежегодно, с выработкой конкретных мер, направленных на полноценное межведомственное взаимодействие всех органов, участвующих в борьбе браконьерством.

В августе 2008 г., благодаря четкой координации на уровне прокуратуры края, совместным усилиями природоохранной прокуратуры, УВД края и государственной морской инспекции Северо-Восточного погрануправления ФСБ России, осуществлена широкомасштабная операция по выявлению и ликвидации браконьерского промысла лосося и привлечению виновных лиц к ответственности. Быстрые и слаженные действия прокуратуры, милиции и пограничников позволили добыть и зафиксировать доказательства совершения сразу нескольких тщательно организованных и спланированных преступлений, пресечь незаконную добычу лосося, исчисляемую десятками тысяч тонн. В самый разгар незаконной браконьерской деятельности, прямо с борта ведомственного вертолета группа произвела высадку на плавзавод «Олег Зверев», проверила трюмы транспортного рефрижератора «Экопасифик-2» и побывала на борту большого автономного траулера-морозильника «Семиозерное». По результатам совместной операции Камчатской природоохранной прокуратурой возбуждены 3 уголовных дела, 2 дела об административном правонарушении, наложен арест на суда плавзавод «Олег Зверев», ТР «Экопасифик-2», БАТМ «Семиозерное», изъята вся незаконно добытая рыбопродукция.

Следовательно, активная пропаганда деятельности правоохранительных органов является одним из действенных средств борьбы с браконьерством, направленных на формирование негативного отношения в обществе к указанному явлению, повышение общепредупредительного воздействия уголовно-правовых и иных мер. В прокуратуре Камчатского края налажено регулярное информирование населения о фактах нарушения закона, результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных и административных дел. Только в текущем году по теме борьбы с биоресурсами состоялось 232 выступления прокуроров в местных, региональных и общероссийских СМИ, а также на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Как правило, все выступления содержат данные о размерах и масштабах ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, о результатах следствия, назначенных судом мерах наказания, суммах штрафов и размеров конфискаций и исковых требований прокурора. Подобная практика, на наш взгляд, способствует формированию у населения уверенности в недопустимости посягательств на природные ресурсы, неотвратимости уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная политика, направленная на борьбу с криминальной деятельностью, является частью проблемы оптимизации распределения ресурсов[12], а эффективность использования водных биологических ресурсов определяется состоянием российской экономики и ее правовой базы. Это позволяет с уверенностью утверждать, что борьба с браконьерством не может быть успешной, если она ведется исключительно карательными мерами, без создания системы эффективного управления водными биологическими ресурсами с использованием рыночных механизмов и современной правовой базы, способной регулировать указанные отношения. Не менее важно проведение государственной политики правового воспитания граждан и мероприятий по активной пропаганде через средства массовой информации положительных результатов деятельности правоохранительных органов. Государство может стать реальным собственником биоресурсов лишь путем создания согласованной системы правовых, экономических и идеологических мер предупреждения и целенаправленного противодействия браконьерству.

 

Список использованной литературы

1.      Алексеев А. П., Пономаренко В. П., Никоноров С. И. Промысловые биоресурсы исключительной экономической зоны России и сопредельных вод: проблемы рационального использования// Вопросы рыболовства. 2006. Т.1. С. 43.

2.      Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем (THESIS). М., 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 33-34.

3.      Блинов А. Золотые сети браконьеров // Финанс. 2006. 26 июля. С. 23-24.

4.      Доклад III Красноярского экономического форума «Развитие Востока России». М.: Институт региональной политики. 2008.  С. 77.

5.      Долгова А. И. Преступность и общество. – В кн.: Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. Вып. 3. М., 2005. С. 5.

6.      Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 2008. С. 84-85.

7.      Методическое пособие по документированию, раскрытию преступлений, совершаемых в рыбном промысле, переработке и обороте водных биоресурсов. - Хабаровск, 2007. С. 5.

8.      Прокурорский надзор за соблюдением законности при расследовании преступлений в сфере промысла, переработки и оборота водных биологических ресурсов (методическое пособие). М., 2007. С. 3.

9.      Суслова Н.В. Проблемы борьбы с правонарушениями в сфере рыболовства и охраны рыбных запасов. – В кн.: Правовые проблемы охраны окружающей среды / Под ред. Э. Н. Жевлакова. М., 2008. С. 219.

 



[1] Долгова А. И. Преступность и общество. – В кн.: Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. Вып. 3. М., 2005. С. 5.

[2] Алексеев А. П., Пономаренко В. П., Никоноров С. И. Промысловые биоресурсы исключительной экономической зоны России и сопредельных вод: проблемы рационального использования// Вопросы рыболовства. 2006. Т.1. С. 43.

[3] Блинов А. Золотые сети браконьеров // Финанс. 2006. 26 июля. С. 23-24.

[4] Долгова А.И. Преступность и общество // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 2005. Вып. 3. С. 5.

[5] Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 2008. С. 84-85.

[6] Доклад III Красноярского экономического форума «Развитие Востока России». М.: Институт региональной политики. 2008.  С. 77.

[7] Методическое пособие по документированию, раскрытию преступлений, совершаемых в рыбном промысле, переработке и обороте водных биоресурсов. - Хабаровск, 2007. С. 5.

[8] Прокурорский надзор за соблюдением законности при расследовании преступлений в сфере промысла, переработки и оборота водных биологических ресурсов (методическое пособие). М., 2007. С. 3.

[9] Доклад на III Красноярском экономическом форуме «Развитие Востока России». М.: Институт региональной политики. 2008. С. 76-77.

[10] Прокурорский надзор за соблюдением законности при расследовании преступлений в сфере промысла, переработки и оборота водных биологических ресурсов (методическое пособие). М., 2007. С. 3.

[11] Суслова Н.В. Проблемы борьбы с правонарушениями в сфере рыболовства и охраны рыбных запасов. – В кн.: Правовые проблемы охраны окружающей среды / Под ред. Э. Н. Жевлакова. М., 2008. С. 219.

[12] Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем (THESIS). М., 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 33-34.

Основные термины (генерируются автоматически): Камчатский край, Россия, Российская Федерация, суд, III, биоресурсы, исключительная экономическая зона, ресурс, методическое пособие, Прокурорский надзор.


Похожие статьи

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных...

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и

Приказом Минсельхоза России от 03.0.2014 По совокупности смягчающих обстоятельств, суд назначает

Приговор Елизовского районного суда Камчатского края № 1–114/2017 от 29 мая 2017 г. по...

Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые...

Камчатский край входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации и занимает полуостров Камчатка с

Многообразие биологических ресурсов (в том числе 5 видов тихоокеанского лосося, 45 видов наземных млекопитающих, 224 вида птиц).

Рыбная отрасль Камчатского края: проблемы экологии...

рыбная отрасль, Камчатский край, рациональное использование биоресурсов, мнение автора, Россия, кормовая мука, продовольственная безопасность, рациональное использование, рыбохозяйственный комплекс...

Транс-изомерия компонентов экономической структуры...

Приморский край относится к территориально-экономическому образованию – регион, самостоятельный субъект Российской Федерации.

Потенциально возможная стоимость морских биологических ресурсов, выловленных в ИЭЗ России составляла и может составить

Похожие статьи

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных...

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и

Приказом Минсельхоза России от 03.0.2014 По совокупности смягчающих обстоятельств, суд назначает

Приговор Елизовского районного суда Камчатского края № 1–114/2017 от 29 мая 2017 г. по...

Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые...

Камчатский край входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации и занимает полуостров Камчатка с

Многообразие биологических ресурсов (в том числе 5 видов тихоокеанского лосося, 45 видов наземных млекопитающих, 224 вида птиц).

Рыбная отрасль Камчатского края: проблемы экологии...

рыбная отрасль, Камчатский край, рациональное использование биоресурсов, мнение автора, Россия, кормовая мука, продовольственная безопасность, рациональное использование, рыбохозяйственный комплекс...

Транс-изомерия компонентов экономической структуры...

Приморский край относится к территориально-экономическому образованию – регион, самостоятельный субъект Российской Федерации.

Потенциально возможная стоимость морских биологических ресурсов, выловленных в ИЭЗ России составляла и может составить

Задать вопрос