Библиографическое описание:

Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287.

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарен­ности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополни­тельного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. А для этого необходимо создавать для каждого ребенка «ситуацию ус­пеха» (Л.С. Выготский).

Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная де­ятельность. С одной стороны, данное утверждение не­сколько категорично - воспитание словом, поступком, примером и т.д. С другой - заслуживает самого пристального внимания, так как эффективность воспитания через созидательную деятельность, сотворче­ство взрослого и ребенка трудно переоценить. Большин­ство детей действительно испытывают огромную потреб­ность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в объединениях по интересам, клубах и круж­ках, овладевать основами будущей профессии, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению. В процессе общения с окружающими людьми ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него определенного выбора, принятия конкретного реше­ния, переоценки ценностей, что активно влияет на его воспитание, становление, самоопределение. И во многом именно от нас, взрослых, зависит - сможем мы помочь ему в этом на каждом из возрастных этапов жизни или нет.

Совершенно очевидно, что эта задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении наряду с семьей, окружени­ем, средствами массовой информации, играет дополни­тельное образование детей - целенаправленный непре­рывный процесс воспитания, обучения, развития.

Отличительными чертами педагогики дополнительно­го образования детей являются:

·         создание условий для свободного выбора каждым ре­бенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее осво­ения, педагога;

·         многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

·         личностно-деятельностный характер образовательно­го процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

·         личностио-ориентированный подход к ребенку, созда­ние «ситуации успеха» для каждого. В центре дополни­тельного образовательного процесса находится кон­кретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информа­цию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудо­вой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.;

·         создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

·         признание за ребенком права на пробы и ошибки в вы­боре, права на пересмотр возможностей в самоопреде­лении;

·         применение таких средств определения результативно­сти продвижения ребенка в границах избранной им до­полнительной образовательной программы (вида дея­тельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулирова­ли бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка [3, с. 79].

Способности ребенка формируются посредством овла­дения в процессе воспитания и обучения содержанием ма­териальной и духовной культуры, техники, науки, искусст­ва. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуально­го жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способно­стей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип явля­ется основополагающим в системе дополнительного об­разования детей.

Традиционно понятие «дополнительное» идет по семан­тике слова. Так, в Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. К сожалению, в российском образовании долгие годы понятие «дополнительное» было связано исключительно с дополнительными учебными занятиями в школе как одним из средств помощи отстающим и неуспевающим учащимся. Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстаю­щими с 1918 г. существовала внешкольная работа – образо­вательно-воспитательная деятельность с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просве­тительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и дру­гими общественными организациями.

В 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федера­ции «Об образовании» эта форма образования была включена в более широкую область – дополнительное образование детей как вариативная часть общего образования, целена­правленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Причем надо иметь в виду, что наряду с дополнительным об­разованием детей в образовательном пространстве по прежнему существует внеурочная работа (работа классного руко­водителя по организации воспитательного процесса в рамках коллектива своего класса), внеклассная работа (орга­низация воспитательного процесса в рамках школы), вне­школьная работа (организация воспитательного процесса с коллективом класса или школы вне рамок школы).

Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «по душе». Личность формирует­ся в постоянной деятельности, преодолении себя, в пере­живаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в обще­нии (низкий уровень коммуникативности), отсутствие усидчивости, сложности в учебе. В данной ситуации есть два пути решения проблемы: либо махнуть на такого уча­щегося рукой, навесив на него соответствующий ярлык: («трудный ребенок», «неуспевающий» и т.п.), либо поста­раться увлечь его интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к зна­ниям, активной творческой деятельности. Приведем лишь один пример. В свое время известный педагог С.А. Шмаков рассказал реальную историю из жизни одного подростка, не дававшего покоя учителям своим поведением и отно­шением к учебе. Все изменилось благодаря случаю. В шко­ле шла подготовка спектакля к празднику. Все роли были распределены, кроме одной - никто не хотел играть «зад коровы». Руководителю драмкружка каким-то образом уда­лось убедить мальчика в том, что он справится с этой ро­лью лучше других. Подросток решил попробовать и в ходе репетиций так увлекся, вложил в эту роль столько неуем­ной энергии, комизма и скрытого до сей поры актерского таланта, что наутро проснулся знаменитым. Его игра так потрясла зрителей - учителей, родителей, учащихся, что на какое-то время он стал героем школы. В нем вдруг уви­дели личность - яркую, талантливую, забыв о его оценках и поведении. Это мгновение оказалось переломным в жиз­ни подростка - испытав однажды радость успеха и при­знания, мальчик захотел закрепить его. Спустя определен­ное время никто уже и не вспоминал о проблемах с некогда «трудным» подростком, поскольку они были реше­ны сами по себе [5, с. 274].

Видимо, не стоит думать, что попытки вовлечь ребенка в общественно-полезную деятельность, разумно организо­вать его свободное время, найти дело по душе всегда дают столь положительный эффект. Конечно, нет. Но стремить­ся к тому, чтобы владеть объективной информацией о ре­бенке с помощью анкетирования, метода включенного на­блюдения, тестирования, диагностики, которые проводят педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руко­водители с целью оказать ему своевременную помощь и поддержку, бесспорно, необходимо. В последние годы в ряде школ на каждого ребенка стали заводить «Карту личного роста учащегося», куда на протяжении всех лет обуче­ния заносится информация не столько об успеваемости, сколько об общественно-полезной деятельности ребенка, его творческих успехах в дополнительном образовании, отличительных чертах, становлении характера и т.д. Дума­ется, эта форма работы позволит педагогам совместно с родителями своевременно вносить коррективы в воспита­ние ребенка, его гражданское становление. Бесспорно, имеет значение и то, какие знания и оценки получат школьники, но гораздо большее - то, каким человеком станет каждый из выпускников школы, какие ценности он привнесет в свое окружение, общество в целом, насколько он готов к вступлению во взрослую жизнь.

Очень важно относиться к ребенку как субъекту жизне­деятельности и собственного развития. Система дополни­тельного образования детей - это не предлагаемая ребен­ку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные ре­флексивные возможности, социально-культурная среда. Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельно­сти. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное обра­зование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствую­щий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной  направленности (музыкальные школы, творческие мастер­ские, студии, школы искусств и другие) способствуют вос­питанию творческой личности, помогают развивать ком­муникативные качества, умение выразить себя.

Организация научно-технического творчества приоб­щает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изо­бретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и кос­монавтами, моряками и автомобилистами, изобретателя­ми и радистами и т.п. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие каче­ства, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изуче­нию биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Изучая мир флоры и фауны, исследуя окружающую среду, ребенок учится искусству ощущать себя частью природы, нести ответственность за все, что происходит вокруг.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребен­ка, формирование здорового образа жизни. А эта задача является приоритетной как для школы, так и для семьи. Развитие детско-юношеского спорта должно осуществ­ляться не только за счет увеличения количества спортив­ных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреж­дениях образования, по месту жительства.

Одним из основных направлений в системе дополни­тельного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. Свыше миллиона детей и подростков участвуют в реализации целевой программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечествен­ников, семейные родословные и народное творчество - все это и многое другое становится предметом познания де­тей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины. В послед­ние годы заметно возросло число «школ выживания», где ребята приобретают необходимые знания и практические навыки поведения в экстремальных ситуациях [1, с. 28].

В ходе модернизации российского образования акти­визировалась роль дополнительного образования в реше­нии проблем профильного обучения учащихся. Исследо­вания показали, что девочки в большей степени стремятся получить художественное образование, особенно их при­влекает музыка и вокал (50,9%), хореография (30,9%), при­кладное творчество (29,1%), на втором месте - спорт (25,5%). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством (33,3%), спортом, музыкой и информатикой. С учетом того, что в системе дополнительного образования детей помимо спе­циалистов, имеющих педагогическое профессиональное образование, работают профессионалы из других облас­тей - режиссеры и художники, тренеры и инженеры, му­зыканты и мастера прикладного творчества и т.д., дети по­лучают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий, легче и быст­рее адаптируются на рынке труда после окончания. В чис­ле профессий, которые дети хотели бы приобрести в буду­щем, на первом месте - юрист, врач, журналист, музыкант (причем независимо от пола). Среди мальчиков предпо­чтение отдано таким профессиям, как программист, лет­чик, водитель, менеджер и бизнесмен. Среди девочек - экономист, бухгалтер, психолог, переводчица, актриса, па­рикмахер, манекенщица, банкир и дипломат. Как оказа­лось, дети считают самым важным в выбранной ими про­фессии то, что она позволит им быть профессионалом, мастером в своем деле, получать удовлетворение от рабо­ты, даст возможность общения с людьми, помогать людям и доставлять им радость.

Кроме того, дополнительное образование оказывает су­щественное влияние на процесс самоопределения ребен­ка. Самоопределение наиболее значимо в подростковом и старшем школьном возрасте, так как наличие возрастных особенностей приводит к тому, что дети особенно остро переживают конфликт между своими желаниями и воз­можностями их удовлетворения, что характеризуется про­явлением типичных личностных реакций: активным про­тестом, стремлением подражать избранному образцу, на­стойчивым желанием добиваться успеха именно в той об­ласти, где он не чувствует себя уверенно, стремлением ос­вободиться от опеки, контроля со стороны старших. Эти проявления являются нормальными возрастными особен­ностями, которые, однако, при неблагополучных условиях (как внешних, так и внутренних) могут перерастать в ак­центуации характера и усиливаться вплоть до психичес­ких расстройств при неправильном воспитании, вести к различным формам отклоняющегося поведения. Одной из причин, порождающих такую ситуацию, является совре­менная социальная ситуация развития детей, когда они порой лишены возможности обсуждать остро волнующие их проблемы, связанные с особенностями и потребностя­ми возраста; часто им недоступна информация о том, как преодолеть стресс, конфликт, кризис и т.д. [2, с. 104].

Более 70% детей в их понимании соотносят самоопре­деление на данном этапе в основном с выбором профес­сии. В числе основных этапов на пути к своей профессио­нальной мечте они выделяют такие, как «хорошо закончить школу», «поступить в институт», «параллельно получить дополнительное образование», «освоить люби­мую профессию». Тем не менее ребенок школьного возра­ста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования детей, достаточно часто находится в процес­се самоопределения в самых различных жизненных ситуа­циях. Так, в основном дети сами определяли выбор того или иного вида деятельности. Существенно влияют на вы­бор ребенка родители и друзья. В свою очередь, на решение родителей привести ребенка в учреж­дение дополнительного образования детей повлияли вы­сокий профессиональный уровень педагогов дополни­тельного образования и интересы ребенка.

Данные исследований показывают, что половина маль­чиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образова­ния. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души», и лишь третья часть из них пред­полагают, что их будущая профессия связана с любимым занятием в объединении. Это очень важный показатель, так как профессиональное самоопределение является, не­сомненно, очень важной, но тем не менее не единствен­ной составляющей самоопределения человека. По мне­нию детей, наиболее полно их жизненному выбору спо­собствует семья, дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера, которая царит в учрежде­нии дополнительного образования детей, в конкретном творческом объединении и, конечно же, друзья, которые значат в жизни ребенка очень много.

Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе це­ну, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более все­го во взаимоотношениях с окружающими они ценят доб­рожелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки. Все вышесказанное позволяет констатировать:

·         чем дольше ребенок занимается в системе дополни­тельного образования детей, тем выше выражены у не­го познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложе­ния творческой активности;

·         чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;

·         чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в разви­тии творческих способностей и самоопределении;

·         чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собст­венный успех и тем выше процент детей, определив­ших на данном этапе выбор как своей будущей профес­сии, так и жизненного пути в целом.

Суть педагогической поддержки в данном случае состо­ит в создании воспитывающей среды, в которой происхо­дит развитие творческой личности ребенка, в обеспечении личностно-деятельностной и практико-ориентированной направленности дополнительного образования детей, яв­ляющегося своего рода механизмом выравнивания воз­можностей получения персонифицированного образова­ния. Эффективность педагогической поддержки учащихся в большей степени зависит от того, насколько программы дополнительного образования детей, реализуемые педаго­гом, адекватны запросам, целям и ценностям учащихся с учетом их потенциальных возможностей; насколько они помогают ребенку определять собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют самообразование, са­моразвитие, самовоспитание в соответствии с имеющими­ся у ребенка личностными ресурсами.

Используя результаты диагностики, педагог призван по­мочь определить темп продвижения в усвоении знаний, индивидуальный и, что немаловажно, оптимальный для каждого ребенка. Таким образом, педагог способствует то­му, что каждый школьник учится определять и сопостав­лять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами. Единство деятельности, познания и общения - необходимое условие для воспитания ребенка. «Работа вос­питателя достигает своей цели только тогда, - подчерки­вал В.В. Давыдов, - когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребенка как активного участни­ка и субъекта воспитательного процесса».

Каковы же особенности личности педагога дополни­тельного образования, играющие большую роль в воспита­нии, творческом развитии ребенка и процессе его само­определения? Он отличается стремлением к сочетанию профессиональных знаний с высоким уровнем культуры и специфической направленностью личности. Такой педагог может рассматриваться как субъект развивающей деятель­ности, а его психолого-педагогическая компетентность и эмпатийность - как единство личностных и профессио­нальных компонентов педагогической деятельности.

Кроме высокого профессионализма, он должен обла­дать свободой от стереотипов и педагогических догм, спо­собностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к лю­дям, в особенности к детям. Одна из главных отличитель­ных черт такого педагога - наличие стремления пони­мать и принимать ребенка таким, каков он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опи­раясь на сильные стороны каждого ребенка.

Установлены профессионально значимые психологи­ческие характеристики личности педагога как субъекта развивающей деятельности. Это: степень включенности в развивающее педагогическое пространство, направлен­ность на успех ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать субъект-субъектные отношения.

В работе педагога дополнительного образования мож­но выделить три необходимых фактора, оказывающих су­щественное влияние на процесс воспитания, творческого развития личности ребенка и его самоопределения: вос­питывающая среда - речевая, поведенческая, зрительная и др.; деятельность воспитывающего характера, проникнутая глубоким нравственным содержанием; социальные и личностно-значимые отношения, в которые вступает личность в процессе своего участия в деятельности.

Основные принципы взаимодействия педагога и обу­чающегося:

- поддерживать в ребенке его достоинства и позитив­ный образ «Я»;

- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

- отмечать сдвиги в личностном росте посредством с равнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

- не навязывать ребенку вопреки его желанию спосо­бы деятельности и поведения;

- принимать и одобрять все продукты творческой дея­тельности ребенка, независимо от содержания, формы, ка­чества [4, с. 61].

Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разде­ляет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т.д.). Осо­бенности личности педагога дополнительного образова­ния, знания, отношение к делу, к учащимся, методическое мастерство во многом определяют успех в реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей.

 

Библиографический список:

1.      Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9.

2.      Волкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха. М.: НИИ ВШ, 1989.

3.      Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991-1995 гг. (в 2-частях). М., 1995.

4.      Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000.

5.      Клайберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle