Библиографическое описание:

Горчакова Л. Н. Понятие «Карьера» в научно-практической литературе // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 263-266.

Современная инновационная педагогика интегрирует множество теорий, которые в традиционном смысле редко рассматривались прежде как сугубо педагогические проблемы. Готовя конкурентоспособных специалистов в рамках вуза, нельзя забывать, что помимо узкоспециальных профессиональных знаний, общегуманитарной подготовки и формирования личностных характеристик будущих выпускников, важно их подготовить к будущей карьере. Имея теоретические представления о карьере и сформированные факторы, определяющие успешность карьеры, выпускник вуза заметно повышает свою конкурентоспособность, так как способен выстроить свой профессиональный путь и прогнозировать собственную успешность. Рассмотрим представления о карьере в рамках психолого-педагогической литературы.

Вопросы карьеры на сегодняшний момент стоят достаточно остро по многим причинам. Это и смена социально-экономических прерогатив, связанных с глобализацией рынка труда, развитием новых технологий; и изменения в условиях развития карьерного роста; появление новых профессий и девальвация старых и многое другое. Однако до сих пор в человеческом сознании существует мнение, что карьера – это нечто корыстное, это негативное стремление к славе или наживе, что высоконравственная духовная личность будет избегать ставить на ведущее место в своей жизни достижение карьеры. Но наметившаяся в середине-конце 90-х годов ХХ века тенденция внимательного отношения к карьере личности, стремительно развивается в XXI веке. Сейчас перед учеными встают вопросы, что же понимать под карьерой, насколько существенным для личности являются факторы ее определяющие, каким образом можно прогнозировать и сознательно планировать карьеру, в каком возрасте важно начинать выстраивать свою карьеру.

 «Карьера – (итал carriera – бег, жизненный путь, поприще) от лат carrus (телега, повозка) это быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной и другой деятельности, достижение известности и славы, или материальной выгоды.

Слово карьера употребляется так же для определения рода занятий, профессии» [1]. Подобное определение карьеры сохранилось и сейчас. В большинстве случаев под карьерой подразумевается: успешное продвижение вперед, то есть: профессиональный рост, этапы профессионального восхождения; должностное продвижение; достижение социального статуса [ словари 2003, 2004 г.г.]. Либо профессия, род занятий [ 2004, 2005].

В толковом словаре СИ. Ожегова это слово трактуется следу­ющим образом: карьера это род занятий, деятельности; путь к успехам, вид­ному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения. Этой же точки зрения придерживаются Г.С. Никифоров, и М.А. Дмитриева, трактуя карьеру, как вид занятий, деятельности, а также путь к успехам в служебной деятельности [2]

Д.М. Иванцевич и  А.А. Лобанов в своей  публикаций по карьерным вопросам в России утверждали, что карьера – это индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни [3].

Н.А. Горелов приводит следующее определение: карьера – это линия продвижения работника, позволяющая реализовать его потребности в улучшении материального положения, дости­жении социального статуса, повышении властных полномочий и самореализации [4]

С.И. Сотникова приводит следующее определение: Карьера это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанная с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека [5]

В.Ю. Иванов в своей работе «Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание» говорит, что карьера – процесс профессионального, социально-экономического раз­вития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фикси­руемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций, или развитие человека и освоение им соци­ального (организационного) пространства [6]

Наиболее полное определение этого понятия нашлось у Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко: «Карьера – (от франц. cariera) - успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Целесообразно различать: 1) широкое понимание карьеры как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством и др.); результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса; 2) более узкое понимание карьеры как должностного продвижения; здесь на первый план выступает не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности; карьера здесь - это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.» [7].

Вопросы карьеры активно обсуждались в западной научной литературе, причем до сих пор эта темя является актуальной и перспективной для западной науки. Отметим, что истоки рассмотрения этой проблемы можно найти еще в психоаналитическом направлении, где утверждалось, что центральная роль в выборе профессии и профессиональной жизни в целом принадлежит различным формам потребностей. Например, в работах 3. Фрейда профессиональная деятельность рассматривалась как форма удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей благодаря «канализации» в ту или иную профессиональную область либидозной энергии, иными словами, выбор профессии понимался как сублимация.

Позднее сложилось представление о «психологии карьеры», как отдельной области западной психологической науки (Э. Мэйо, Р.М. Кантер, Э.Х. Шейн, П. Херриот, П. Спэреу, Дж. Л. Холэнд, Н. Никлсон, М.А. Уэст и другие). У вышеприведенных авторов упоминается не только традиционное определение карьеры как «пути», «дороги», «лестницы» но и оговаривается, что такое понимание устарело. В работах данных авторов подчеркивается, что сложившиеся традиционные представления о карьере, как о профессиональном пути претерпели существенные изменения. «Усиление конкурентной борьбы, стремление снизить издержки производства больше, чем конкуренты, информационные технологии и особое внимание к потребителю привели к снижению роли таких классических явлений, как «правильная расстановка» и «иерархическая структура».… [8].

Подобных взглядов придерживаются К. Л. Купер, Ф. Д. Дейв, М. П. Драйсколл, которые считают, что если в 1970-х годах ХХ века характерной для карьеры считалась стадия плато (карьера достигает своей высшей точки), то уже в 1990-х годах происходит появление карьер, где «нет явного прогресса». Появляется такой вид карьеры, как разносторонняя карьера, где ответственность за карьерный рост ложиться на плечи самих работников. «Здесь работники сами должны искать возможности для развития, тренировки и применения своих знаний, навыков и возможностей» [ 9].

Оксфордский словарь по со­циологии Г. Маршала определяет карьеру как роли, через кото­рые проходит индивид за период трудовой жизни, приобретая возрастающий престиж и другие знаки уважения; хотя и не ис­ключаются падения в должностной иерархии, связанные с со­циальной мобильностью [10].

В целом, анализ западных литературных источников показал, что изменившиеся условия на рынке труда привели к тому, что изменился не только взгляд на карьеру и ее виды, но и смысл, который вкладывается в это понятие. Карьера подразумевает качественные преобразования личности и определенную установку на эти преобразования.

Р. М. Кантер, М. Б. Артур, считают, что сотрудники, нацеленные на карьеру, улучшают свои карьерные возможности, стремятся к совершенствованию своих профессиональных навыков. Эту идею развивают в своих исследованиях Хирш и Джексон (1996). По их мнению, карьерный рост может осуществляться только путем приобретения сотрудником необходимых компетенций.

Обобщая работы западных исследователей можно заключить, что современным пониманием карьеры, с точки зрения многих авторов, является «последовательность работ и перехода от одной работы к другой» с учетом степени соответствия личностных характеристик отдельного. Нацеленность личности на карьеру позволяет улучшить собственные карьерные возможности.

Авторы единодушны во взгляде на то, что карьера зависит от особенностей и способностей личности. Многие ученые подчеркивают, что важную роль в успешной карьере играют приобретенные в течение жизни компетенции (стиль поведения, коммуникабельность и трудовые навыки). Важной мыслью для нас является то, что карьера подразумевает качественные преобразования личности и определенную установку на эти преобразования.

Подобные определения достаточно тесно перекликаются с представлениями о самоопределении личности, о жизненном самоопределении, существующими в отечественной психолого-педагогической литературе. Мы согласны, что личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию человеку на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, профессиональных в том числе, но является слишком широким для понимания такого вопроса, как профессиональная карьера личности.

В отечественной литературе вопрос карьеры был поднят на серьезном теоретическом уровне относительно недавно. До определенного момента в определении понятия «карьера» существовал устойчивый негативный оттенок, с силу ассоциации с понятием «карьеризм», который трактовался как «… - беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности, вызванная корыстными, индивидуальными целями». «Карьеризм предполагает главенствование личных интересов над интересами общества и рассматривается как аномальное управленческое развитие. К сожалению, до сих пор не появились соответствующие термины, отражающие позитивное отношение к людям, стремящимся сделать карьеру, т.е. соответствовать всем требованиям каждой занимаемой должности из их планируемой последовательности.» [11].

            В отечественной практике, на начальном этапе изучения рассматриваемого нами вопроса, большое распространение получило представление о карьере, как о служебном иерархическом восходе и должностном росте. А более широкое понимание карьеры, которое включало бы кроме вышеупомянутого последовательность этапов профессионального развития, постоянное повышение потенциала работника не было определяющей трактовкой карьеры. Однако сейчас появились работы призванные пересмотреть традиционные представления о карьере личности. Хотя можно констатировать, что порой очень трудно четко отделить представления о профессиональной самореализации и карьере личности у целого ряда ученых.

А. И. Жук, И. И. Казимирская считают, что карьера – это «естественная потребность человека в полной жизненной самореализации всех его способностей на пользу людям, обществу, приносящему ему удовлетворенность собой» [12]. Выбирая сферу профессиональной деятельности, человек сознательно (или неосознанно) строит свою личностную концепцию благополучного будущего, упорядоченного, взаимосогласованного, предсказуемого и понятного. В этой личностной концепции своего будущего он видит себя удачливым и неуязвимым. «В карьере человека фиксируется динамика его социально-экономического положения, статусно-ролевого уровня, масштабов и форм социальной активности. Сущностной характеристикой карьеры является продвижение вперед, активность человека в освоении и совершенствовании способов профессиональной деятельности с учетом динамичности ценностных ориентаций, темпов и направленности социокультурного развития общества» [12]

На основе обобщения исследований в области социологии, психологии и педагогики (С. Бауман, В. И. Верховин, Р. В. Рывкин, А. Л. Журавлев, З. П. Румянцева, Л. М. Митина, Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Кузьмина, А. Е. Климов, А. И. Жилина, О. С. Симановская, и др.) выделены два подхода к анализу карьерного роста человека: экономический (З. П. Румянцева, М. А. Соломатина и др.) и социально-психологический (А. Л. Журавлев, А. Я. Кибанов, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.).

С точки зрения экономического подхода карьера означает поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанного с деятельностью работника. Часто понятие карьера отождествляется с понятием деловой карьеры. С позиции экономического подхода карьера – получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег.

А в контексте социально- психологического подхода карьера рассматривается с двух сторон – социальной и индивидуальной: как самореализация индивида, проявляющаяся в продвижении или достижении престижного (перспективного) уровня в социуме; как социальная технология, направленная на решение индивидуальных и организационных проблем в современных условиях. [13].

Таким образом, в современной литературе нет общепринятого понимания карьеры. Карьеру определяют как: жизненный путь, поприще; быстрое и успешное продвижение в профессии и отдельных областях жизнедеятельности человека; поступательное продвижение; достижение известности и славы, или материальной выгоды; профессия, род занятий; переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, как процесс профессионализации; последовательность работ и перехода от одной работы к другой; естественная потребность человека; получение полномочий; самоопределение; самореализация; осознанная позиция и поведение. Важно заметить, что в современном понимании карьера может рассматриваться не только как продвижение по службе. Речь может идти о карьере домохозяек, матерей, учащихся, и прочее. Карьера может рассматриваться как род занятий, деятельности. Например, карьера менеджера, карьера музыканта, артиста, политика [14]. Также понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

В целом, опираясь на современные психолого-педагогические исследования, можно заключить, что карьера – это осознанное поведение личности, направленное на самореализацию личности в профессии, характеризующееся переходом от одних уровней, этапов профессионализма к другим. Представления о карьере и факторы, влияющие на карьерный рост необходимо целенаправленно формировать в рамках педагогического процесса университета, с целью повышения конкурентоспособности выпускника университета.

Библиографический список

1.     Большая советская энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1973 г, 3- е изд т.11

2.     Г.С. Никифоров, и М.А. Дмитриева Психология профессиональной деятельности и менеджмента, СПб.: Питер, 2003

3.     Д.М. Иванцевич Человеческие ресурсы управления М.: Дело, 1993.

4.     Н.А. Горелов. Энциклопедия труда и занятости СПб: Издательство СПбГУЭФ, 1997

5.     С.И Сотникова, управление карьерой М.: Инфра-М, 2006

6.     В.Ю. Иванов, Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание /В.Ю. Иванов// Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - № 5.

7.     Большой психологический словарь сост. Б.Г Мещеряков, В. П. Зинченко М.: Олма-пресс, 2004

8.     Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Серия «Бизнес-класс»), с. 658-675

9.     Купер Кэри Л., Дэйв Филипп Дж., О'Драйсколл Майкл  Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение Издательство: СПб.: Гуманитарный Центр, 2007

10.            Marshall G. Oxford dictionary of sociology / G. Marshall. – Oxford. 1998

11.            Поленц И. А. Формирование системы управления карьерой в организации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Екатеринбург, 2006.

12.            Основы педагогики: учеб. пособие / Под редакцией Е.А Коновальчик, А.И Жук, И.И Казимирская, О.Л. Жук - : Минск., Аверсэв, 2003

13.            Александрова М.В. автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. В. Новгород, 2007

14.            Филина, Ф.Н. Понятие и этапы карьеры специалиста / Ф.Н. Филина //Российский бухгалтер . – 2007. - № 5

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle