Библиографическое описание:

Бусоедов И. А., Гребенюк Т. А. Эволюция развития госсектора, определение его сущности. Экономические функции государства // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 255-257.



Рыночная экономика — это саморегулирующаяся система со своими неоспоримыми плюсами, но и существующими недостатками. С одной стороны рыночная экономика предоставляет свободу выбора: для потребителей — свободы выбора в потреблении, а для производителя — свобода выбора в производстве продукции. С другой стороны, несмотря на то, что рынок является саморегулирующийся механизм, происходят «провалы» рынка. Это легко объяснимо. Для создания новых и крупных предприятий, строительства дорог, образовательных учреждений нужны крупные вложения. Конечно риски неполучения прибыли или даже появления убытков в этих проектах высоки. И предприниматели не решаются инвестировать в них. Не стоит также забывать, что преследуя свои цели, предприниматели зачастую забывают об экологии, нестабильность рыночной экономики способствует безработице и инфляции, а также отсутствует или почти отсутствует перераспределение доход и инвестирование в научные исследования.

Для снижения появляющихся время от времени отрицательных эффектов от рыночной экономики появляется важность «контролирующей руки государства». В одних странах действия госсектора незначительны, в других же он имеет слишком большую власть. В обоих случаях это может отрицательно сказываться на социально-экономическом развитии государства. Значимость государства проявляется при установлении правовых взаимоотношений между госаппаратом и хозяйствующими субъектами, разработке антикризисных ситуаций, разработке мер, повышающих занятость населения, а также поддержке слаборазвитых, но немаловажных отраслей экономики.

Появление госсектора напрямую связан с появлением государства. Страна с получением статуса государства начинает проводить организационно-административные мероприятия, присущие всем государствам. Т. е. создает суды, различные социальные институты, армию, а также и другие необходимые государственные учреждения. Для поддержания существования этих учреждений нужны средства, которые государство изымает в виде налогов. Нетрудно сделать вывод, что у всех стран был госсектор.

Рассмотрим Древний Египет. Здесь госсектор появляется благодаря климатическим условиям. Земли Древнего Египта нуждались в оросительных и осушительных каналах, которые в свою очередь нуждались в большом количестве человеческих усилий для поддержания их в рабочем состоянии. Таким образом, фараон управлял государством, жрецы создавали руководства по ведению хозяйства, а простой люд и рабы трудились. После того, как масштабы влияния государство сильно возросли: оно полностью контролировало добычу особенно важных ресурсов таких ка мрамор, драгоценные камни и зерновые ресурсы, а земля стала собственностью фараона и сдавалась только в аренду — явно виден цикл национализация-приватизация. И госсектор Египта, чрезмерно вмешавшийся в развитие экономики, вынужден был ослабить свое влияние на страну.

Другим примером чрезмерного вмешательства государства в частный сектор стал Древний Рим. У Древнего Рима функционировали государственные банки и предприятия в горном деле, существовал контроль в производстве оружия и тканей. Римская экономика стала централизованной и естественно из-за настолько сильного влияния госсектора на экономику империя развалилась.

Уже на примере только Древнего Рима и Древнего Египта можно прийти к выводу, что чрезмерный рост влияния государства в экономике ведет к его разрушению. Когда государство растет, расширяет свои военные, политические силы, усиливает механизмы и системы государственного управления, то естественно у государства появляется дополнительная нужда в средствах, на которые бы оно развивалось. Эти средства государство получает через налоги, национализацию частных предприятий, регулирование цен на товары, установление определенных объемов производства. В результате мотивов развиваться у частного сектора становится меньше, частный сектор деградирует и разрушается, и экономика крушится. Тут же возникает вопрос: нужен ли госсектор вообще? Поэтому рассмотрим его исторические корни.

Изначально люди жили в общинах и все имущество было совместным. Не было понятия твое или мое, все было общим. В дальнейшем с появление государства общественная собственность становится государственной. Появляется необходимость в создании госсектора. Однако госсектор создавался для защиты частного сектора. Человек нуждался в такого рода защите, потому что ему не нравилось то, что вся собственность является общественной. Ведь получалось, что человек работает на удовлетворение всего общества. В случае же, когда человек работает для удовлетворения исключительно своих потребностей, его мотивация работать намного больше.

В современном мире госсектор играет немного другую роль. Не секрет, что со всеми своими многочисленными плюсами рыночная экономика имеет и свои недостатки, как уже упоминалось ранее — провалы рынка. Госсектор способствует устранению и смягчению этих провалов. К самым существенным минусам рыночной экономики относят появление монополий, загрязнение окружающей среды, появление недостоверной и ассиметричной информации, малое количество или вообще отсутствие общественных благ. Таким образом госсектор способствует сохранению национального богатства, способствует экономическому росту и социально-экономической стабильности в государстве.

Так как в основе госсектора лежат госбюджет и государственная собственность, а интересы заключены в улучшении национальной экономики, то можно выделить следующие функции государственного сектора.

1) создание законов. Что как ни гарантия прав способствует эффективному функционированию экономики? Начало таким законам положила Англия, разработавшая в 14 веке нормы продолжительности трудового дня и минимальной заработной платы. В настоящее время государства играют роль третейского судьи, разрабатывают и улучшают антимонопольные законодательства, а также законодательства потребительских прав и защиты интеллектуальной собственности, устанавливают нормы договоров и правила функционирования банков. Так государство способствует защите работников, социально-незащищенных слоев населения, экологии.

2) контроль за существованием благоприятной конкурентной среды. Рыночный механизм будет наиболее благоприятно работать, когда на рынке будет существовать конкуренция. Т. е. государства стремятся поддержать конкурентные условия и стремятся ограничить монополию и ее проявления. В основном этому способствует антимонопольное законодательство, основой которому послужило антитрестовское законодательство в США. Суть антитрестовского законодательства сводилась к тому, что крупные предприятия, которые сговариваются и предпринимают попытки к монополизации рынка, нарушают законодательство и будут преследоваться законом.

3) перераспределение доходов. Рынок не способствует социальному равенству и защите, наоборот он увеличивает разницу в доходе. Следовательно, государство стремится снизить эту дифференциацию прибегая к помощи трансфертов, налогов или самостоятельно регулируя цены товаров.

Особенность трансфертов состоит в том, что государства выдает пособия малоимущим, сиротам, инвалидам, многодетным семьям. Сами же трансферты государство создает с помощью налогов и отчислений в различные специальные нужды.

При ценообразовании государство руководствуется тем, что не все слои населения могут себе позволить определенный и необходимый тип товаров. Поэтому государство устанавливает минимальную заработную плату, влияет на ценообразование услуг транспортного характера и т. п.

4) создание социально-экономической стабильности. В этом случае государство следит за развитием экономического роста, существованием оптимального уровня инфляции и низкого уровня безработицы. Также государство инвестирует в слаборазвитые отрасли, которые по мнению госсектора значимы для развития страны в целом.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать выводы, что госсектор имеет место, когда добивается следующих целей: стабильный экономический рост, оптимальный уровень инфляции, высокую занятость, развитие значимых для государства слаборазвитых отраслей производства, охрана окружающей среды, защита социально-уязвимых слоев населения и т. п.

Литература:

  1. Гогин А. А. Экономическая функция государства: отдельные элементы практики реализации// Право и государство: теория и практика. 2009. № 8 (56). С. 10–13.
  2. Пожарский Д. В., Мирзоян Э. Р. Экономическая функция в системе функций современного Российского государства // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 2. С. 292–295.
  3. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Эффективное принятие управленческих решений // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 575–578.
  4. Новосельцева Г. Б. Институциональные преобразования в экономике России и реализация экономических функций государства // Экономические науки. 2006. № 21. С. 25–32.
  5. Чуркина И. Ю. Реализация экономической политики государства на основе социально-экономических функций // Вестник СамГУПС. 2009. № 6–2. С. 109a-112.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle