Библиографическое описание:

Пахомова Е. Н. Управление государственным долгом РФ // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 334-339.



Проблемы, связанные с управлением государственным долгом Российской Федерации, его регулированием, с выбором правильной долговой политики всегда достаточно актуальны. Поскольку успешное их решение приводит к достижению макроэкономической стабилизации в стране.

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц [1].

Принято рассматривать управление государственным долгом Российской Федерации в широком и узком смыслах (рис. 1).

Рис. 1. Система управления государственным долгом

Следовательно, под управлением государственным долгом в широком смысле следует понимать процедуру формирования одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Тогда как в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг [2, с. 128].

Управление государственным долгом Российской Федерации в широком смысле осуществляется законодательными органами власти (иногда правительством) посредством разработки нормативно-правовых актов. К последним следует отнести:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 г. № 316 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов».
  2. Федеральный закон от 15.07.1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2000 № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 № 771 «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций»
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».
  7. Федеральный закон от 30.11.2013 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и др.

Управление государственным долгом Российской Федерации в узком смысле осуществляется исполнительными органами власти, главным образом министерством финансов и центральным банком. При этом министерством также разрабатываются нормативно-правовые акты:

  1. Приказ Минфина России от 15 апреля 2010г. № 31н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации».
  2. Приказ Минфина России от 15 июля 2015 г. № 214 «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом № 52001RMFS».
  3. Приказ Минфина России от 22 мая 2015 г. № 80н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с индексируемым номиналом».
  4. Приказ Минфина России от 24.05.2016 № 179 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации» и др.

Управление государственным долгом Российской Федерации охватывает ряд взаимосвязанных направлений деятельности (рис. 2):

Рис. 2. Направления деятельности по управлению государственным долгом Российской Федерации

Основные методы управления государственным долгом в Российской Федерации представлены на рис. 3.

Рис. 3. Методы управления государственным долгом Российской Федерации

В целях изучения эффективности управления государственным долгом Российской Федерации следует рассмотреть объемы государственного внешнего и внутреннего долга страны в динамике.

На основании данных, представленных в документе «Государственный внешний долг Российской Федерации (2011–2016 гг.)» [3], необходимо рассмотреть и проанализировать динамику государственного внешнего долга за исследуемый период.

На рис. 4 представлены показатели объема государственного внешнего долга Российской Федерации 2011–2016 гг.

Рис. 4. Объем государственного внешнего долга России в 2011–2016 гг., млн. долл. США

Внешний долг с 2011 г. по 2016 г. увеличился на 10045,4 млн. долл, и тенденция была разнонаправленной. Так, если с 2011 по 2012 гг. объем внешнего долга сократился на 10,4 %, то с 2012 по 2016 гг. данный показатель составил прирост на 39,67 %. Отмеченное увеличение государственного внешнего долга Российской Федерации за анализируемый период обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Детальное изучение величин внешнего долга Российской Федерации позволило отметить темп прироста внешнего долга в размере 42 %. С 2013 по 2014 год долг увеличился на 9,89 %, но с 2014 г. по начало 2015 г. наблюдается постепенное снижение государственного внешнего долга на 1 438,8 млн. долл в абсолютном значении или на 3 %, а к концу 2015 г. наблюдается его резкое снижение на 8 %.

Государственные гарантии Российской Федерации в общей сумме государственного внешнего долга составляли в 2011 г. — 2,28 %, 2012 г. — 2,82 %, в 2013 г. — 22,43 %, в 2014 г. — 20,43 %, в 2015 г. — 22,23 %, в 2016 г. — 23,75 %.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года 52,6 млрд. долларов США [5].

В структуре государственного внешнего долга по видам долговых обязательств на 01.01.2016 г. наибольший вес имеют еврооблигационные займы — 71,82 %, предоставление гарантий России в иностранной валюте — 23,75 %, остальная часть приходится на задолженность перед международными финансовыми организациями, бывшими станами СЭВ, странами, не вошедшими в Парижский клуб.

На изменения объема государственного внешнего долга имеют влияние множество показателей. В 2015 году на экономическую ситуацию в России повлияли несколько факторов: понижение цен на нефть, конфликт на Украине, ужесточение санкций. Несмотря на это, Россия даже в сложившихся условиях понижает уровень своего долга.

На основании данных, представленных в документе «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации» [4], необходимо рассмотреть и проанализировать динамику государственного внешнего долга за исследуемый период.

На рис. 5 представлены показатели объема государственного внутреннего долга Российской Федерации 2011–2016 гг.

Рис. 5. Объем государственного внутреннего долга России в 2011–2016 гг., млрд. руб.

В 2011–2016 гг. наблюдается непрерывный рост внутреннего долга. Темп прироста долга 2012 году относительно 2011 г. составил 42,51 %, в 2013 г. — 18,78 %, в 2014 г. — 14,95 %, в 2015 г. — 26,54 %, в 2016 г. — 0,91 %. Однако, несмотря на непрерывный рост внутреннего долга, наблюдается снижение его темпов в 2014 г., но к 2015 г. прослеживается значительный скачок внутреннего роста с последующим снижением в 2016 г. Проанализируем государственные гарантии в общей сумме долга: в 2011 г. они составили — 16,06 %, в 2012 г. — 15,2 %, в 2013 г. –18,21 %, в 2014 г. — 22,54 %, в 2015 г. — 24,38 %, в 2016 г. — 23,74 %. Таким образом, прослеживается тенденция к увеличению государственных гарантий в сумме внутреннего долга в течении анализируемого периода с незначительным снижением в 2016 г.

Для привлечения внутренних займов государство выпускает разные виды ценных бумаг. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, в динамике 1993–2016 гг. представлен на рис. 6.

Рис. 6. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, млрд. руб. [6]

За анализируемый период наблюдается непрерывный рост государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации. Наибольшие темпы прироста привлечения внутренних займов посредством выпуска государством разных видов ценных бумаг отмечены в 1995 г. — 3466,67 %, в 2003 г. — 28,11 %, 2010–29,14 %, 2012 г. — 44,07 %.

По данным министерства финансов (на 01.01.2016 г.), 48,63 % государственных ценных бумаг занимают облигации федерального займа (с постоянным доходом); 24,17 % — облигации федерального займа (с переменным купонным доходом); 2,54 % — облигации федерального займа с индексируемым на инфляцию номиналом; 14,2 % — облигации федерального займа (с амортизацией дохода); 6,47 % — государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода; 2,37 % — облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода; 1,61 % — облигации внутренних облигационных займов.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года 8119,8 млрд. рублей [5].

Рассмотренные результаты управления государственным долгом Российской Федерации позволили отметить, что основной причиной постоянного роста показателей является необходимость покрытия дефицита федерального бюджета. Следует заметить, что основным источником является внутренний, а не внешний долг.

Политика органов власти в сфере управления государственным долгом Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение способности страны осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения первоочередных социально-экономических задач. Это представляется возможным при поддержании умеренного уровня государственного долга, а также расходов по его обслуживанию. Кроме того, целесообразно проводить постоянный мониторинг долговой ситуации.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Кокаев, З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом / З. А. Кокаев, А. И. Скопинский, С. И. Капова // Вестник академии. — 2014. — № 1. — С. 126–132
  3. Министерство финансов Российской Федерации. — «Государственный внешний долг Российской Федерации (2011–2016 гг.)» [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/
  4. Министерство финансов Российской Федерации. — «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/
  5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 384-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Министерство финансов Российской Федерации. — «Долг с разбивкой по видам ценных бумаг» [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/duty/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle