Библиографическое описание:

Дёкина Е. В., Филина Н. С. Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках проекта «Терапия средой в психолого-педагогической работе с детьми и молодёжью, находящимися в трудной жизненной ситуации» // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 626-628.



В работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации значительную помощь могут оказать волонтеры. Важным является решение проблем, связанных с обеспечением условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс жизнедеятельности. На факультете психологии ФГБОУ ВО «Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого» был образован волонтерский отряд, способствующий созданию эмоционально — значимой, практико-ориентированной, развивающей среды для детей и членов их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Волонтерами разработан социально значимый проект «Терапия средой в психолого-педагогической работе с детьми и молодёжью, находящимися в трудной жизненной ситуации». В рамках проекта осуществляется адаптация инновационной технологии «терапия средой» в психолого-педагогической работе с детьми и молодёжью, членами их семей. Проект предполагает организацию и проведение серии мастер-классов изотерапевтической, музыкальной, арт-терапевтической, агротерапевтической направленности, а также фотовыставки по итогам их апробации.

В процессе реализации проекта изучались следующие актуальные проблемы: необходимость социализации детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение максимально полного объема психолого-педагогических, психопрофилактических, психокоррекционных и социально-реабилитационных мероприятий для детей и молодежи, членов их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые не могут быть осуществлены без специально подготовленных волонтеров. Трудная жизненная ситуация объективно нарушает социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности. В рамках проекта под трудной жизненной ситуацией молодых людей мы понимаем ситуацию, при которой у молодого человека нарушен процесс полноценной позитивной интеграции в общество и, прежде всего, в жизнь местных сообществ.

Проект включает вводный, основной и заключительный этапы.

На вводном этапе разработана и проведена программа подготовки волонтеров, которая включала теоретические и практические аспекты. Теоретические аспекты охватывали следующие темы: «Понятие трудной жизненной ситуации», «Подростки группы риска», «Технологии совладания с трудной жизненной ситуацией» и др. Теоретические занятия проходили с использованием мозгового штурма, дебатов, анализа проблемных ситуаций. Также имеет место проведение дискуссий с привлечением специалистов по проблемам педагогики и психологии девиантного поведения. Примерные темы дискуссий: «Типичные деструктивные мифы и заблуждения, свойственные современной молодежи», «Новые возможности арт–терапии в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» и др.

Практические аспекты программы включали в себя проведение серии мастер-классов арт-терапевтической, музыкальной, танцевальной направленности («Осенний листопад», «Аппликация из соломки», «Творческий арт-объект», «Плетение на ромашке», «Танцевальная терапия» и др.). В результате был составлен комплекс мастер-классов с подробным описанием, подборкой необходимых материалов, диагностическим инструментарием.

При обучении волонтеров использовались технологии социального проектирования, игровые, диалоговые технологии, технологии коллективного творческого дела, психолого-педагогической поддержки, арт-технологии, информационно-коммуникативные технологии и др. Например, свою эффективность показала психологическая игра «Волонтёр». Цель игры — развитие навыков коммуникативной компетентности через активное взаимодействие в процессе игры и творчества. Игра способствовала развитию умений работы в команде, творческой самореализации, определению и развитию необходимых качеств для волонтера. Игра проходила по станциям: «Волонтёр — это…», «Волшебные ладошки», «Лидер», «Дерево счастья», «От мечты к делу», «Море улыбок» и др.

Работа в качестве волонтеров способствует личностному росту студентов, предоставляет возможность получить опыт взаимодействия с семьями, с детьми, помогает поверить в себя, проявить свою индивидуальность, в том числе в будущей профессии [1, стр. 34].

На основном этапе проекта мастер-классы были апробированы с различными категориями детей и молодежи, находящимися в трудной жизненной ситуации. Например, особое внимание было уделено детям с особыми потребностями в развитии. Данная категория детей требует к себе повышенного педагогического, психологического, общественного внимания. В настоящее время в городе Туле 1528 детей с ограниченными возможностями здоровья, в Тульской области 5001 детей данной категории. Общая черта детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что инвалидность создает отличающиеся от обычных потребности в развитии. Для решения проблем развития, воспитания, обучения, самоопределения, социальной адаптации детей с особыми потребностями в развитии необходима комплексная психолого-педагогическая помощь как детям, так и их семьям. Анкетирование родителей о психологических и психических проблемах детей с особыми потребностями в развитии показало, что главными признаками наличия психологических проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (46 %), непослушание (36 %), плохое поведение и грубость (20 %), тогда как воровство и склонностьк обману отметили лишь 8 % опрошенных. Характерно, что проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей также связаны, прежде всего, с тем, что он «не общается с людьми» (50 %) и «плохо себя ведет в различных ситуациях» (42 %), и только для 16 % — с плохой успеваемостью в общеобразовательной школе.Основным источником стресса в семье родители, воспитывающие детей с особыми потребностями в развитии, назвали показатели «здоровье» (60 %) и «общение внутри семьи» (32 %), при этом лишь 18 % опрошенных отметили в качестве источника стресса «обучение» и 6 % — «вредные привычки» [2, стр. 18].

Анализ результатов анкетирования подростков с ограниченными возможностями здоровья показал, что дети хотят научиться «вести себя в разных ситуациях без помощи родителей, в незнакомой обстановке»; «общаться с другими детьми»; «стать более уверенным в себе», «развить творческие способности», «узнать себя, попробовать себя, в том числе в будущей профессии» и др.

Основными задачами психолого-педагогической поддержки являются: помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь в избавлении от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи и др. При этом родители должны стать активными участниками реабилитационного процесса. В этом случае у них развивается чувство уверенности и внутреннего контроля, формируется родительская компетентность.

Представим выдержки из эссе студентов-волонтеров по теме «Мое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья»:

«Дети с ограниченными возможностями не такие как все, им нужно не только вырасти, им нужно выжить и не сломаться. Принятие таких детей таким, какие они есть сделает их гораздо сильнее, придаст уверенности в своих силах, а значит, даст новые возможности для самоопределения в жизни».

«Я восхищаюсь детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые, несмотря на свой недуг, ставят перед собой цели и достигают их, справляются со всеми сложностями».

«Главной проблемой ребенка с ограниченными возможностями здоровья является ограничение его связи с миром, контакта со сверстниками и взрослыми».

«Такие дети не должны оставаться без внимания и наблюдения специалистов, помощи волонтеров».

Контакт с волонтерами противодействует социальной изолированности детей с ограниченными возможностями здоровья, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним. Можно отметить следующие направления деятельности, которые будут способствовать улучшению качества жизни ребенка: развитие индивидуальных способностей; регулирование межличностных отношений в детском сообществе; организация общения с взрослыми и сверстниками. Выделим основные задачи работы волонтеров с детьми с особыми потребностями в развитии: создание активной жизненной позиции у семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, изменение отношения общества к детям-инвалидам, организация клубно-досуговой деятельности для семей, имеющих детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Особенно активно в данном направлении могут проявить себя студенты-волонтеры соответствующих направлений подготовки: психологи, социальные работники, организаторы работы с молодежью, педагоги, юристы.

Мастер-классы проводились по нескольким направлениям: декоративно-прикладное творчество (работа с бумагой, с природным и бросовым материалом, тестопластика), музыкальные занятия, театральная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром и др. Ряд мастер-классов были проведены с участием не только детей, но и их родителей. Например, мастер-класс «Проектная мастерская «Дом, в котором я живу» направлен на диагностику состояния эмоциональной сферы (психологического климата) семьи. Параллельно с мастер-классами преподавателями, студентами старших курсов были организованы беседы, индивидуальные консультации с родителями, связанные с проблемами обучения и воспитания детей.

По итогам проекта организована выставка творческих работ детей, фотовыставка по итогам мастер-классов. Цель фотовыставки: показать молодого человека с особыми потребностями в развитии, его семью, сверстников счастливыми, при этом, выставка уникальна своей идеей и актуальностью, каждая фотография притягательна, так как за ней своя история.

Качественные показатели проекта: привлечение волонтеров к решению проблем детей и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; уменьшение социальной изоляции детей и молодежи, в том числе с особыми потребностями в развитии; оказание психолого-педагогической помощи детям и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации с использованием инновационных технологий работы. Количественные показатели: подготовка 50 волонтеров по психолого-педагогической работе с детьми и молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации; подготовка и проведение 15 мастер-классов, в том числе с особыми потребностями в развитии; примерное количество человек — участников одного мастер-класса — 30 человек. Примерный охват участников проекта — 1000 человек.

Каждый этап проекта оказывал положительное воздействие на его участников (детей, их родителей, представителей организаций, а так же самих волонтеров). По итогам проекта волонтеры отметили следующее: «Мне очень понравилась работа с детьми, хочется и в дальнейшем этим заниматься»; «Благодаря проекту я узнал многого нового о будущей профессии, она открылась для меня в новом свете», «Волонтерский проект стал для меня отправной точкой для дальнейшей научной работы, собственного проекта» и др. Результатом участия в проекте является формирование активной жизненной позиции, профессиональной самореализации, повышение личностной эффективности, развитие навыков работы в команде, лидерского потенциала и др.

Таким образом, на примере проекта описаны технологии, принципы организации подготовки волонтеров к работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации, успешные волонтерские практики, опыт работы волонтерского отряда с различными категориями детей и молодежи, членами их семей. Проект может стать площадкой для развития наставничества в области психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Литература:

  1. Калинина З. Н., Декина Е. В., Пазухина С. В. Технологии добровольческой деятельности молодежи. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. — 187 с
  2. Самсонова Г.О, Декина Е.В, Осмоловская Н.Е Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. — 115 С.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle