Библиографическое описание:

Симонова П. С. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 591-593.



The article presents the results of the comparative research of features of learning motivation of second grade students with different levels of educational achievement.

Key words: development, mental functions, abilities, intellectual operations, capacity building, training activities

Мотив является источником побуждения к действию, а младший школьный возраст — благоприятный период для формирования максимально высокого уровня школьной мотивации. Успешность учебной деятельности определяется уровнем учебной мотивации, которая влияет на качество учебного процесса. Отсутствие учебной мотивации приводит к снижению успеваемости и замедляет процесс развития личности ребенка. Е. П. Ильин утверждает, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Поэтому проблема мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Процесс развития личности младших школьников тесно связан с их ведущей деятельностью — учебной, результаты которой, во многом, зависят от уровня школьной мотивации учащихся. Исследование проблемы мотивации предоставляет возможность понять движущие силы, причины и внутренние механизмы деятельности человека. Говоря о детях младшего школьного возраста, хочется отметить, что в этот период они знакомятся с основными видами учебной деятельности и осваивают их. Однако мотивация, с которой ребенок приходит в школу, в большинстве случаев является игровой. Именно в этот период происходит формирование учебных мотивов и смена игровой деятельности на учебную. Но не все дети готовы мириться с тем, что отношение к игре становится менее важным. А все, что связано с учебной деятельностью, оказывается значимым. Проблема школьной мотивации остается актуальной потому, что она касается всех аспектов поведения и играет значимую роль в организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации ребенка. Согласно системе В. Д. Шадрикова, мотивация обуславливается потребностями и целями личности, уровнем притязания и идеалов, знаниями, умения и способностями, которыми владеет личность.

О готовности детей к школе говорит отношение к процессу обучения как важной деятельности в их жизни, желание выполнять требования, выдвигаемые школой, учителем и родителями, познавательный интерес к окружающему миру, желание научиться чему-то новому.

Нами было выполнено исследование особенностей мотивации младших школьников и их отношения к школе. Цель исследования заключалась в выполнении сравнительного анализа особенностей учебной мотивации и отношения к школе в группах детей с разным уровнем школьной успеваемости. Процесс обучения для детей младшего школьного возраста должно быть личностно значимым, только тогда формирование положительной учебной мотивации. Мотив интереса также занимает особое место. Именно в возрасте младшего школьника ребенку легче привить интерес к учебе, так как в этот момент дети осваивают и познают новый для них вид деятельности.

В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса ГБОУ «Школа № 1208» в количестве 17 человек.

Нами была использована методика «Оценка уровня школьной мотивации» (автор Н. Г. Лусканова) и проективный рисуночный тест «Я в школе». Дети были поделены на три группы, исходя из уровня успеваемости школьников: первую группу составили дети с высокой успеваемостью в школе, вторую группу — дети, имеющие средние результаты успеваемости, третью группу составили ученики, плохо усваивающие новые знания, навыки и умения.

В ходе исследования были получены результаты, которые изложены ниже.

К числу преуспевающих детей можно отнести одну ученицу, составляющую 10 % от общего количества учащихся второго класса. Эта девочка имеет очень высокий уровень учебной мотивации. Для детей с высоким уровнем школьной успеваемости характерна следующая особенность: интерес к учебе играет главную роль в мотивации. Их отличает положительный настрой к учебной деятельности. Такие дети являются добросовестными, ответственными, умеют следовать инструкции и любят учиться. В своем рисунке эта девочка нарисовала не только себя, но и своих одноклассников, которые сидят за партами и учатся, а перед ними стоит учитель. На лицах всех изображённых ученицей людей улыбки. На рисунке также изображена доска, учитель, а на доске — добрая пословица «меньше говори, больше делай».

Число детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации, равно восьми.

Это практически треть класса, то есть 29 % от общего числа учащихся. Такие дети успешно справляются с учебной деятельностью, предпочитают уроки переменам. Поведение этих учеников обусловлено благоприятным отношением к школе, они проявляют любопытность, задают интересующие их вопросы до тех пор, пока не получат удовлетворяющий их ответ. На рисунках этой группы учащихся изображены они сами, сидящие за партами, на которых находятся все школьные принадлежности, а в тетрадях выставлены положительные отметки. Стоит отметить, что мотив отметки играет одну из главных ролей в повышении уровня учебной мотивации. Однако, взаимосвязь между отметками и знаниями устанавливается немногими учениками. Сами учащиеся относятся к отметке как к получению общественного мнения по отношению к себе. Особенно это заметно у детей, которые успешно учатся и имеют высокий уровень учебной мотивации. Отметки «хорошо» и «удовлетворительно» портят им настроение и вызывают чувство негодования, плохого отношения к себе.

Среди общего числа испытуемых второго класса, 41 % — это дети со средним уровнем школьной мотивации. Их количество равно десяти. Не смотря на то, что таким детям не всегда нравится ходить в школу, у них есть друзья среди одноклассников, и они испытывают интерес к учёбе. Познавательная активность детей со средним уровнем учебной мотивации, как правило, заметно снижается к концу учебного дня, в конце недели или, например, конце четверти. Их отличает позитивное отношение к школе, они делятся своими успехами и неудачами со своими родителями. На рисунках этих детей ученики не сидят за партами. Они играют и общаются друг с другом. Рядом с детьми изображены одноклассники и предметы быта (часы, комнатные растения).

Три ученица, что составляет 11 % от общего количества учащихся, имеют низкую школьную мотивацию. Эти дети неохотно посещают школу. Без помощи и содействия учителя могут терять силу имеющейся школьной мотивации. Им интересны одноклассники, но среди них они мало с кем дружат. На рисунках таких учащихся дети за партами сидят по одному, на партах и вокруг них нет ничего.

Такому же количеству учеников второго класса свойственна очень низкая степень учебной мотивации. Задание любой сложности вызывает у таких детей затруднения, они перестают усердствовать в их выполнении и не проявляют старательности. Урокам эти дети предпочли бы перемены, а в случае предоставления возможности не ходить в школу, они с радостью ей воспользуются. Изображения этих учеников говорят о страхе перед учителем: его изображение преувеличено во много раз и закрашено черным цветом.

Опираясь на наши исследования, проведённые на базе ГБОУ «Школа № 1208», г. Москвы, мы пришли к выводу, что уровень успешности напрямую зависит от уровня учебной мотивации детей младшего школьного возраста. По нашему мнению, успешность учебной деятельности младших школьников в большей степени зависит от школьной мотивации, чем от показателя общего интеллектуального развития. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. Хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий. Такие дети имеют склонность к более легкой работе, механическому копированию действий учителя, одноклассников. Из этого следует, что, учебная мотивация формируется через сотрудничество с учителем. Как только пропадает связь с учителем, интерес ребенка к учебе спадает а, значит, и падает его успеваемость.

Литература:

  1. Вачков И. В., Аржакаева А. Т., Попова А. Х. «Психологическая азбука» (1–4 классы), М., 2005, «Ось 89», 143 с.
  2. Вачков И. В. Основные идеи программы «Психологическая азбука» М., 2005, «Ось 89», 76 с.
  3. Дубровина И. В., Данилова Е. В., Прихожа А. М. Психология, 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003. – 464 с.
  4. Ильин Е. В. Психология для педагогов, — Санкт-Петербург, 2012, «Питер», 638 с.
  5. Ромицына Е. Е. Практикум по психодиагностике, Санкт-Петербург, 2006, «Речь», 110 с.
  6. ФГОС НОО: http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle