Библиографическое описание:

Волохатая И. В., Плахов А. В. Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 260-262.



В формировании бюджета страны большую роль играет косвенное налогообложение. Современная налоговая система в России начала существовать в январе 1992 года. Тогда вступили в действие законы: «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах». Именно эти налоги играют основную роль в РФ, и относятся они к косвенным налогам.

Косвенные налоги — это источник бюджета, наиболее независимый от колебаний и спада экономики. Высокая доходность — главное преимущество данного налогообложения.

Косвенное налогообложение Российской Федерации представлено акцизами, (до 2005 г. — таможенными пошлинами, которые были выведены из состава налоговых доходов) и налогом на добавленную стоимость, о необходимости которого не утихают споры. [2]

Проанализируем поступление НДС в бюджетную систему РФ на 1 января 2014–2016 гг.

Таблица 1

Поступление НДС вбюджетную систему РФ на 01 января 2014–2016гг. [1]

Наименование

01.01.2014

01.01.15

01.01.16

млр.руб

%

млр.руб

%

млр.руб

%

НДС всего, в т. ч.:

2438,13

100

2821,5

100

3117,97

100

-НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

2329,25

95,5

2702,24

95,7

2976,23

95,4

-НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

108,88

4,5

119,26

4,3

141,73

4,6

Так, на 1 января 2016 г. зафиксировано повышение поступлений от НДС на 679,84 млн руб. по сравнению с показателями 2014 г. На объемы поступлений большое влияние оказал переход к обязательному определению даты возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость всеми налогоплательщиками по методу начисления. Уплате налога по методу начисления может увеличить доходы федерального бюджета.

В 2015 г. доходы федерального бюджета от НДС, администрируемого ФНС России, составили 2821,5 млрд. руб. против 2438,13 млрд. руб. в 2014 г., т. е. увеличение поступлений по сравнению с предыдущим годом на 383,37 тыс. руб.

Много раз выдвигались предложения о замене НДС налогом с продаж или налогом с оборота. Важным аргументами в пользу отмены НДС являются: 1) нагрузка на высокоэффективный бизнес, который имеет высокую долю добавленной стоимости, (почти 1/5 от оборота); 2) предприятия являются заложниками своих поставщиков; 3) налог изымает оборотные средства предприятия независимо от доходности предприятия; 4) значительные издержки по учету и исчислению; 5) сравнительная легкость искажения деклараций; 6) реимпорт товаров. [2]

Так же у НДС имеются недостатки, связанные с администрированием, которые делают его неэффективным в Росси и в других странах. Для стимулирования производства продукции целесообразно было бы: снизить ставку налога на 1 %, т. е. взимать его по ставке 12 %, но сохранить его льготную ставку в 10 %, чтобы избежать рост цен на потребительские товары, и упростить механизм расчета.

В рамках антикризисных мер и мер по поддержке экспорта необходимо установить порядок вычета сумм налога на добавленную стоимость по товарам, используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 %, в порядке, аналогичном порядку, применяемому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставкам в размере 10 и 18 процентов.

Акцизы так же относятся к косвенным налогам. Акцизом облагается вся стоимость товаров, включая материальные затраты.

В 2015 году ставки акцизов на большинство видов подакцизных товаров увеличились в среднем на 20 %, на спиртосодержащую продукцию и этиловый спирт на 25 %, по сравнению с предыдущими годами.

Динамика поступления акцизов в федеральный бюджет РФ представлена в таблице 2.

Таблица 2

Поступление акцизов вфедеральный бюджет РФ на 1 января 2014–2016гг. [1]

Наименование налога

01.01.14

01.01.15

01.01.16

Руб.

%

Руб.

%

Руб.

%

Акцизов всего

6453644

100,00

520829393

100,00

527889447

100

Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья

2809

0,04

532789

0,10

528450

0,10

Акцизы на спиртосодержащую продукцию

3659

0,06

9406

0,00

51142

0,01

Акцизы на табачную продукцию

197

0,00

314011701

60,29

379105869

71,82

Акцизы на автомобильный бензин,

4870350

75,47

66918305

12,85

-

-

Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы,

6843

0,11

16845882

3,23

11314536

2,14

Акцизы на дизельное топливо

857875

13,29

39062351

7,50

-

-

Акцизы на моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей,

18262

0,28

879886

0,17

-

-

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %

24

0,0004

85930470

16,50

77010613

14,59

На 01.01.16 год поступление акцизов на табачные изделия составили 379,1 млн руб., что на 11,53 % больше чем 01.01.15 года.

За 2015 год поступления акцизов на автомобильный бензин отсутствуют, а в 2014 году составили 66 млн руб. и по сравнению с 2013 годом увеличились на 62 млн.руб, что обусловлено ростом поступления акцизов на автомобильное топливо в сопоставимых ценах в 2,3 раза. Также очень существенно растут акцизы на автомобили на 01.01.15 по сравнению с 01.01.14 годом, причем на 01.01.16 сумма акцизов заметно уменьшилась, на 5 млн руб.

Еще одним весомым источником, формирующим налог, являются акцизы по алкогольной продукции. Поступление акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья производимый на территории РФ в бюджетную систему РФ 01.01.16 года составили 528 тыс. руб. и по сравнению с 01.01.15 уменьшились на 4 тыс. руб.

Рост объемов продаж ликероводочной продукции обусловлен реализацией проводимой государством политики по уменьшению потребления низкокачественных алкогольных напитков. На 01.01.16 года сумма акцизов составила 51 тыс. руб, что на 41 тыс. руб больше, чем на 01.01.15 года.

На 2017 год предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2017–2018 годов. То есть, предполагается индексация ставки в среднем на 8 % по всем видам подакцизных товаров, кроме сигарет (по этому виду индексация — 17 % на сигареты с фильтром и 30 % — на сигареты без фильтра). [3]

В отношении вин и игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения установить в два раза более низкие ставки акцизов по сравнению с аналогичными винами без этих характеристик.

Таким образом, перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.

Косвенные налоги часто критикуют, говорят, что они регрессивны и недемократичны, но в тоже время, они являются оптимальными для нестабильной экономики. Косвенные налоги еще не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет.

Литература:

  1. Налогообложение в РФ./ [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Федеральная Налоговая служба».- Режим доступа: www.nalog.ru
  2. Налоговое право: учебное пособие для студентов юридических и экономических ВУЗов / С. Г. Пепеляев / под ред. С. Г. Пепеляева. — М.: Пресс, 2014
  3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов./ [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Министерство финансов Российской Федерации».- Режим доступа: http://minfin.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle