Библиографическое описание:

Старостин К. В. Причины перегрева двигателя и его профилактика // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 78-81.



Одной из серьёзных проблем у автолюбителей является перегрев двигателя, который в большинстве случаев происходит из-за халатного отношения к автомобилю и, реже, из-за выхода из строя частей моторного отсека. Стоит разобраться в причинах и методах решения этой проблемы.

Двигатель автомобиля и причина его перегрева. Перегрев из-за халатности. Причиной этого может послужить посторонний предмет, который находится перед радиатором. Многие автовладельцы просто забывают убрать утеплитель. Чаще происходит недосмотр за охлаждающей жидкостью в радиаторе. Нужно периодически следить за уровнем тосола. Если обнаружена утечка жидкости, то доливая её понемногу, следует добраться до СТО, чтобы выяснить причину подтекания. Доливать в радиатор можно любую марку тосола, а вот воду только в крайнем случае. Ни в коем случае не открывать крышку радиатора, если мотор ещё горячий

«Перегрев двигателя можно предупредить, или хотя бы снизить вероятность появления такой поломки. Для этого следует придерживаться нескольких простых правил. Во-первых, обязательно следует периодически проверять уровень охлаждающей жидкости. Лучше всего данную процедуру выполнять перед каждой поездкой особенно владельцам старых автомобилей. Во-вторых, при техническом обслуживании, но не реже чем один раз в квартал проверяйте натяжение приводных ремней вентилятора и водяного насоса, проводите чистку радиатора с внешней стороны. Так же при появлении даже небольших трещин на резиновых трубках системы их необходимо сразу заменить» [1]

Технические причины:

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\568x390_ventilyator-ohlazhdeniya-dvigatelya.jpg

Рис. 1. Вентилятор системы охлаждения

Поломка вентилятора. Когда двигатель автомобиля работает, то он периодически или постоянно, в зависимости от конструкции автомобиля, должен вращаться. Причиной поломки вентилятора может быть выход из строя муфты привода или ослабление его ремня. Стоит обратить внимание на количество лопастей. Если некоторые сломаны, то это приведёт к неполноценному охлаждению радиатора. Решение простое — замена вентилятора.

Протечка жидкости. Основной причиной перегрева автомобиля является низкий уровень тосола. Чаще протекание возникает там, где соединяются патрубки или в радиаторе. Стоит внимательно присмотреться к местам, где крепятся хомуты. Ошибка многих автолюбителей в чрезмерном их затягивании, что приводит к тому, что патрубок лопается. Также утечка может быть из радиатора печки. Обнаружить которую, можно по подтёкам в салоне автомобиля под передней панелью, а также специфическому запаху. Незначительную протечку можно устранить с помощью герметика, если в системе залит тосол. При наличии в системе воды, на её стенках могут образоваться солевые отложения, что в свою очередь при добавлении герметика может привести к закупорке канала.

Пробка радиатора. Многие современные автомобили оборудуются форсированными двигателями, и нагрев его некоторых элементов может выдерживать температуру до 120 градусов. Из источников информации можно узнать, что охлаждающая жидкость при такой температуре не закипает, так как она находится под маленьким давлением. Одно условие у такой системы — она должна быть герметичной.

При её нарушении в расширительный бачок попадает пар, а затем в атмосферу и двигатель перегревается. Из этого становится понятно, что прокладка головки блока порвана. Симптомы — образование пузырьков, пены, в расширительный бачок вытесняется жидкость. Также герметичность может нарушить клапан пробки радиатора. Определить неисправность можно, пощупав патрубки. Они должны становиться твёрже на прогретой машине. Если патрубки остались такими же мягкими — значит герметичность нарушена.

C:\Users\user\Desktop\726ebau-960.jpg

Рис. 2. Новая и изношенная водяная помпа автомобиля ЗАЗ 1102

Неисправность водяного насоса. Помпа может неправильно работать, если ослабнет ремень привода. Ремонтируется это простым подтягиванием или заменой ремня. Также лопасти помпы могут со временем обрастать налётом или загнивать, что приведёт к плохой циркуляции жидкости в системе и перегреву. При замене на новый насос проблема решится.

Не работает термостат. Его задачей является открывать клапан, запуская тосол по большому кругу при определённой температуре. Часто бывает, что он заклинивает, тогда перегрев двигателя обеспечен. Устранить неисправность можно, заменив его на новый.

C:\Users\user\Desktop\priznaka-probitoy-prokladki-gbc.jpg

Рис. 3. Разрыв прокладки

Разрыв прокладки головки блока цилиндров. При такой неисправности в охлаждающую систему попадают отработанные газы из коллектора. Происходит потеря герметичности, падение давления и закипание тосола. На глаз можно увидеть большое количество пузырьков и вспенивание, подняв крышку радиатора. Для определения целостности прокладки головки блока нужно отсоединить трубку от бачка расширителя, поместив её в ведро с чистой водой, при этом второй конец должен быть закреплён к пробке радиатора. Заводится автомобиль и смотрим как вытекает тосол. Если появляются пузырьки — значит прокладка пробита.

Что делать при перегреве двигателя?

Охлаждающая жидкость под высокой температурой представляет человеку опасность, которая может привести к ожогам. Поэтому необходимо включить печку на максимальную мощность и сразу припарковаться, таким образом снижается температура антифриза через радиатор печки. Далее проверяем работу вентилятора, шкив помпы должен вращаться. Так же нужно отключить двигатель автомобиля и на ощупь определить равномерность прогрева радиатора. Если температура его поверхности разная, это означает, что термостат неисправен или забиты соты, при большей разнице температуры говорит о том, что помпа вышла из строя. После того, как температура двигателя упала, совершаем проверку уровня охлаждающей жидкости и доливаем по мере необходимости. Следует быть осторожным, головка блока может лопнуть, если температура жидкостей будет слишком разная.

Профилактические меры

C:\Users\user\Desktop\2015-03-29_141207.jpg

Рис. 4. Температурный датчик охлаждающей жидкости

Двигатель мгновенно не перегревается, повышение температуры происходит лишь в некоторых отдельных его частях, которое приводит, как правило к перегреву всей системы. Для того чтобы исключить такой вариант событий, следует чаще наблюдать за показателями температурного датчика.

«Профилактика становится необходимой мерой, которая поможет избежать перегрева или хотя бы уменьшить его последствия. Это не требует от водителя больших денежных затрат, но может сохранить жизнь мотору. Для этого достаточно лишь уделять больше времени осмотру автомобиля, регулярно проверяя все элементы и детали, вызывающие подозрение, а также те части двигателя, которые чаще всего служат причинами его перегрева». [2]

Литература:

  1. http://avtomotospec.ru/poleznoe/chto-delat-pri-peregreve-dvigatelya.html#tops // АвтоМотоСпец. URL: (дата обращения: 24.11.2016).
  2. https://www.avtobeginner.ru/articles/55013/how-to-prevent-overheating-of-the-engine.html // Автобегиннер. URL: (дата обращения: 24.11.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle